Живая богиня Непала, чьи ноги не касаются земли

Feb 15, 2019 11:29


Наряд этой куклы копирует торжественное одеяние королевской Кумари, в котором живая богиня Непала является на праздничном шествии Индра-джатра, чтобы благословить жителей Катманду.

В нашей стране о Кумари известно очень мало, поэтому моим фотографиям нужны более детальные пояснения.



«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска» (с). На восток же от Индии, на склонах Гималайских гор, лежит небольшая страна Непал, - та самая, куда летал герой Эдди Мерфи в комедии «Золотой ребенок» (1986).



Средоточием (мандалой) Непала является долина Катманду, где находится столица государства, носящая то же название. Основное население долины - народность невары, верования которых представляют собой сложное, как восточный орнамент, переплетение индуизма и буддизма. Одним из синкретических культов неваров является поклонение живой богине Кумари (Kumārī, что означает «непорочная», от kanya kumārī - непорочная дева < санскр. Kaumarya - принцесса).


Культ Кумари зародился в недрах индуизма как почитание девичьей чистоты и непорочности. Первые письменные свидетельства о Кумари относятся к VI столетию нашей эры, а современные формы культ принял, вероятно, во второй половине XVII века, когда в государстве было официально утверждено поклонение королевской Кумари.
Кумари в Непале много: есть живая богиня для отдельной семьи, для улицы, для поселения, для сообщества. Каждая Кумари - девочка, не достигшая половой зрелости. Полагается, что девочка-богиня является аватарой богини Таледжу, которая олицетворяет собой яростное начало богини Дурги (ипостась могущественной Кали). Кумари, хоть и является девственницей, входит в круг восьми Великих Матерей - верховных богинь, покровительствующих Непалу и в особенности долине Катманду. Воздавая почести Кумари, молящиеся ублажают и других Великих Матерей.


(Статуя богини Таледжу)

На определенные религиозные праздники улицы Катманду и других поселений долины наполняются маленькими «богиньками»: мамы наряжают своих дочек в костюмы Кумари, чтобы девочки могли принимать участие в священных ритуалах.





Всего у неваров Непала насчитывается 11 общин (sangha), поэтому в стране есть (не всегда одновременно) 11 главных, общинных Кумари:
  • четыре в городе Катманду: (1) Raj Kumari, или Lakhu Kumari из клана Шакья; (2) Mu Kumari из клана Губхаджу (Важрачарья); (3) Kwabaha Kumari из клана Губхаджу; (4) Kilgar Kumari из клана Джьяпу;
  • две в городе Патане: (5) Hawbaha Kumari из клана Губхаджу; (6) Sonimha Kumari из клана Джьяпу;
  • три в городе Бхактапуре: (7) Ekanta Kumari из клана Шакья или Губхаджу; (8) Wala Lakhu Kumari из тех же кланов; (9) Tebukche Kumari из тех же кланов;
  • одна в городе Деопатан: (10) Chabahi Kumari из клана Шакья;
  • и еще одна в городе Бунгамати, происходящая из клана Губхаджу.

Наиболее высоко почитаются Raj Kumari Катманду, Hawbaha Kumari Патана и Ekanta Kumari Бхактапура. Из них высшее положение занимает королевская Кумари (Raj Kumari) или, как еще именуют, дворцовая Кумари (Lakhu Kumari). Только ей одной позволительно благословлять короля.




Королевская Кумари избирается из старинного рода Шакья, из которого происходил принц Сиддхартха Гаутама (Будда), прозванный поэтому Шакьямуни. Девочку берут в храм в очень раннем возрасте - от 2 до 3 лет. Формально кандидатка должна обладать 32 совершенствами: коровьими ресницами, голубыми или черными глазами, ровными белыми зубами без щелей между ними, телосложением баньяна, бедрами оленухи и т.д. На самом деле жрецы следуют не столько старинным текстам, сколько гороскопу и здравому смыслу. Настоящая богиня не по годам самостоятельна, не канючит, тиха, сдержанна, неулыбчива, застенчива, но при этом не пуглива. Если девочка испугается ритуалов или заплачет в храме, ее возвращают родителям - настоящая богиня довольна, когда ей воздают почести.




Избранная живой богиней девочка живет в храме Кумари Гхар (Kumārī Ghār), построенном в 1750-х гг. королем Джаей Пракашем Маллой на дворцовой площади Дурбар возле королевского дворца и храма Шивы-Парвати. Родные могут посещать ее, но только как богиню, т.е. с молитвой, и обращаются к ней «госпожа богиня» (deo meiju), но никак не по имени. Во время церемоний благословения молящихся Кумари всегда молчит, серьезна, не улыбается. Улыбка, а тем более смех богини на церемониях - дурной знак. В остальное время богиня может играть и резвиться в своих покоях, как любая девчонка. Благо, с ней во дворце проживают другие дети, чтобы разделять ее игры.




Покидать храм девочке нельзя, кроме как для участия в тех или иных религиозных торжествах. Но при этом богиня не может касаться ногами земли, поэтому из храма ее выносят на руках и перевозят по городу на носилках или в специальной повозке.

Восьмидневный праздник Индра-джатра, о котором шла речь, посвящен богу Индре и отмечается ежегодно в августе-сентябре. В ходе этого праздника, на 12-й день ущербной луны, по городу совершается торжественная поездка Кумари (так называемая Кумари-джатра) в сопровождении двух мальчиков, изображающих богов Бхайраву и Ганешу. Каждый из троих едет на отдельной повозке. Процессия очень зрелищна и собирает тысячи человек.
Так проходит жизнь Кумари до первой менструации, после чего, как считается, богиня покидает тело девочки. Ребенка возвращают в семью, и жрецы начинают искать новую Кумари.



Не только невары, но и другие народности Непала почитают богиню Кумари независимо от своей веры. Впрочем, для буддистов она воплощение тантрической богини Ваджрадеви (Vajradevi). И несмотря на недавние революционные события, культ Кумари не прервался: в 2017 г. была избрана новая королевская Кумари - Тришна Шакья (Trishna Shakya, см. фото).



А теперь о наряде Кумари. Заранее извиняюсь, что использую фото не только королевской Кумари, но и двух других верховных Кумари - из Патана и Бхактапура, так как их одеяния схожи, и я просто выбирала картинки, где лучше всего видны общие детали и украшения.

На празднества и церемонии королевская Кумари, как и любая другая, всегда надевает красное, потому что красный цвет - это цвет богов, божественной власти (смотрим рисунок с пояснениями ниже).





Главная одежда - алая с золотом джама (jama) из блестящей парчи, длиной до ступней. Поверх красная кофта-накидка chaubandi cholo или стеганая безрукавка bhoto.

Головной убор - красный с золотом венец pagari. Волосы собраны в пучок fakhe sanpho и связаны красной ленточкой. Когда на девочке нет венца (внутри храма), то пучок украшается душистыми цветами.




На лбу серебряный дришти (drishti), символизирующий третий глаз богини (tri-netra, иначе огненный глаз), который рассеивает зло вокруг.

Над третьим глазом - бхригу (bhrigu), выпуклая точка-тика (tika) из смеси порошка киновари и некоторых других минералов, сладкой пудры «кумкум», а также кунжутного масла. Благословляя приходящих к ней, Кумари пальцами наносит такую же тику им на лоб.

На пальцах обеих рук - золотые кольца (beruwa aunthi), на запястьях браслеты в виде колечек bala и широкие браслеты mo, охватывающие почти половину предплечья.

На шею вешаются цветочная гирлянда и несколько ожерелий:

Бан мала (ban mala) - серебряное ожерелье из монет и 20 цветков с 6 лепестками.
Шикри мала (sikri mala) - серебряная цепочка с крупными звеньями.
Нарасила мала (narasila mala) - ожерелье из 24 серебряных голов.




Золотое ожерелье naga mala (иначе basukinaga mala) в форме змеиного божества Басуки Нага - одного из трех змеев, охраняющих священные воды долины Катманду. Басуки является реинкарнацией бога благоденствия Кубера, поэтому его силы дополняют силы Кумари, которая в ходе праздника Тихар выступает не только как аватара Таледжи, но и принимает почести как Лакшми - богиня благоденствия. Поклоняясь Кумари, молящиеся одновременно воздают почести Лакшми и священным змеям, за что награждаемы от богов достатком, сулящими урожай муссонами, защитой от зла и змеиного укуса.




Тайо (tā-yo) - полый внутри золотой амулет длиной около 10 см на втором обязательном ожерелье narmunda mala. Он символизирует почетное место Кумари среди восьми божественных матерей - покровительниц долины Катманду.

Ступни босые или одеты в красные носки, на щиколотках браслеты tutibage (с колокольчиками) или bhanju (просто из квадратных пластинок).




Благодарности
Содействие в поиске фактов о живой богине Непала мне оказала Раши Миттал (Rashi Mittal), автор блога Nepal ka Raja.

Для желающих узнать о культе Кумари побольше
Во-первых, советую посмотреть документальный фильм компании «Би-Би-Си» (видео ниже). Во-вторых, я размещаю ссылки на подборку своих источников. 13 электронных публикаций можно скачать в виде двух архивов с облака.

image Click to view



Архив №1. Литература на русском:

Скачать с облака. Список книг:


Габорио М. Непал и его жители / Сокр. пер. с франц. Ф.Л. Мендельсона. Предисл. и примеч. И.Б. Редько и А.А. Ледкова. - М.: Наука, 1985. 184 с. - «Рассказы о странах Востока».
/ Автор - французский историк и этнограф Марк Габорио (Marc Gaborieau). /
Иванов Б.А. Культ Кумари в Непале. - В кн.: Культура Непала. Традиции и современность. Сборник статей / Отв. ред. и сост. Т.Е. Морозова. - СПб.: Государственный институт искусствоведения; Алетейя. 2001. С.34-54
Ледков А.А. Непал: Таледжу. - В кн.: Древо индуизма. Материалы и исследования / Отв. ред. И.П. Глушкова. - М.: Восточная литература (РАН); Институт востоковедения РАН, 1999. С. 392-425. - «Культура народов Востока».
Шувалов В.М., Санкалп П. Системный подход к проблеме сохранения рекреационного потенциала архитектуры Непала // Градостроительство. 2013. №3. С.90-97

Архив №2. Литература на английском:

Скачать с облака. Список книг:

Allen, M.R. (1975) The Cult of Kumari: Virgin Worship in Nepal. Kathmandu: Mandala Book Point.
Allen, M.R. (1976) Kumari, or «virgin» worship in Kathmandu valley: Contributions to Indian Sociology (NS), 10:2, 293-316
/ Австралийский антрополог Майкл Аллен признан ведущим мировым экспертом по культу Кумари, эти две его работы до сих пор считаются самыми обстоятельными. /
Bhat, R.K.R. (2016) Living goddess Kumari, its significance to Hindus in Nepal and Biblical response. A paper presented in partial fulfillment. Torch Trinity Graduate University.
Ghimire, H.L. A Study of Living Goddess Kumārī: The Source of Cultural Tourism in Nepal: The Gaze Journal of Tourism and Hospitality (Vol. 9) 23-42
Sree, P. (2013) Vicissitudes of the Goddess: reconstructions of the Gramadevata in India’s religious traditions. Oxford University Press.
Toffin, G. (1990) Mythical and symbolic origins of the city: The case of the Kathmandu Valley: Diogenes, 38:152, 101-123
Toffin, G. (1992) The Indra Jatra of Kathmandu as a royal festival: Past and present: Contributions to Nepalese Studies, 19:1, 73-92
Tree, I. (2014) A House for the Living Goddess: On the Dual Identity of the Kumari Chen in Kathmandu, South Asia: Journal of South Asian Studies, 37:1, 156-178.
Tree, I. (2015) The Living Goddess. A journey into the heart of Kathmandu. 2nd ed. London: Eland.

#Кумари #богиня #Непал #невары #Катманду #костюм #наряд #религия #культ #индуизм #буддизм #народ #народы #аватара #этнография #книги #скачать #бесплатно #ebooks #books #free #download #рукоделие #куклы #поделки #игрушки #своимируками #кукла #handmade #doll #ручнаяработа #бисер #ручная_работа #дети #детям #длядетей #длядевочек #девочка #девочки #девочкам #forkids #каксделать #идеи #игрушкисвоимируками #игрушкидлядетей #хобби #сделайсам #сделайсама

#books, #длядетей, #детям, #рукоделие, #скачать, #кукла, #народ, #Непал, #невары, #ebooks, #девочки, #ручная_работа, #индуизм, #своимируками, #handmade, #doll, #этнография, #хобби, #буддизм, #download, #Катманду, #культ, #игрушки, #дети, #девочкам, #книги, #Кумари, #бесплатно, #костюм, #куклы, #сделайсама, #free, #каксделать, #поделки, #религия, #бисер, #игрушкидлядетей, #forkids, #богиня, Этнография, #сделайсам, #игрушкисвоимируками, #длядевочек, #аватара, #народы, #идеи, #наряд, #ручнаяработа, #девочка

Previous post Next post
Up