7-9 сентября прошел уникальный мастер-класс по искусству создания персонажа в иллюстрации от Евгения Антоненкова
antonenkov_e, иллюстратора детской литературы.
Организатором сего действа выступила наша
Школа Братец Лис. Мы ищем интересных, опытных, знаменитых художников и иллюстраторов для проведения МК. Так что следите за анонсами)))))
Где это было?
На территории дизайн-завода Флакон, в помещении магазина Маркеры (пространство Галлерея). Мы были среди книг, красок, маркеров, блокнотов и прочей художественной бесценности, которую хочется унести домой)). Многие поддались искушению и отоварились на кругленькие суммы. Стоимость моего домашнего художественного барахла увеличилась на пару тысяч)))).
Мы сначала собирались работать с тушью, но потом заменили ее маркерами. Так все таки проще и нет риска сделать заливку пола черным цветом. Пользовались маркерами Letrset Tria, у них 3 наконечника - лопатка, кисть и перо. Очень удобно и полностью подходит для наших целей.
Несколько фотографий, как все было:
Евгений сначала нам рассказал про реальность, воображение и фантазийность.
Реальность - это реальность :-). Ворона выглядит вороной, а люди пьют чай за столом.
Воображение - это представление того, чего сейчас вот нет в реальности, но теоретически может случится. Например, на вороне надета шапка. А у людей, пьющих чай, на столе сидит тигр. Этого нет в реальности, но теоретически быть может.
Фантазийность - это уже то, чего быть совсем не может. Ворона волосатая и полосатая, шестикрылая. А тигр пляшет канкан на столе.
Теперь - как я все поняла:
Для убедительности персонажа нужен фантазийный образ. Так как реалистичный и воображаемый образы вызывают подсознательно недоверие и невосприятие. Не может слон с реалистичными пропорциями играть на балалайке. А вот фантазийный образ - может. Для фантазийного - нужно изменить пропорции тела, найти нескучное соотношение вертикального и горизонтального, большого и маленького, круглого и продолговатого. И это проще всего делать в виде силуэта.
Чем мы и занялись:). Евгений предложил список из двух колонок - профессий и эмоций. Нужно было выбрать по одной и постараться отразить их в силуэте. Например - веселый боксер, грустный директор, скучающая секретарша. Просто силуэт. И это нелегко!
Затем мы выбирали литературных героев. Их нужно было воплотить через силуэт животного или птицы. Вот тут намучились)) Ведь животное и птицу нужно было нарисовать убедительно, т.е. если у бегемота нет шеи, то и в фантазийном силуэте ее тоже не должно быть, при этом пропорции могут быть искажены.
Многие участники выбрали Эркюля Пуаро, он такой душка)))))
Как только удачный силуэт находился, его нужно было покрутить в разных движениях, посгинать ручки-ножки, поприседать его)))) И только потом уже отрисовывать в линии и деталях. Для меня лично - сложный процесс)))
Евгений нам также рассказал про, условно, линейный и живописный подход к изображению. Линейный - это когда все прописывается до деталей. Даже на заднем плане. Хороший пример - картины Пуссена. Живописный - когда объект вписывается в воздушную среду, растворяется в ней, не прописывается детально на 100%. В тени объект и среда сливаются. Пример - картины Рембранта.
Для упражнения на живописное изображение (линейное уже отработано предыдущих заданиях) нам потребовалась тушь и щетинные кисти. Чуть туши на кисть. И практически сухой кистью прокладываются тени на персонаже, и от них, от теней, выписывается воздушная среда. Важно! оставить кусок белого чистого цвета, тогда на контрасте со тенями среды получается очень круто)). Это упражение всем очень понравилось. Я вот не знала такого приема раньше. Очень хочу с ним поработать уже самостоятельно.
Ну и финальным большим заданием была замашка на Вильяма нашего Шекспира взаимодействие двух персонажей. Совмещаем, все что было до: выбираем животного и птицу, для каждого из них - профессию и эмоцию. И сомещаем их в одном сюжете. Задание большое и долгое, т.к. нужно пройти все этапы - поиск силуэта для каждого персонажа, прокрутка их в движении в найденном силуэте, линейная прорисовка, и, наконец, сюжетная картинка.
Я выбрала бегемотика - нежного дачника, и попугаиху - восторженную музыкантшу. :)))
Еще нам Евгений рассказывал про способы передачи изображения от абстрактного до реального.
Есть 4 стадии: абстракция из набора геометрических фигур и линий, абстракция из реальных изображений (что-то типа коллажа), стилизованное изображение (все натурально, только стилизовано под определенный манер), ну и реализм-реализм. И задание нам было нарисовать ворону такими вот методами. Правда, фотографии здесь только по фантазийной вороне)))
Помимо таких глобальных упражнений, Евгений нам давал целую кучу маленьких заданий на развитие фантазии:
- через буквы нарисовать животного и птицу
- путем постепенных превращений руку превратить в крыло, а лист в птицу
- к нарисованным Евгением закорючкам добавить пару штрихов и получить животное или птицу, дать ему имя)))
- нарисовать животное из предметов, которые лежат на столе
- проассоциировать в рисунке канцелярскую кнопку (кстати, хорошее задание, в том плане, что был целый ряд ассоциаций, который встретился почти у всех. Интересно было найти уникальную ассоциацию, которая другим участникам не привиделась)
- и еще куча всего, космические корабли, фантазийные деревья, где живет месяц, в доме которого еще куча всего, трехэтажное условие))), несуществующие насекомые, картинки на 3 несвязанных между собой слова...
В конце МК участники получили подарочки от
Школы Братец Лис - блокноты для набросков Canson, купон на скидку на следующий мастер-класс от Школы в течение полугода, все в красивучих хэнд-мэйдовских пакетах. А от магазина Маркеры - альбом-каталог по дизайну. Только я, увы, не сфотографировала сей трогательный момент.
В общем, вот так!
Следующий МК Евгений даст в Санкт-Петербурге, в середине октября. На сайте Братца Лиса есть анонс, кому интересно, сходите))))))