Сухой Суперджет, он же SSJ 100, он же RRJ - первый, и пока единственный российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный и запущенный в производство на постсоветском пространстве. Впервые российская авиационная фирма стала интегратором крупного международного проекта и привлекла к его разработке более 30 ведущих зарубежных компаний.
В современном мире нет ни одной страны, конструирующей и собирающей гражданские самолеты самостоятельно, без участия сторонних партнеров. Такие крупные проекты не могут обойтись без привлечения иностранных подрядчиков. У того же Боинга в России самый большой инженерный центр за пределами США. Эйрбас объединяет самолетостроителей Франции, Германии, Испании и Англии, США, Японии и Китая. Прямой конкурент Суперджета - Ембраер 175 спроектирован с участием 16-ти партнеров и к его производству привлечено 22 компании со всего мира. И фирмы-поставщики сложных авиационных систем и модулей сотрудничают со всеми авиастроителями. В производстве Боинга и Эйрбаса используются российские изделия из российского же титана, а, например, компания Hamilton Sundstrand разрабатывает и производит системы кондиционирования сразу для двух конкурирующих самолетов - Airbus А380 и Boeing 787. Самолёт - сложнейший конструктив, и ошибается тот, кто думает, что если взять лучшие импортные комплектующие и из них, как из конструктора Лего, собрать самолет, то он сразу полетит. Электроника сама поймёт, каким управляющим элементам и с каких датчиков сколько каких сигналов подать, гидравлика сама выдаст в нужное время необходимое давление, авионика непринуждённо и легко вольется своими электронными сигналами в бортовую сеть самолета. А ведь эти компоненты надо ещё и грамотно разместить в корпусе самолета. Суперджет спроектирован в России и без использования ватмана, кульмана, рейсшины и рейсфедера. Это первый в отечественной истории самолет, полностью созданный в цифре.
В самолёте используются: французские авионика, топливная система и шасси, английские кресла экипажа, германские системы жизнеобеспечения и электродистанционная система управления, швейцарские датчики вибрации двигателей, корейские двери, американская гидравлика, система пожаротушения, тормоза и отделка внутреннего интерьера. В России, в Новосибирске изготавливают носовой отсек фюзеляжа и хвостовое оперение. Все элементы из композитных материалов производятся в Воронеже. В Комсомольске-на-Амуре собирают фюзеляж, центроплан, элементы механизации крыльев, а также происходит окончательная сборка самолетов. Красят Суперджет в Ульяновске. Немалую роль в жизни самолёта сыграли ведущие институты России, в которых проводились ресурсные и статические испытания Суперджета. «СибНИА» в Новосибирске, ЦАГИ и ЛИИ в Жуковском.
Объединенная авиастроительная корпорация и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» открыли для нас двери ОАО Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, чтобы мы смогли увидеть производство нового российского регионального самолета.
«КнААПО» изготавливает три центральных отсека фюзеляжа (на картинках увидите маркировку Ф2, Ф3, включающий центроплан крыла, и Ф4), отъемные части крыла (ОЧК) и пилоны двигателей.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
В следующем фоторассказе из Комсомольска я покажу цех окончательной сборки Суперджета.
47.
48.
Как-то так в этот раз…