Четвертая поездка 2019 # 10

Nov 10, 2019 22:33

Предыдущую девятую часть читать здесь.
Закончил рассказ на том, что обозревал современную фортификацию на ИКК "Линия Сталина" в заславле. Нынешнее назначение фортификации - укрытие личного состава во время боевых действий. Поэтому и выставлены в музее образцы укрытий типа того, что на снимке ниже - сборные сооружения, которые всего лишь надо заглубить в землю. Кстати, на фото ниже, не взирая на свою несуразность, и наличия временных лестниц, тоже один из образцов подземного убежища.


Выкопать яму для убежища не проблема. Проблемой в современном бою является время, необходимое на копку земли. Его не хватает.
Высокая мобильность армий и ракетно-ядерное оружие делают боевые действия скоротечными. А объем инженерных или фортификационных работ вырос, потому что сегодня надо «закопать» не одиночный ДОТ на 10-12человек, а весь штат воинского подразделения. Причем не только передовые отряды, но и остальные, на всю глубину построения войск. Т. е., практически все и везде, где располагаются войска, надо спрятать под землю. К этому вынуждает нынешняя дальнобойность оружия и радиус действий авиации противника, и площадной характер действия ядерного оружия, а также высокая маневренность ударных группировок
И все инженерные работы надо выполнять за минимальное время, с минимальным привлечением сил и средств. Таковы нынешние реалии.

Поэтому следующим моим логическим шагом было понять, как и какой техникой за три часа можно закопать эти бетонные (ноне не только бетонные, но и, само собой, пластиковые) сооружения в землю. Благо, в этом музее, рядом с фортификацией, выставлена техника, с помощью которой это можно осуществить.

Необходимость подобной саперной техники с 1930-х и до начала 21 века вполне объяснима и понятна. Но сама тема военных инженерных машин, информации об инженерной технике в сети очень мало. Подобные материалы нашел только на узкоспециализированных сайтах и в технической литературе. Причем, более внятно написано, если речь идет о аналогах "народнохозяйственной" техники.

Может, и правильно, что тема почти не освещается - подобные машины не особенно интересны среднестатистическому любителю военной техники и истории. Мне они тоже стали интересны, лишь как логическое продолжение темы строительства фортификационных сооружений. И хотя история инженерных машин началась еще в 1932 году, пощупать и посмотреть их удалось первый раз только в этом музее.

Землеройная техника, хоть гражданским лицам этот факт и не бросается в глаза, имеется во всех инженерно-саперных частях армии. Решаемые ими задачи - помочь общевойсковым частям и подразделениям "зарыться в землю". Ранее, я писал, что 80лет назад эти задачи, в случае необходимости, решались гражданским населением - «народ и армия - едины!» Но повсюду применять труд колхозников тоже проблематично. Тем более, время идет и механизация всех видов работ растет стремительно. И вот уже из уст военных прозвучала мысль о том, что «..отсутствие механизации столь трудоемких работ вызвало бы отрыв большого количества бойцов от выполнения других важных боевых задач на выполнение земляных работ, а самый процесс земляных работ мог бы повлечь утомление бойцов и понижение боеспособности войск..» Здравая мысль, хотя выразить её можно было бы попроще - не военным, а "человеческим" языком.

На самом деле, чисто "военные" земляные работы от прочих сильно не отличаются. Так в чем же разница? Так почему бы просто не использовать гражданские экскаваторы в армии? Дело в том, что помимо производительности и экономичности, в такой технике ценятся и другие качества, которых у гражданских нет. По этой причине армейские и "народнохозяйственные" машины при внешнем сходстве и одинаковых названиях, имеют разные ТТХ. Но есть нюанс - речь идет о ТТХ базовых машин/шасси. При этом рабочие органы принципиально от "гражданских" не отличаются.

На протяжении многих десятков лет (начиная с 1930-х годов), надобности в специальных армейских базах/шасси просто не было. Однако после Великой Отечественной Войны, с развитием армии, командование инженерных войск сделало вывод о необходимости установки специальных машин и оборудования на максимально маневренные и относительно скоростные базы. Скорость и проходимость гражданских машин их уже не устраивала. Поэтому (в 40-60-е годы), копательную технику поставили на уже применяющиеся в войсках шасси.

А после известных событий в Чехословакии 1967, выяснилось, что инженерные машины отстают на марше от общевойсковых частей и подразделений. В инженерных подразделениях во время ввода войск в ЧССР применялась вся номенклатура имевшихся гусеничных тягачей, транспортеров. Но их скоростные и маневренные характеристики оказались неудовлетворительными. Вот после этого началась разработка базовых машин специально для инженерных войск.

Обычно в истории все наоборот - сначала (в первую очередь!!) изобретают НЕЧТО для войны, а уж после думают, можно ли ЭТО как-то модернизировать для гражданских целей.
Но вот с землеройными машинами, на удивление, получилось как раз наоборот. Для армии бралось готовое народнохозяйственное, а уж потом превращали его в специальные войсковые модели.

Инженерной техники на ИКК выставлено много и на любой вкус: и мостостроительной и лесорубной и разминирование и трубопроводной и радиосвязь и еще и еще. Но я коснусь лишь тех образцов, которые имеют отношение к подземным крепостям. А остальные - лишь кратенько.

В следующей машине попытались совместить и способность рыть окоп, и котлован.


Это полковая универсальная землеройная машина на базе колесного трактора Т-155 мощностью 240 л.с. и скорость 45 км в час. Предназначена для отрывки котлованов и траншей, щелей и обсыпки фортификационных сооружений, засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Появилась в войсках в 1968 году. Её один и тот же рабочий цепной орган используется и для траншей, и для котлованов. Кромке того, машина имеет вспомогательное бульдозерное оборудование и лебедку на 20тонн. Этого оборудования вполне хватает для удовлетворения всех нужд полка. Можно считать её универсальной рабочей лошадкой, так как глубины отрываемой траншеи/окопа до 1.2м при скорости от 35м. в час в мерзлых и скальных грунтах до 200 м в час в легких грунтах, в обычных условиях хватает. Глубина отрываемых котлованов до 3м., ширина котлована до 3.5м - тоже хватает для всей имеющейся в полку техники. Производительность по объему вынимаемого грунта 180 куб.м. в час. Так что и железобетонные конструкции, что были на картинках в предыдущей части, этой машинкой закопать вполне возможно.
Вынимаемый грунт укладывается влево или вправо (направление выкладки задается механиком-водителем), от котлована или траншеи, образуя бруствер - удобно. Въезд и выезд в котлован может сделать любой - крутой или пологий. Кабина герметизирована и машина может использоваться на зараженной местности. Может десантироваться с самолетов парашютным способом. Вариант машины для воздушно - десантных войск кабины не имеет. Однако рабочий орган десантируется отдельно от базовой машины. Масса машины 12.8т. Экипаж машины по технической характеристике 2 человека, по штату 1 человек.
Эту информацию почерпнул с сайтов saper.etel.ru и techstory.ru


Следующая траншейная машина ТМК-2 на фото выше, представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Посмотреть бы, как она работает. Но нет. Только силой воображения можно «увидеть» её работу!
В пояснении к этой машине написано, что, например, окоп на мотострелковое отделение имеет длину около 100 метров и требует для отрывки малыми пехотными лопаткам (то, что все называют саперными лопатками, в действительности называется "малая пехотная лопата", в отличие от "большой саперной лопаты") трудозатраты 200-300 чел.часов. Большими лопатами, коих у пехоты, обычно, нет, - 100-150 чел. часов. Проще говоря, отделение будет отрывать свой окоп минимум 2-3 дня. Что-то я не уверен, что противник даст пехоте столько времени на обустройство обороны. Машина же сделает это буквально за 15-20 минут. Пехоте останется только дооборудовать стрелковые ячейки и перекрыть щель. А с этим они справятся за полдня.
Далее, - опорный пункт мотострелкового взвод имеет протяженность основных окопов и ходов сообщения 900 метров. Это 2.5-4 часа работы ТМК, что на фото выше, или около недели напряженного труда всего личного состава взвода.
А ведь окоп, согласно оперативно-тактических нормативов обеспечивает устойчивость обороны 1:3, а то и 1:4. Проще говоря, мотострелковое отделение, зарытое в землю, без особого напряжения и потерь отбивает атаку мотопехотного взвода. А если учесть опыт обеих чеченских войн, то обученная и стойкая пехота с грамотными командирами может держать перед своими окопами противника неделями.

Логический вывод из написанного выше - во всех войнах, после успешного прорыва обороны, военачальники требовали настойчиво и круглосуточно преследовать отходящего противника на пределе возможности. Главное - не дать ему остановиться. Позволить вражеской пехоте остановиться и хотя бы немного окопаться, означало, что наступление на этом и закончилось.
Такова, вот, значимость этой неуклюжей и, вроде бы, не боевой машины.


Машина ТМК на фото и на схеме выше - замечательная для армии. Но с ней связан один специфический момент. В лихие девяностые годы эти машины по конверсии стали брать/покупать предприниматели, занимающиеся различными дорожно-строительными работами и прокладкой коммуникаций. Но тут же выяснилось, что её ресурс крайне мал и не обеспечивает даже самоокупаемости машины. Машина при всей своей производительности для гражданских работ не годится. Все потому, что весовые ограничения, налагаемые военным заказчиком, заставили конструкторов уменьшить запас прочности деталей. Не расчитана машина на гражданскую жизнь - при высокой производительности, срок жизни у этой машины оч мал - таковы военные реалии. Поэтому при интенсивной коммерческой эксплуатации, машины ТМК очень часто выходили из строя, а ремонт очень затруднен из-за отсутствия уникальных запасных частей. Поэтому, говорят, сейчас, по причине морального устаревания (списания), подобную технику, при желании, можно купить очень дешево на «распродаже». Даже дешевле многих подержанных иномарок!


На фото выше - БТМ-3 - быстроходная траншейная армейская машина для быстрой прокладки канав, траншей и окопов в любых грунтах. В принципе рабочий агрегат тот же, что и у предыдущей (ТМК-2) но на гусеничном ходу от армейского тягача АТ-Т.
Как-то в жизни и в армии я ни разу не видел траншей отрытых мехспособом. А вид машинки оч необчный. Не знаю, насчет покупки для гражданских целей, но посмотреть на её работу и качество работ было бы интересно.

Ниже - фото машин для рытья котлованов. Котлован отличается от окопа шириной. Этот отряд машин появился сравнительно недавно - в связи с требованиями к защите войск от ядерного оружия. На самом деле, для отрывки котлованов вполне можно использовать одноковшовые экскаваторы и бульдозеры, но их производительность не дает необходимой скорости производства работ.

МДК-2М - землеройная машина на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т для отрывки котлованов. Принцип её работы показан на картинке ниже - фреза с метателем грунта. За один проход углубление составляет 30-40 см. Производительность - 300 кубометров в час. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час.


До горбачевской "перестройки" в войсках не было более производительной землеройной машины. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины)."
Все «не свои» фото и схемы я взял с этого сайта.


На фото выше, та же машина (рабочие органы), но на другом шасси. Называется МДК-3. Принята на вооружение в конце 1980-х гг (после Горбачева). Должна была заменить старую машину МДК-2м. Но получилась интересная ситуация - при фантастической и не востребованной производительности она была очень тяжелой и громоздкой. Она хорошо зарекомендовала себя при рытье огромных котлованов. Но такие не нужны на полковом или дивизионном уровне.
Возможно, она была бы хороша в ракетных войсках стратегического назначения при отрывке укрытий для ракетных установок, но для них и глубина, и ширина котлованов нужна больше, чем может дать МДК-3. Небольшое количество этих машин может пригодиться для оборудования пунктов управления армии или фронта. Но таковых - единицы. А для уровня полка лучшей оказалась старенькая, но более легкая и компактная, проходимая машина ПЗМ-2, а для дивизии все же МДК-2м.
Вот такие вот машины нонче используются для сохранения жизни солдат, т.е. для фортификационных/копательных работ.

Далее я просто из любопытства дошел до конца выстроенной в ряд техники. Не каждый раз в таком разнообразии увидишь специфические машины.


БАТ-М - путепрокладчик на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т для прокладывания путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье, расчистки дорог от снега и т.д. Т.е. для строительства дорог, если по-русски написать армейский текст. И котлованы он не копает.

Глядя на кучу военных землеройных машин на фото выше, задаю себе вопрос - а какова причина такого их разнообразия? Чем вызвана их ротация в войсках? Нигде не нашел ответа на этот вопрос. Может, вы знаете?


Выше на картинке - БАТ-2 - путепрокладчик на базе тягача МТ-Т. Разработан в Харьковском конструкторском бюро машиностроения для замены БАТ-М. Предназначен для прокладки путей и дорог в зоне боевых действий. Т.е. бронированный.


ГМЗ-2 - гусеничный минный заградитель второго поколения предназначенный для механизированной установки противотанковых мин в грунт и в снег.


УР-77 - самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования, предназначенная для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях.


Выше на картинке - МТУ-20 - бронированный танковый мостоукладчик. Разработан на базе среднего танка Т-55 в Омском конструкторском бюро транспортного машиностроения. Предназначен для наведения однопролётного металлического моста.


ИМР-2 - инженерная машина разграждения. Создана в КБ танкового машиностроения в 1980, изготавливалась на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле вместе с танками. По сути - обыкновенный бульдозер для боевых условий.


ИРМ "Жук" армейская машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности. Создана на базе боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2.


МТ-55 - бронированный танковый мостоукладчик, разработанный на базе среднего танка Т-55.


Колейный минный трал. Как он работает и чем отличается от выше показанных машин разминирования - я не искал информацию.


Экскаватор Э-305БВ на базе армейского грузовика КрАЗ-255Б1.


Автомобильный кран 8Т-210 на базе Урал-375Д


Автомобильные краны КС-2561 на базе ЗиЛ-130 и КС-1562 на базе ГАЗ-523.


К этой буксируемой машине таблички не было. Вероятно это какой-нить военный грейдер для сгребания/уборки мин с полотна дороги в кювет.
Сразу за инженерной техникой, начиналась площадка с инженерными сооружениями. Это последнее, что меня интересует. А самолеты не пошел смотреть - слишком унылый у них вид и …

На фото ниже если не единственное подобие ДОТа в современном исполнении. Подземные крепости в понимании сороковых годов прошлого века на 10-12человек уступили место небольшим пулеметным гнездам на 1-2человека, которые в нынешнее время используют для охраны объектов. Одно из них - сборное пулеметное сооружение СПС-3 - имеет пять амбразур и два станка для установки пулеметов. Вход защищен герметичной металлической дверью.


Эта жб конструкция на фото выше закапываются в землю по самые амбразуры оператором землекопательной машины за пару часов. Далее остается прорыть к ОТ ходы сообщения и пулеметная точка готова.
Следующие подобные конструкции ОТ своим видом моего особого уважения не вызвали. И названия у них такие, что .. еще понять надо что и зачем такое.


Металлическое скрывающееся закрытие ЗСМ-3 предназначенное для оборудования боевого каземата УФС-4.


Пулеметное металлическое сооружение СПМ-1 - основание собирается из лесоматериалов, бутового камня или бумажных земленосных мешков. Металлическое закрытие состоит из двух фронтальных и двух боковых секций. Из одного двухамбразурного комплекта можно собрать два одноамбразурных.

Еще одна дополнительная ветвь фортификации - легкие каркасные сооружений для временной установки. В отличии от предыдущих бетонных. Их великое множество представлено в ИКК, все они принципиально похожи друг на друга, так что, чтобы не занимать много места, покажу всего одно. Это легкое каркасное сооружение ЛКС-2


Согласно книги «Войсковые фортификационные сооружения», М., 1984 предполагается так использовать его в военное время. Рассчитано на шесть человек. А на грузовик в собранном виде можно погрузить восемь подобных комплектов.


Все остальные типы - Легкое каркасное сооружение ЛКТС, Тканево-каркасное сооружение СКТ, деревянные, Сооружение из комплекта волокнистой стали КВС-У, Сборно-разборное сооружение из крупноволокнистой стали "Бункер-А" - так же предназначены и для укрытия солдат и оборудования пунктов управления, медицинских пунктов и т.д. Я их не стал все публиковать, ибо они не принципиально отличаются друг от друга. Резюме - сейчас промышленность готова удовлетворить любые запросы.

Современные каркасные сооружения вкупе с инженерными машинами - это современный финал эволюции подземных крепостей. Будет ли следующий этап эволюции или дроны с нанороботами полностью сделают бессмысленной любой вид фортификации?

Закончив осмотр иду к выходу из музея.


На этой картинке в центре типа детской площадки с остатками бронетехники вместо качелек. На заднем плане - административная часть, парковка, в центре которой прячется мой моц, пахнущий бензином. Ну, и что, что крышка канистры не плотно закручена? Зато комаров на парковке нет! А под коричневой крышей - кафе-ресторан, на территории ИКК.


Ну, и напоследок, выше на картинке это тоже образцы военно-инженерных машин, представленные в этом музее. Собственно, на этом все. Свое любопытство удовлетворил. Доволен. После трех десятков посещенных, разбитых и разграбленных ДОТ-ов за последние десять лет, наконец-то, увидел, как они должны выглядеть в «полной красе» .

«Вот и сбылась мечта идиота»(с) О.Бендер.

Стою немного ошеломленный у мотоцикла - я увидел, то, что хотел. В голове мешанина событий за последние пару часов - грохот пушки и современные убежища, пулеметный ДОТ и Марк2, зенитная установка и пограничная вышка... Это все я осмыслю потом, в процессе езды к следующему мемориалу на север. А сейчас только осознание того, что мечта двухлетней давности о "Линии Сталина" только что сбылась.

Продолжение следует.

Мотопутешествие, Лето, Карелия, 2019, Хонда, Мототуризм, Мото, Дальнобой

Previous post Next post
Up