Предыдущую
часть читать тут Речь про этот маршрут.
Про его финальную часть, когда после ночевки где-то возле Каменки, что в воронежской области, утром, въезжая в городишко, увидел непонятный мне монумент.
Вроде это и военный памятник (иные встречал крайне редко), но при чем тут вагонетка?
Уже дома, за столом, спустя пару месяцев, начал разбирать фотографии и мне открылась страничка военной истории, о которой почему-то мало кому известно. Пришлось порыться в нете, проштудировать массу инфы, чтобы и самому разобраться, а потом и вам вкратце пересказать историю пантеона, что на фото ниже.
Итак, к лету 1942 года соотношение сил было в пользу фашистской Германии. Развивалось наступление на Сталинград и Кавказ. Но главная ударная сила - 4-я танковая армия - застряла у Воронежа. Дон в районе Коротояка (на схеме внизу не виден, ибо он слишком маленький населенный пункт для карт Яндекса) и Лисок позволил задержать немецко-фашистские войска и организовать Сталинградский фронт. Форсировать Дон немцы не смогли - не пустили. Красным квадратиков показан участок о котором повествую.
Кроме проблем с форсированием Дона, у немцев были и иные проблемы - логистические. Дороги! Хорошие длроги с высокой пропускной способностью - вот что необходиммо было фашистам в этих краях. НО их не было или были, но грунтовые, что не соответствовало потребностям армии вермахта. Дороги возле Острогожска и Лисок, Каменки тоже были отвратительного качества из-за сильно пересеченной местности и грунтового покрытия. Пропускная способность их в сухое время была ничтожна. А уж в распутицу... Бескрайние, малообжитые степные просторы в Сталинградском направлении тоже не имели в ту пору никаких дорог. Все передвижение было по Волге - главной транспортной артерии, но она еще в руках русских. А немцам для наступления были нужны дороги. Много дорог, что бы перебрасывать из Европы к фронту все необходимое, начиная от бензина и снарядов для танков, кончая посылками для солдат из дома. Самый лучший выход - это железные дороги. В России их еще мало. Но одна, нужная немцам, все же есть! Она почти целиком в руках немцев, кроме одного небольшоко участка, который ну, никак не могут отвоевать. Как организовать, снабжать наступление армии, рвущуюся к Сталинграду, если непокорная крупная жд станция Лиски не пускает фашистов к железной дороге Харьков - Лиски - Ростов-на-Дону? Красная полоса на схеме ниже - линия фронта. Т.е. Лиски в руках Красной Армии, а Острогожск уже оккупирован немцами.
Вот так, зачастую на исход больших сражений оказывают влияние небольшие населенные пункты, особенно узловые железнодорожные станции. Их роль на суше подобна островам в океане. Одним из таких пунктов стала узловая станция Лиски, сыгравшая большую роль в обороне Сталинграда, хотя и на значительном расстоянии от него. На схеме выше жд обозначил черным пунктиром. Тоненькая, голубенькая линия реки это Дон, а линия фронта, повторюсь, обозначена красной линией.
На полгода Дон в районе Коротояка стал непреодолимой преградой на Сталинградском направлении. И расстрелянные, но не сдающиеся Лиски превратились в железнодорожную крепость. Лиски нельзя было ни обойти, ни объехать.
Наступавшие на Сталинград немецко-фашистские войска в составе 80 дивизий (грубо говоря по 10тыс чел в дивизии) нуждались в снабжении, а Лиски, как кость в горле, препятствовали этому с Харьковского направления. Тогда и появилась идея у штабистов вермахта - обойти этот участок России, построив спешно 36 километров железнодорожной ветки Острогожск - Каменка - синяя линия на схеме выше.
Строительство началось в августе 1942 года. 36 километров жд было проложено по балкам, оврагам, меловым буграм и болотистым солончакам. На моих предыдущих и последующих фото в этом районе видно, насколько пересеченная местность в этих краях - сплошные холмы и овраги. Узкая дорога вьется вверх-вниз, вверх, вниз.. Нынешний "Росавтодор", если ему поставить туже задачу, бы ща махал ковшами десятков экскаваторов, планируя грейдерами местность, наверно год или два, срывая-засыпая-трамбуя катками местность под полотно дороги. А тогда и вовсе.. Только кайлом и лопатами строили дорогу.
Если оценить объем и сроки работ, то «старая немецкая дорога» на Рыбачьем на фоне этой «Берлинки» уже не кажется чудом.
Построили за три месяца. Еще через три месяца о ней забыли на десятилетия. Вспомнили о «Берлинке» в 2005 году, когда была обнаружена в Германии карта этой дороги. После этого рассказы местных жителей про эту жд из разряда мифов превратились в быль. До этого никто не воспринимал всерьез факт существования этой железной дороги.
Для железнодорожного полотна надо было вынуть тысячи кубометров грунта. Земляные работы производились вручную. Надо было построить десятки мостов. Уложить рельсы. И все это вручную. Причем дорогу строили одновременно с Острогожска, и с Каменки.
Для строительства вдоль дороги были созданы несколько лагерей военнопленных общей численностью около 30 тысяч человек. Пленные работали по 18 часов в сутки, а кормили их просом с водой, баландой. Иногда варили протухшую конину. Чтобы военнопленные лучше работали всего в 50-и километрах от линии фронта и не помышляли о бунте и побеге, надо было морально сломить дух людей. Это и делали, превращая бывших солдат в зомби. Впрочем не только в на этой стройке. Подобные методы морального подавления людей в той или иной форме были присущи всем концлагерям немецким. Это не оч сложно, если ты во власти, а технология уже отработана
Вот, например, есть описание. Кратко перескажу выжимки из большого текста, а вы можете отыскать аналогии тех методов в современной жизни демократической страны.
Технология ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина. Раб сила, которую не жалко пустить в расход. Из сопротивляющейся взрослой личности (военнопленого) нужно сделать испуганного ребенка, силой добиться регресса - "опустить" человека до состояния ребенка или вовсе животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Ибо биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев. Для этого есть правила.
Правило 1. Заставить человека заниматься бессмысленной работой.
Одно из любимых занятий эсэсовцев - заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные тоже понимали, что она не имеет смысла. Например, таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал!», «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать». Советскую армию помните? Да, и в наше время, работая на хозяина, с такими приказами встречаешься.
Правило 2. Ввести взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны. Это создает атмосферу постоянного страха. Чтобы не быть пойманным и наказанным, люди вынуждены договариваться с начальником/надзирателями, тем самым впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать - в обмен на те или иные услуги. Находите аналогию в нынешнем мире? Если что, то абсурдность или противоречивость государственных законов - полный аналог.
Правило 3. Коллективная ответственность, которая размывает личную - это давно известное правило. Когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает людей в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником начальника. Повинуясь минутной прихоти, эсэсовец/начальник отдает бессмысленный приказ о котором через минуту забывает. Но стремление к послушанию заставляет соблюдать приказ (эсэсовец/начальник о нем уже забыл) и принуждать к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки от такой процедуры становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее многие, давно находящиеся в лагере заключенные, продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.
Это были три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.
Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит, а для этого надо создать непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать. Иначе говоря, заставить людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.
Группу чешских заключенных в лагере уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте временно без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно - в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев - снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.
Жесточайший распорядок дня постоянно подгоняет людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании, то опоздаешь в туалет. Если задержишься с уборкой своей кровати (до 1941-го в Дахау, например, еще были кровати) - не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться…
Постоянно тебя подгоняют отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения чередуются безо всякой системы.
Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца. В наше время авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны работников. Вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).
Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
Выживший заключенный концлагеря описывал такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметили» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, им кричит «молодцы!».
Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». У заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру. В фашиствующих государствах правило «все знаем, но делаем вид…» - важнейшее условие их существования.
Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
Чтобы остаться человеком, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата. Если ты выжил ценой перехода за эту черту, будешь зомби.
Пример про «последнюю черту». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка.
И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился - или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их - одного мертвого, а другого умирающего - отправили в крематорий.
Результат реализации всех правил: человек, поверивший, что он никак не может влиять на свое положение, становится ходячим трупом. В своей жизни, работая то на одного, то на другого хозяина, частично ощущал подобное и на себе. Сначала прекращаешь действовать по своей воле, а лишь автоматически выполняешь приказы/обязанности. Потом под психологическим прессингом меняется осанка и походка. Затем меняется взгляд - начинаешь смотреть только перед собой, отбрасываешь всякую попытку осмыслить собственное поведение, выполняешь любую, самую глупую команду начальника.
Собственно на это и нацелена либеральная политика - либо ты ариец-командующий, либо ты зомби-зависимый от прихоти чиновника. А денежные знаки лишь ускоряют перевоплащение людей.
При таких, описанных условиях, только в одном лагере (из множества на этой стройке) ежедневно от голода и болезней умирали до 50 человек. А лагерей, я написал выше, было шесть. По свидетельствам местных жителей, на протяжении 36 километров дороги в насыпь зарыты останки тысяч советских солдат и офицеров. Для ускорения работ, умерших просто укладывали в насыпь и закапывали в полотно будущей жд.
Как рассказывает местный историк Виктор Васильевич Стрелкин, про быт военнопленных, то вначале стройки на поле возле его хутора был организован простой загон из колючей проволоки, где под открытым небом содержались военнопленные. Ближе к осени, чтоб рабсила не умирала преждевременно, нашим солдатам разрешили построить из ивняка(!! Тонких ивовых прутьев!!) ) подобия бараков, которые хотя бы минимально защищали от непогоды. В бараки даже поставили бочки, которые как очаг использовались для обогрева и сушки одежды.
Охрану концлагерей осуществляли венгры - вояки плохие, но как сторожа свирепые.
17 сентября, пока все люди находились на работах, от скуки и шутки ради венгры заложили в бочки ручные гранаты. Когда пришедшие с каторжных работ уставшие и промокшие люди развели в бочках огонь, гранаты стали взрываться, убивая и калеча людей. Естественно, заключенные стали разбегаться-выбегать из загоревшихся бараков. В это время венгры открыли огонь из ручного оружия и пулеметов по выскакивающим из сараев людям.
Местные жители пытались помочь пленным, но венгры стреляли и в тех, кто пытался приблизиться к горящим баракам. Не щадили никого. В тот вечер погибло около 450 человек. Хотя в реальности цифра, скорее всего, больше, так как люди умирали позже от ран, ожогов и увечий, полученных в давке. И этот пример не единичный, а лишь зафиксированный.
В ноябре железная дорога была почти готова. Она представляла собой одну колею и множество мостов на деревянных опорах, как на картинке. На самом хуторе были построены вокзал и «бассейн» для заправки паровозов - полная жд инфраструктура.
В годы войны наша разведка хоть и знала о дороге, но не придавала ей большого значения. Лишь когда 23 ноября 1942 года было завершено окружение Сталинградской группировки фашистов, и никак нельзя было допускать ее снабжения, возникла задача уничтожить «Берлинку». Но не очень эффективно её бомбили.
Во время отступления, в ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции наших войск, фашисты взорвали полотно «Берлинки» и все объекты дороги: мосты, вокзал в Пахолке, сооружения для заправки паровозов...
Поэтому быстро наступающие войска не обратили внимания на руины, позже о немецком строительстве забыли, а сегодня и вовсе про эту трассу известна мало. О «Берлинке» напоминают народные(!) небольшие памятники (я насчитал порядка пяти штук), поставленные вдоль нее усилиями местных жителей(!), которые еще помнили, что творилось здесь летом и осенью 1942 года. Официально у въезда в Каменку стоит новенький обелиск, возле которого я и остановился. Более про эту дорогу ничего нигде не говорится.
Стоит задуматься возле этого обелиска. Дорога «Берлинка» - лишь один из забытых эпизодов в истории Великой Отечественной войны, коих было немало. И не только во время войны. Но в нем, как в зеркале, отражается не только бесчеловечность оккупантов, но и мизерность человеческой жизни. Берлинка - яркий тому пример - в 42 году в полусотне км от линии фронта уничтожены десятки тысяч русских военнопленных. Лишь спустя 70 лет случайно(!!) вспомнили об этом факте. А еще спустя пять лет поисковых работ установили имена лишь пяти человек из десятков тысяч. А остальные? Кто, где они? У них не было родных? Они песчинки унесенные ветром. Были и вдруг моментально исчезли из круга родных, из памяти знакомых, из истории страны? Так кто мы: личности или мнящие себя личностью?
С этой мыслью отъезжаю от обелиска. Есть над чем подумать.
После обелиска в Каменке совсем по другому смотрел на крутые холмы в округе, представляя, каково это голодному и слабому рубить эти меловые горы кайлом и на себе таскать бревна для опор мостов.
Дорога бежит то вверх, то вниз. С вершины холмов открываются великолепные виды - бесконечные просторы, чередующиеся холмы с пятнами водоемов. Красиво. Очень красивая у нас Родина - необъятная и прекрасная. Не верится, что на этих просторах шла война. Но она была. Именно на этих рубежах, возле Дона остановили немецкую армию.
Отсюда они покатились в обратную сторону. Светлая память освободителям.
А мое блуждание по просторам России подходит к концу. Вон уже и указатель на Павловск появился. Еще немного и выскочу на М-4. Какое мое впечатление от дороги? Конечно, тупо давить на гашетку по платке 110 это быстрее. Если готов платить. В моем случае плата составила бы 2тысячи - четыре бензобака. С другой стороны, качество бесплатных дорог хорошее. Даже более, чем хорошее. А большие ремонты полотна были и на платных участках. И местные с кем разговаривал, (не богатые люди) однозначно говорили о том, что в сторону Москвы по бесплатным дорогам ездят с теми же затратами времени и денег. То есть все как всегда - если есть деньги, то плати и не думай, а нет денег, то подумай и получишь тот же результат но бесплатно.
ОТ Павловска до Ростова бесплатный участок М-4. Я плыву в плотном потоке отпускников и фур. Скорость по-прежнему около ста, солнышко во всю.Наконец-то солнышко!!
Из проблем, о которых могу догадываться это грандиозные ремонты (придется по обочине обходить) и «узкое горлышко» на мосту в Каменец-Шахтинском. Остальное - просто надо перетерпеть оставшиеся тысячу километров.
Богучар, Миллерово - тут три (или четыре?) недели назад начинались мои приключения. Проехал, это место, замкнул петлю. Далее по трассе - "любимый" Каменец-Шахтинский.
И перед ним машины начали уплотняться, организовыватсья в плотную колонну. Самые нетерпеливые, есно, рванули по обочине и встречке. Хм. Странно. Авария, шоли впереди? До города еще километров десять, а пробка уже стоит.
Ну, я не четырехколесный, мне и сам Бог велел не стоять в пробке. Выруливаю сначала слева колонны (почти культурно, - двойную сплошную не пересекал! Почти), потом справа , по обочине - так привычней (подбирать гвозди). Ползу в голову колонны. Из стоящих авто люди уже вышли. Мат стоит по поводу задержек на солнцепеке, - мне аж сквозь шум v-twin-а слышно. Не просто солнышко на небе, а жара, причем уже сильная. А я ползу. На меня, блоху, внимания не обращают. Километров через десять уперся в голову колонны. Далее ДПС никого не пускает. ДПС это двое на одной машине, что на обочине. А большегрузы и вовсе своими тушами блокировали мост. Глушу двигатель, прислушиваюсь к разговорам. Оказывается единственный мост пару часов назад закрыли на капремонт. Есно, про альтернативу переправы думали в последнюю очередь. Поэтому водилы подтягиваются в голову колонны. Я стою сразу за головной машиной, перед мной парочка ПИДРов между собой шушукаются, и ищут глазами куда бы свалить от разьяренной и увеличивающейся толпы водил. Ща их будут бить. Скорей всего - ногами.
Думаю, большинство, читающих мой опус, проезжали это узкое и неудобное место в Каменец-Шахтинском и помнят, что у реки крутые берега. Она течет у подножия высоких холмов. От уровня дороги до поверхности воды не менее полусотни метров. Мост старый, по одной полосе в каждую сторону. Перед мостом куча развязок, что усложняет движение. И вдруг перед мостом три полосы вдруг сжимаются в одну, и, есно, ДПС тут «пасется» со всем своим большим интересом. Бр.. Неприятный участок.
И вот мост решили закрыть на ремонт в самое пекло, когда толпа отпускников ломанулась на юг. Следующий мост через реку в десяти километрах. Но об этом я узнал тока ща, когда начал штудировать карту.
Итак, я подъехал в голову колонны в самый интересный момент противостояния. Судя по длинне колоны, стоят машины уже не менее часа. И вот, толпа гневных водил против двух ПИДРов. Кто кого?
Правохранительные органы не выдержали первыми - начали куда-то звонить, кому-то махать руками на той стороне моста и - о чудо! - один из них махнул палочкой куда-то вниз.
- Туда езжайте! - Гражданские не поняли широкий жест.
- Куда ты нас посылаешь?
- Туда, вниз можно легковушкам,
- А большегрузы?
- Фуры продолжают стоять тут до окончания ремонта моста. - Не знаю, сколько бы длилась перепалка, но самые нетерпеливые рванули вниз с трассы по грунтовке. За первыми вторые. Затем рванули те, кто готов был своей физической силой проложить прямую дорогу по мосту. Мне тоже было некомфортно стоять в своем черном куртофанчике на жаре. Я тоже пристроился к колоне, уползающей куда-то в гущу кустарника.
Оказалось - понтонный мост-дублер сооружают саперы-солдатики. Заканчивают сооружать. Двое сваркой что-то доваривают, а третий на катере удерживает всю конструкцию, чтобы не снесло течением. Судя по тому, что они его мыстырили сваркой и понтоны были непонятного цвета и возраста, да, еще и скрученные проволокой, то .. гм.. или гражданских вовсе не уважают или верховный главнокомандующий саперам уделяет мало внимания, мягко говоря. На фото ниже видны свежие места сварки?
Машины ничтоже сумняшеся запрыгивают на шатающуюся конструкцию и ползут на тот берег. Следом за ним и я. Скользко на мокром железе понтона. Но для мя понтон широкий, так что, без особых проблем перебрался.
Точно так же выкарабкался на трассу. Оглянулся. На том конце моста ПИДР-ы облегчено вытирали пот, колонна мимо них ныряла в кусты под откос, чтобы вынырнуть на этом берегу. Солдатики равнодушно на все это взирали с понтонна.
Вдруг.. Вдруг.. Чудо, что ли?
По мосту пошли большегрузы! Один за другим идут как ни в чем не бывало!! Куда вы ползете? Мост же вот-вот разрушится!! Но они ползут, десяток за десятком - вся многокилометровая колонна! И мост не падает!
Не падает!!
Легковушки ломятся на понтон, большегрузы ползут по аварийному мосту. У меня нет слов. Ради чего мурыжили людей на жаре? Одно слово - Россия.
Время около двух часов дня. Сегодня явно успею проскочить оставшиеся 150 "ДО" и выскочить "ЗА" Ростов, а там где-нить под Азовом в комариных плавнях заночую.
Погнал.
В Ростове самое сложное - выскочить на самый дальний мост, ведущий на Азов. От М-4 до него около 70км. Вокруг города, через аэпорт Платова, по задворкам шла моя дорога. Подозреваю, что это был не самый оптимальный маршрут, но тогда мне уже было все равно, - лишь бы доехать. Лишь с третьей попытки мне удалось его найти, не взирая на «помощь» толстого армянского ПИДРа. Никогда не видел армянина в ДПС. Но ту повезло - живописный колобок с характерным профилем неторопливо и вальяжно носил свое пузо от одной легковушки до другой, типа проверяя документы.
И тут, - вот невезуха! - перед ним появляется нечто бородатое в два раза его выше, да, еще, и в черной куртке и красном шлеме. Мало того, оно начинает расспрашивать уважаемого ДПС-ника, как проехать на Азовский мост. ДПС задумался: вроде инструкция говорит, что гостям города нужно помогать, но (подозреваю) он сам не оч четко представлял, где этот мост и как до него добраться. Поэтому он ничего лучше не придумал, как послать меня назад, на трассу (70км), с которой я съехал час назад. До трассы километров 70, а у меня уже горит желтая лампочка - бензин на исходе.
- Езжай назад на М-4, дорога сама тебя выведет на мост и на Краснодар.
- Мне не надо на Краснодар, мне нужен Азовский мост
- Не мешай работать!
Я четко знаю, в каком направлении мост. До него осталось менее пяти километров. Но не могу сориентироваться - в этот поворот мне или в следующий. Бензин на нуле, солнышко садится, экспериментировать некогда.
Продолжение
следует