Чеснок

Feb 04, 2021 14:39

А давайте я вам еще расскажу про психотравмы детства?
Чистила сегодня чеснок -- и вспомнилось. Мне каждый раз это вспоминается, когда я чищу чеснок.


Из двух зубчиков чеснока та, что слева -- это мелкий зубчик чеснока. Если у меня попадается чеснок с такими дольками, я нужное по количеству число зубчиков умножаю на 1,5. А вот то, что справа -- это очень крупный зубчик чеснока для моего детства.

Да, я не перепутала лево и право местами.

И не потому, что сейчас вывели породу чеснока-гиганта, а все из-за...
Но надо много слов и начать надо издалека.

У моих родителей своей дачи не было, зато дача была у бабушки.

У моих детей, собственно, фабула такая же, но развитие событий -- кардинально противоположное. На даче у бабушки мои дети плавают в бассейне, лежат на кровати, пулясь в телевизор, кормят соседских собак или играют в прятки. Ну, собственно, по набору развлечений вы поняли, что лет с двенадцати мои дети на дачу к бабушке не особенно-то и ездят. Не хотят.



У меня в детстве все было слегка по-другому. Не было опции "не поехать на дачу". На дачу надо было ездить. И, конечно же, на даче надо было помогать.

Я очень любила дни, когда на дачу приезжал папа. Папу бабушка стеснялась, и папе можно было на даче работать ровно столько, сколько ему было в охотку. А все остальное время папа читал нам вслух книжки или ходил с нами купаться (или просто гулять в полях). И, поскольку бабушка папу стеснялась, она не отрывала нас от этих занятий.



За все мои 17 лет я ходила на речку без папы раза 3 -- с мамой. С бабушкой или с дедом -- никогда. Но обычно у мамы тоже не было опции "пойти на речку" -- мама тоже "помогала". Поэтому мама ездить на дачу не любила, всячески этого избегала, приезжала только с папой (когда опять же можно было умотать всей толпой на речку). А вот мы сдавались на лето бабушке -- и без разговоров.
/* Справедливости ради, надо сказать, что у моей мамы очень сильно развито чувство долга. И если что-то случалось, например, бабушка попадала в больницу, то на даче упластывалась именно мама. И мама же делала львиную долю всех заготовок на три семьи (нашу, бабушкину, и теткину)*/



Конечно, нельзя сказать, что меня там на даче взяли в рабство с малых лет, в совсем юном возрасте из обязанностей было только поливать, скажем. Это уже потом, постепенно -- собирать огурцы, клубнику, смородину, помидоры, малину, яблоки, черноплодку, облепиху, крыжовник. И иргу, конечно (ирга выделена -- потому что с ней есть совершенно особая, другая история).
Потом -- полоть, сажать. Косить траву (серпом, косы у нас не было). Ну, и так далее.
Ухаживать за кроликами и курами. Вот до того, чтобы рубить кур -- это я так и не дошла. А все остальное с курами умею делать ) И ощипывать -- ощипывала.
Кур всегда рубил дед, а потом бабушка.

Я не скажу, что прямо как деревенские дети все делала, но почти все. И для меня ничего из деревенской работы шоком-то не будет. Скажем "давать свиньям" я начала раньше 10 лет.

Да, бабушка работала на даче больше. Она просыпалась на рассвете -- и шла на огород, что-то там делать. Нам можно было просыпаться во сколько проснется -- и уже тогда идти на огород. Ну, и какую-то работу бабушка считала тяжелой -- и нам пока были маленькие не давала.



Наверное, где-то на югах, нашими урожаями не удивить. Но урожаи у нас были -- и знатные. Мой личный рекорд -- 50 литров клубники за один день. 10 пятилитровых ведер.
В малине или крыжовнике рекорд меньше -- но там же специфика.
А в огурцах, конечно, больше -- но огурцы собирать очень легко. Вообще не вопрос.

50 литров клубники или около того -- это был нормальный урожай раз в 3-4 дня. Вы думаете, мы объедались клубничными пирогами, а зимой -- клубничным вареньем?
Ничуть-то было. Бабушка возила урожай продавать.



И вот мы, наконец, подобрались к корню зла )))
Моя бабушка не нуждалась в деньгах в советское время. Она была директор школы! А дед -- главным агрономом тепличного хозяйства.
Мои родители тоже не нуждались в деньгах по тому времени -- оба преподаватели, папа -- профессор. Они получали сильно больше среднего.
Но раз в три дня мы с бабушкой стабильно ездили на базар -- продавать урожай, чтобы не пропал.
Сначала надо было пластаться весь день на даче, корячась раком, собирая эти (ну, ладно, 50 -- не каждый день, но 40 литров ягод, тогда еще 20-30 набирала бабушка или еще кто-нибудь добрый) -- а на следующий день все эти 12 ведер брались тремя с половиной человеками (дед и бабушка + мы с сестрой за полноценных двоих тогда еще не выходили) -- и везлись на базар (на автобусе!). Иногда как мне помнится сестра почему-то не ездила. А я там постоянно пропадала, на базаре этом.

Ягоды еще при сборке сортировались. Крупные-мелкие. Ведра с крупными шли по дорогой цене. С мелкими -- дешевле. Есть ягоды на базаре, честно собранные ягоды, было нельзя. За это -- по рукам. Потому что на продажу! Если после продажи оставалось ведро ягод (обычно -- самых мелких, самых некрасивых и самых мятых, ясное дело -- в это ведро покупатели скидывали из "своих" то, что им не приглянулось, заменяя красивыми ягодами) -- его надо было вести домой. Вот это -- в заготовки на зиму (и можно было поесть, но вообще не хотелось).

Один день -- сбор урожая. Второй день -- базар. Третий день -- прополка, посадка, поливка и прочие дачные радости. И опять по кругу.

Я не спорю, когда наступил 91-й, и родителям, и бабушке зарплаты хватать не стало. Не спорю. И тут мы стали торговать на вокзале на путях. Не ведрами, конечно, а кульками. Ягоды те же. В сезон -- яблоки-ранетки. Помидоры, огурцы. Ближе к осени семечки. Слушаешь, какой поезд объявляют -- и несешься через все пути туда, чтобы занять место получше, чтобы ближе к центру состава, там покупают. Потом, когда поезд стоит -- надо обязательно пробежаться туда-сюда вдоль состава, покупатели же не всегда пойдут, а продавать надо.

Я очень люблю крыжовник. Очень. Просто за уши не оттянешь. У нас на даче была длинная грядка крыжовника (вдоль малины, чтобы жизнь медом не казалась). Крыжовник на даче собирала я одна. (Пока собираешь -- можно было есть, поэтому и собирала) У меня была мечта. Сварить варенье из крыжовника. С вишневым листом (у бабушки вишня почему-то никогда-никогда не плодоносила, с нее только листья в дело шли). Вот прям мечта. Ни разу мне не досталось крыжовника на варенье. Крыжовник раскупали всегда! Хотя он довольно догорой, дороже клубники.



Короче говоря, чеснок. Чеснок на даче, конечно же, рос. И конечно же, в масштабах таких, что этим чесноком можно было бы прокормить всю зиму вместо картошки роту солдат. Но, как вы уже поняли -- на продажу!
Поэтому чеснок сортировали. И честно все красивые головки с крупными зубчиками -- это на продажу. Покупателям -- только первоклассный товар! Второсортные головки тоже на продажу -- но подешевле.
А головки оставшиеся, восьмисортные (таких было мало, ровно на свои нужды и хватало) -- это себе. Вкус-то у чеснока тот же, только чистить чуть дольше. Чуть -- это знаете на сколько чуть? Первый раз мне досталась головка чеснока, состоящая из пяти зубчиков, когда я была уже существенно замужем -- и мы чеснок покупали. А до замужества в одной головке чеснока (головка -- того же размера) было от 40 до 100 зубчиков. До 100 -- я преувеличила, конечно. Рекордная головка чеснока содержала 92 зубчика -- и когда мы их пропускали через чеснокодавку, они пропускались.

Я все детство честно не ныла. Я и сейчас не ною. Сейчас я вспоминаю это скорее с улыбкой и с легкой завистью к моим детям, когда они говорят, какая у них тяжелая жизнь и много обязанностей.

Но крупная клубника, за которую не бьют по рукам, или чеснок такой, что один зубчик не влезает в чеснокодавку -- это просто праздник какой-то!
А мечта о варенье из крыжовника с вишневым листом так и не исполнилась.



(Фотографии катастрофически не подходят к посту, потому что в те времена, о которых идет речь, фотографировать все подряд было как-то не принято. Например, эта фотография -- это на даче у свекров. Когда меня уже никто не заставлял на даче упахиваться. И урожай никто не продавал)

дето-фотки, ностальгическое, осебятина

Previous post Next post
Up