Предыдущую часть
читать тут.
Речь веду про этот кусочек маршрута:
На карте схематически показан желтой линией маршрут. Сначала он шел вдоль реки Титовка, а перед хребтом Муста-Тунтури (отмечено красным цветом) поворот налево
и далее вдоль хребта. Именно возле хребта и начинается-заканчивается немецкая дорога. По вершине хребта проходила линия фронта.
А пока ты едем (мчимся) вдоль реки по разбитой грунтовке.
Но если отвлечься от разбитой дороги, и оглянуться по сторонам, то наш маршрут проходит в горной местности по живописнейшим местам среди скал, озер и тундры. Причем, едем по разбитой дороге, которой уже много-много лет. Но, как и 80лет назад, путь по этой разбитой дороге сложный, проедет не всякая машина.
В своих предыдущих записях я рассказывал про эту центральную и основную дорогу на полуостров. Если коротко, то эта дорога связывала между собой множество воинских гарнизонов расположившихся на Рыбачьем в послевоенные годы. По ней ходили и оленеводы и рыбаки и военные. В разные периоды времени она была то лучше по качеству, то хуже. Но всегда оставалась грунтовой. Асфальта на ней было только первые пара километров. Далее до ГЭС еще более менее грунтовка, которые наездили и утрамбовали колесами рыбаки. Но далее.. как в войну после бомбежки... Имхо, за последние пару лет она стала заметно хуже. Эврипид подтверждает мои догадки, говоря что состояние специально ухудшили грейдером, что бы ограничить количество приезжих на полуостров.
Солнышка и сегодня его не будет - тучи плотно закрыли небо. С каждой сотней метров все плотней и плотней землю укутывает туман. Или это мы в тучу вьехали? Но видимость все хуже и хуже. Вся наша поездка прошла в плотном тумане, что очень будет заметно на фотографиях.
Но и этот факт меня не огорчает. Узнаю и радуюсь знакомым местам. Вспоминаю, что и как было у меня связано с этими участками маршрута. Как я на своей красавице пытался штурмовать эти каменные россыпи, как с Доктором на трехколесном пытались вскарабкаться на гору. Приятно вспоминать, сидя в салоне проходимой Нивы.
Иногда встречаются машины. А еще видели парня на Варадео с вторым номером.Явно ошиблись дорогой - слишком празднично, легко и нарядно выглядели. Не для этих условий. Наверно, как и я когда то , первый раз сюда забрались. Интересно, сколь далеко они смогут заехать? А заехав, смогут ли выбраться без посторонней помощи?
Проехав пару километров от трассы через низину реки Печенга, увидели слева прилегающую дорожку. Основная дорога идет на восток, на Рыбачий. А эта на север, в сторону печенгского залива. С убитой грунтовки, что была на снимках выше и в предыдущей части, сворачиваем на такую дорожку, что на фото выше.
Мимо этого места я проезжал уже дважды. Тогда я особо не обращал внимание на прилегающие боковые дороги - мало ли куда они ведут, а бензина всегда в обрез и нет указателей, куда ведут эти дороги. Но наш провожатый уверено сворачивает на прилегающую.
Свернув со знакомого маршрута, приятные воспоминания сразу кончились, начались новые для меня открытия. Сразу же за первым подъёмом попали в другой мир. Я уже писал выше, что в этот день солнышко было надежно спрятано от нас за низкими тучами? Так вот, а в этой местности еще и туман. Причем туман местами очень плотный, а иногда чутку поднимается над землей. Что бы мы могли заглянуть под полог и увидеть местность, которую редко посещают туристы.
На снимке выше показано, как ручей пересекает дорогу - туннеля не видно, но вода течет не размывая полотно дороги. Сделано красиво и аккуратно.
С развалом СССР и сворачиваем воинских частей и без того пустынная местность и вовсе опустела. Здесь редко ходят машины и ощущение, что время тут замерло, - очень яркое. Тишина. Туман глушит звуки. Не слышно шумных чаек, мох глушит звуки шагов. Не слышно гула двигателей и нет ветра. Какой-то параллельный мир.
Только камни, мох и вода. Иногда дорога идет у края обрыва. Ограждений нет, разве что хлипкие кустики, которые ничего не смогут задержать, тяжелей велосипеда. Но зато покрытие дороги отличное, очень ровное! Нива не прыгает и не скачет на камнях, а идет ровно. Причем дорога не прыгает с сопки на сопку, вверх-вниз, а траверсирует неровности рельефа с минимальными наборами и сбросами высоты. Проще говоря, дорога идеально ровная! После волнообразных колдобин, что остались позади, это воспринимается как чудо.
Советские солдатики в свое время очень качественно спроектировали и уложили камни на дорожное полотно! Слава Советской Армии! Но Эврипид меня успокаивает - эту дорогу делали немцы во время войны, а не советские солдаты в послевоенное время! Мы едем по военной дороге, котрая не знает ремонта уже 70-80лет!!
Моему удивлению нет предела. Внимательно всматриваюсь в дорогу, пытаясь на ней увидеть или свастику или иные знаки, указывающие на немецкое происхождение. Но их нет. Просто ровная дорога лишь в некоторых местах имеющая небольшой уклон. Странное чувство - местность вокруг холмистая, а мы едем по ровной дороге.
После того, как закончились боевые действия в 1944-м году, эта дорога практически не эксплуатировалась, так как проходит в стороне от воинских гарнизонов, в безлюдной местности. Разве что иногда ездили танки во время учений. Для сравнения в центре Москвы после проезда тяжелой техники, несмотря на резиновые гусеницы, перекладывают асфальт, а тут спустя 80 лет дорога сохранилась практически идеально.
Я сразу не заметил, разглядывая окрестности, но Юра обращает мое внимание на то, как ровно и аккуратно сложены из камней края дороги. А у самого края камни лежат покрупнее, - некий бортик безопасности.
У самой кромке дороги у обрывов, в камни вмонтированы железные проушины, то ли для ограждения, то ли для освещения, или линии передач были. Скорей всего для безопасности. И такие характерные, скрупулезно-педантичные детали встречаются повсеместно на опасных участках дороги. Повторюсь, - педантично сделано.
Если бы не ручьи, кое-где пересекающие и размывающие дорогу, то тут можно ездить и на пузотерках. Но мостов через речушки-ручьи нет, только вброд. Древесина-покрытие мостов исчезла. Остались только аккуратные пазы в камнях. Возле мостов каждый ручеек уложен в специальные каменные направляющие, чтобы не размывать дорогу. Ювелирная работа!
Останавливаемся, выходим из машины чтобы более детально осмотреть дорогу. Ноги промокли по щиколлотку (я был в легких туфлях, а не в сапогах) после первого же шага по мху. Пушистый и мягкий мох был густо насыщен водой. А мы ведь собирались просто прокатится по Кольскому! А в реале пришлось много ходить по тундре. А тундра помимо мокрого мха густо покрыта колючей проволокой, стланником. Все вместе очень хорошо цеплялось за мои туфли. Настолько хорошо, что к ним пришла преждевременная смерть от утопления в холодной воде, а после от разрыва о мину, долго ждавей своего часта подо мхом - порвались.
Перед разобранными руками потомков мостами, редкие машины переправляются в брод, прыгая по камням. Странная логика - разобрать бревна моста, чтобы потом преодолевать трудности. Я бы понял, если бы этот мост был на вражеской территории, но в своей стране? Диверсанты, наверно, испортили мосты? Или исламские террористы?
После посещения третьей или четвертой немецкой точки я был уже если не по колено мокрый. А после шестого выхода из машины настолько промок, что просто перестал обращать внимание на воду. Казалось бы - выше чем по колено не намокну. Казалось.. Маленькие ручьи промывают себе в земле широкие русла - около метра шириной и более полуметра глубиной. Что интересно, и в 41-м году эти ручьи и промоины были. И немцы через них строили мостики. Так вот, некоторые (не все, а некоторые!!) каменные и дощатые мосты до сих пор функционируют и машины по ним без проблем проезжают!
К середине прогулки ноги мокрые, а выше еще тепло и сухо. Вокруг нас тучи или туман - уже не разобрать, да, и без разницы. Главное - солнышка нет и не предвидится. Сыро, промозгло, ничего не видно далее ста метров.
Как защитники Рыбачьего могли воевать (жить!!) ПОЛТОРА ГОДА в таких сырых, мокрых, морозных условиях? Я еще бегаю по горам на энтузиазме, но понимаю, что силы скоро кончатся. А как же солдатики в войну тут воеквали? Хотя, может, я ошибаюсь? Не они, а всякий мультяшный сброд - покемоны, спайдермены, бетмены, человеки-мутанты-пауки, шрек, нинзя - эти герои спасли мир во время второй мировой - этим безмозглым тварям нагрузки нипочем. На полном серьезе я такое уже услышал от современных детишек.
..
Некоторых мостов, как я написал выше, уже нет. Нашей Ниве предстояло возле уничтоженных мостов каждый ручей-речушку преодолевать, прыгая по камням вброд. Так что, на всякий случай, мы выгружаемся из авто перед очередным бродом, дабы максимально облегчить участь машины.
Впрочем, хозяин машины свою технику отрекомендовал как «хорошо подготовленную». Так и есть - некая северная помесь и машин «Нива» разных модификаций: кузов от одной модели, движок от другой, колеса от третьей, а мост от четвертой. Но двигатель работал без нареканий. Свет после манипуляций - тоже. Эврипид своевременно доливал тормозную жидкость и прокачивал, так что и тормоза тоже были почти все время. А то, что колесо отвалилось, так это мелочь. Но про колесо - позже.
Кстати, есть смысл походить пешком, чтобы более детально осмотреть дорогу - с инженерной стороны она красива, выполнена аккуратно и практически не повреждена прошедшими десятилетиями. Если бы потомки её не разрушали, то она служила бы еще столетия. Сам факт, что с момента строительства прошло 80 лет, а она еще очень даже на уровне, без всяких ежегодных ремонтов, - уже говорит о многом!
Но дорога военная, каждая груда камней по бокам дороги - это огневые позиции.
Мы останавливаемся, ходим, смотрим. Без детальных карт, без ориентации по сторонам света, сложно понять военный смысл, диспозицию сооружений. Но и так понятно, что ходами сообщений опутана вся местность, что блиндажи и стрелковые ячейки и слева и справа от дороги.
Но никаких воинских захоронений в этом районе ожесточенных боев нет. Ни русских, ни немецких. Все погибшие немецкие егеря собраны и похоронены на немецком кладбище в Печенге. Про это идеально ухоженное кладбище я детально писал ранее. А рядышком с немецким, наше захоронение находится в менее достойном состоянии. Кстати, в прошлом году его реставрировали, но кто и за чей счет - я не уточнял.
Равнодушное отношение к могилам-памяти я вижу по всей стране, что удручает. Воинских захоронений очень много. Но, умирающие села и нищие города не могут их вовремя облагораживать. И память, с воспитанием все дальше и глубже на задний план задвигают заботу о могилах предков, вспоминая о них лишь перед 9 мая. Люди сами облагораживают, что могут. А вот центральной власти не до этого. Кстати, при коммунистах за мемориалами следила власть, и школы с заводами шефство брали над захоронениями. А вот в наше демократическое (или, все же, либеральное?) время все заросло. А если учесть что
- «друзья» с Запада шествие Бессмертного полка приравнивают к фашистским маршам,
- а резолюция ООН №137 приравнивает наше прошлое к нацизму,
- а наши военные памятники в целях декоммунизации сносят.
- а наши дипломаты, увы, ничего сделать не могут, ибо санкции и повсеместная зависимость от Запада во всем. Я писал уже, что страна в оккупации?
Поэтому и вовсе становится грустно. Нашу память усиленно стирают, переформатируют на общеевропейский формат. Кстати, у них это получается. Но я опять отвлекся от темы.
Вся наша экскурсия, повторяю, происходит в туманном полумраке. На небе светлая пелена, по бокам более темная. Тишина. Ни плеска воды, ни шума ветра, ни криков птиц. Тишина. Клочья тумана явно видны местами. Тишина. Все замерло и затаилось в ожидании солнечных лучей. Иногда туман чуть приподнимается на полсотни метров вверх, и опять плотным ковром накрывает местность. Ничего не видно вокруг далее полусотни метров. Поэтому и четких, ярких фотографий не получилось. Ощущение, что мы заехали в какой-то параллельный мир или сказку. Мы бродим по остаткам немецких позиций в тумане.
На фото выше Сережа с Юрой возле пулеметного гнезда сложенного из камней.
Людей-туристов, кроме нас, на десятки км нет. И связи тоже нет. Не взирая на отсутствие солнышка, тут очень красиво. Своеобразная северная красота. Суровая красота и она вдоль дороги тянется на 40км до самой Печенги, откуда на фронт, на хребет Муста-Тунтури со всем полагающимся комфортом ездили немецкие егеря.
Пейзаж за окном Нивы очень красивый. Он нам понравился даже больше, чем виды открывающиеся с перевала Муста-Тунтутри. Особенно отражения скал в воде в редкие минуты просветов. Мы все ждем, что вдруг появится солнышко и мы хоть сориентироваться на местности сможем. Но, увы.
Под отражениями в воде бесчисленных озер можно и увидеть и найти артефакты войны, гораздо серьёзнее, чем «проушины» вдоль дороги. Мне очень понравилась чистота и прозрачность воды на севере. Сколько в этих краях бываю, столько не перестаю удивляться прозрачности воды. Когда озеро не глубокое и с хорошим ровным дном, то при солнечной погоде видно все на дне. Весь «мусор» на дне военный. В солнечные дни видимость до середины озера. Но сегодня солнышка нет, и не предвидится. Из окошка машины озерная вода кажется серой. Хочется макнуться в это озеро, но увы, время поджимает. Может, через пару часов сделаем привал у воды, и тогда.. А пока проезжаем/проходим мимо красивейших озер мимо.
Помимо природных красот, на дороге повсеместно остатки войны, военные укрепления, построенные немцами. Порой они стоят на самом краю скалы, на специально сложенном фундаменте. Это не военные объекты, а хорошо продуманная инфраструктура дороги. Вдоль неё были расположены и пункты обогрева, и санчасти и КПП и мастерские и снабжение. Продумано до мелочей. Поражаюсь, сколько всего успели они сделать. Хоть это и грубо и не точно, но можно сказать, что они построили полноценный городок у подножия двадцатикилометрового горного хребта. И эти строения сохранились!
Как только фронт стабилизировался, немцы начали строить глубоко эшелонированную оборону этого района, а по сути, настоящую цитадель в скалах. Но для строительства линии обороны требовалась хорошая транспортная инфраструктура. А в условиях, когда зима длится 9 месяцев и полярная ночь более 40 суток, рельеф представляет собой сопки из гранита и тысячи озер - все это непросто. Но они построили за пару лет! Хоть и грабили-разрушали построенное и расстреливали из пушек и взрывали его уже советские саперы, но остовы немецких строений хорошо просматриваются, не говоря уж о военных укреплениях и бетонированных окопах, которые в этом климате простоят еще века. Не хочется это сравнивать с инфраструктурой красноармейцев что в десяти километра отсюда.
Я их осматривал и описывал тут.
От основной дороги отходят ответвления, для снабжения фронта. Ширина их небольшая, предназначены были для перевозок на гужевом транспорте и мотоциклах. Они еле угадываются, скрытые за десятилетия мхом и ягодником. И поперек зеленых склонов - колея квадроциклов. Видно, что и им нелегко давался этот склон горы - ошметки земли повсеместно - буксовали-скользили по камням. Злая резина квадриков навсегда уничтожила хрупкий зеленый покров растительности тундры на этом склоне. Восстанавливается растительность в этих краях очень долго и сложно - годами. Это не средняя полоса России, где зеленная масса увеличивает свой объем за лето вдвое. Здесь все растет медленно. Поэтому очень безобразно на зеленом ковре мы видели следы квадро - на всем своем пути они уничтожили травяной ковер. Полностью. На многие годы вперед.
Конечно, много железа. И на мху и под мхом - здесь шли ожесточенные бои. Отойдешь с дороги и повсюду военное железо, его тут столько! Даже искать не нужно, само валяется под ногами. Каждый год идут поиски, всё время что-то находят и обезвреживают. Мы тоже же видели проржавевшие детали и деталюшки. Что-то еще можно идентифицировать, а что-то уже никогда.
Проезжаем мимо очередных развалин вдоль старой немецкой дороги. Что здесь было во время войны, штаб, склад, госпиталь? Сейчас сложно сказать. Здесь проходили ожесточенные бои, наши войска и ликвидировали это и все соседние строения. Вообще тема войны на Муста-Тунтури очень обширная, и, четвертый раз приезжая сюда, я нахожу для себя новое и новое. Чуть более подробно о боевых действиях я уже писал. Но в предыдущие годы это был рассказ о мужестве и героизме красноармейцев. Сегодня же Эврипид приоткрыл нам те же события, но со стороны противника. Никаких документов и фактов о быте немцев по эту сторону хребта я не видел в нете, так что мне остается только домысливать. Поэтому в этом рассказе только мои впечатления о дороге.
Следующая остановка - так называемый “домик Дитля”, названный в честь немецкого командующего горным корпусом «Норвегия» Эдуарда Дитля. На самом деле, эта постройка - домик для врачей, обслуживавших дивизионный пункт Норд.
Вначале врачи жили в бункерах, построенных из бутового камня и мха, а в 1943 году был построен этот домик. Но сначала нам пришлось поплутать в тумане в поисках его. Хоть этот «домик», прилепленные к склону горы и является местной Меккой, в тумане его найти было очень непросто.
Первые часы прогулки по хребту мы еще удивлялся и кидались к каждой увиденной гильзе, пытаясь по стертой маркировке угадать чья она и от какого оружия и что конкретно в этом месте происходило. Но с каждым часом наших блужданий в тумане энтузиазм уменьшался, пока совсем не скатился до забавного финала.
Мы усталые и заблудившиеся в тумане наобум бредем по тропинке в поисках где-то внизу у дороги оставленной Нивы. Заблудились. Устали бегать по горам. Вдруг, прямо посреди тропинки россыпь стрелянных гильз.
Наверно сотни-полторы - круглое, ржавое пятно диаметром около метра посреди зеленого ковра. У меня глаза загорелись - надо же, - эхо войны прямо под ногами! Но уставший и запыхавшийся Сергей, не останавливаясь, перешагивая через гильзы, не обращая на них внимания, устало и коротко комментирует: «Оставь их! Пошли дальше!» - это я в художественно-литературной форме передал его мысль, сконцентрированную в одном слове.
Мы, действительно заблудились, в горах, пытаясь выйти к известному музею у подножия Муста-Тунтури. Про этот музей Боевой Славы (общественная некоммерческая организация «Муста-Тунтури - памяти защитников полуостровов Рыбачий и Средний») я
подробно рассказывал тут. Надеюсь, что создатель музея - Кобяков Юрий Александрович - дедушка, как его в нете окрестили байкеры - и ныне жив и в добром здравии.
Насколько без всяких карт, навигации и схем представляю себе наше место положение, то пройдя перпендикулярно немецкой дороге через невысокий хребет мы плюс-минус с вершины хребта увидим памятник на вершине горы и туристической тропой спустимся к подножию, к музею, где и поприветствуем дедушку. Мы и пошли. Забыл сказать, что в этих местах почему то телефоны не видят сеть. Никакую. Так что в службу 112 можно звонить, если что, только морзянкой камнем по камню.
Но нам, трем здоровым лбам, пока что никакая служба 112 не нужна. Весело перешучиваясь, поднимаемся на хребет. Где-то сзади остался Еврипид, рассматривать какие-то немецкие подземелья. Мы в тумане, то тут то там, натыкаемся на немецкие позиции. Я же, как инициатор идеи перебраться пешочком через хребет, мечусь от холма к вершине, потом назад и влево и назад. Ищу знакомые места. Эту ложбинку атаковали штрафники или соседнюю? Тут должны быть позиции огнеметов. А их нет. Значит это не та ложбинка? Но, зато, как она заплетена проволокой! И немецкие окопы со всех сторон. Штурмовать такое - гиблое дело.
Бреду к другой вершине. Где же спуск на ту сторону хребта? За мной бредут Юра с Сережей. Идут, осматриваются в тумане..
Не нахожу знакомых мест. Хотя, чего удивляться - длинна хребта порядка 20км.
Я не нашел вершину. Хотя мы осмотрели их несколько.
Хотя на вершине «Большой» мы, все же, нашли памятник. Но не тот. И не та вершина.
Очевидно, что заблудились. С вершины «Большой» началась легендарная история обороны Рыбачьего. Около неё началось формирование линии обороны Рыбачьего. А нам нужна другая вершина. Ищем.
Прошли влево вдоль немецких позиций. И вправо. Тыкаемся в тумане как слепые. Заблудились. Куда идти?
Три здоровых мужика начали вспоминать народные приметы по ориентации на местности и уроки географии 4-го класса средней школы про стороны света. Начали с ориентации по солнцу. Но солнца нет и в ближайшие часы не предвидится. Потом начали искать мох на северной стороне деревьев. Мха много, а деревьев нет. Потом вспомнили, что осенью птицы летят на юг - ни птиц, ни времени суток, ни времени года не знаем в этом тумане. Еще что-то вспоминали про ветер и воду и созвездие Большой Медведицы. Живописная картина - три лба сидят на камнях, угорая со смеха, вспоминая свое детство.
Самая удачная и подходящая по смыслу поговорка была: заблудились в трех соснах. Понятно, что в какую бы сторону мы не пошли, не далее, как в десяти километрах наткнемся на нужные нам ориентиры. Но так лень уходить из этой сказки! А вдруг ща солнышко сквозь туман прорвется? И чо-то кушать захотелось. А машинка с провиантом осталась далеко внизу на дороге. Идти или подождать? А кушать охота!
Эх, после такой прогулки бы да борща сытного! Или что там готовят в это время года? Каша из ранних яровых? А были ли на Руси/Севере ранние сорта крупы? Хотя у нас, русских, столько вариантов рецептов одного и того же блюда! Например, блинов - и из такой муки, и из такой и из третьей... Ведь явно же одни вкуснее других! А все потому, что в один год пшеница уродилась, а в другой год - рожь. В третий год еще что-то там. В один год из одной муки блины едят, а в другой - из другой. И разнообразие и согласие с природой и голода нет. А еще были блюда, которые ели на Руси, до привоза картошки. И среди них были блюда такие, которые и на царских пирах подавали, и простой крестьянин мог себе позволить. Понятное дело, что блюда типа лебедей.... не каждый за свою жизнь мог попробовать. А вот пирожки с грибами и рыбой - были и на званых пирах и на завтрак у крестьян. Блины, может, тоже... но на пирах их не всегда подавали. А вот пирожки, да расстегаи - это всегда. А грибы и рыба были доступны всем. И, несмотря на свою доступность, пользовались спросом и при дворе. Эх, кушать охота! Нам бы ща хоть какой-нить растегайчик..
Пока как мы гадали, как выбраться из этой «сложной жизненной ситуации», с ауканьем и взволнованным видом появился Эврипид - он потерял нас в тумане. Далее мы смеялись вчетвером. Но выбираться-то как-то надо - нашему проводнику через десять часов надо выходить на смену. Как самый старший и опытный Эврипид строго наказал нам никуда не отлучаться, а сам пошел искать выход из тупика. Мы же, как непослушные, опять разбрелись по склону.
Этот склон горы тоже покрыт немецкими окопами, огневыми точками. Но как все капитально сделано! Поражаюсь. На века. Восемьдесят лет простояло, но готово к дальнейшей эксплуатации хоть сейчас! Аккуратно подогнанные друг к другу камни, скрепленные цементом. Мощные балки перекрытий. Деревянных балок уже нет, но следы в камнях от них остались.
Не обманули меня, когда читал в нете, что егеря на хребте жили как на курорте и лишь в караулы ходили как на работу. Приятную работу - от скуки постреливать из снайперских винтовок русских ботиков, таскающих на себе провиант и боеприпасы для боевого охранения на Муста-Тунтури. Но про это я уже рассказывал в своих предыдущих поездках.
Спасибо Эврепиду - показал оборону Рыбачьего с неожиданной стороны. Даже ни грамма не жаль, что мы тут заблудились.
Но рано или поздно все заканчивается - туман не поднялся, но дорогу к машине нашли, а к дедушке (вокруг хребта длинной дорогой) ехать поздно. Зато перекусили химической едой, что взяли с собой в поездку. Эх, сейчас бы вместо химического сока да каши
бы с маслом!
Развернулись на немецкой дороге и едем назад. Вскоре выбрались на «главный проспект» ведущий на Рыбачий. Налево Рыбачий, а направо - Заполярный. Конечно, мы все устали, но хоть макнуться-то в море надо! Хоть одним взглядом взглянуть на русские позиции! Упросили Эврепида все же сделать крюк и доехать до Мотовского залива! Упросили, хотя человек нас уже устал катать. Если верить мобильнику, то уже было около двух часов ночи, когда мы остановились около Мотовского залива. Странно, - ночь, а светло как днем!
Уставшие парни вежливо ждали, пока я удовлетворю свое любопытство ползаньем по скалам. Я не разочаровался - русские полузасыпанные окопчики - стрелковые ячейки были на своем месте - на краю обрыва. Сравниваю их с немецкими капитальными постройками. Брр. Сколько же надо было мужества, чтобы два года прожить в таких условиях!
Низкий поклон Вам, защитники Рыбачьего!
Разворачиваемся и едем домой. Опять дорога в ухабах. Описывать её повторно нет смысла. Единственным интересным и контрастным моментом был крепкий каменный мост через реку Титовка. С двух сторон реки убитая грунтовка, а мост солидный, на века. Как так?
Раньше я думал, что этот мост через Титовку построен руками советских саперов - очень уж он выглядит современно. Но Эврепид показал мне выдолбленную на камне немецкую надпись с датой 1942год.
В это время фашистов только-только остановили в ста километрах южнее, около Мурманска по реке Западная Лица. А фашистские саперы вкупе с финскими рабочими уже в непроходимой тундре строили капитальные каменные мосты, которые служат и по сей день.
Я на переднем сиденье боролся со сном, контролируя дорогу. Глаза слипаются, но борюсь со сном. Парни сзади откровенно спали. А Эврепид… спасибо ему за терпение и выносливость.. Вернулись домой около трех или четырех часов ночи - неважно. Дом это схрон Доктора. В такое время суток нас, конечно, никто не встречал, но нам оно и не нужно. Главное - дверь была открыта, а котел топился. Но и это не важно - мне бы только до постельки доползти. Кажется, я заснул едва подойдя к кровати.
Я заснул моментально, а в это время выспавшиеся в дороге Юра с Сережей провожали Эврепида домой.
Утром я узнал, что наша Нива, выполнив свою боевую задачу, сломался тотчас, как только мы из него выгрузились. Парни его ремонтировали, но я всего этого уже не знал - спал.
Продолжение
следует.