Выбрала день попроще (всего-то одна пара!) и принесла на работу фотоаппарат. Заведение у нас абсолютно не закрытое, поэтому могу показать, как мне работается.
Подхожу к родному университету:
Не люблю университет в этом новом цвете. 27 лет моей жизни он был благородно-серым, величественным, а потом вдруг стал заигрывающе-бежевеньким. Фу.
Захожу примерно за полчаса до начала своей пары (есть еще некоторые дела). Идет предыдущая пара. Студенты тем не менее сидят в коридоре:
Такая картинка: студенты с ноутами на диванчиках первого этажа -- инвариантна относительно того, пара сейчас или переменка. Хотя большинство коридоров во время занятий абсолютно пустые.
Люблю пустые универовские коридоры: это как в детстве.
По пустым коридорам иду на кафедру алгебры (эту картинку можно рассмотреть поближе).
![](http://pics.livejournal.com/kukina_kat/pic/002379bx)
С некоторых ракурсов на ней почти ничего не изменилось за последние 30 лет, сколько я ее помню. Те же шкафы, те же столы. Даже расставлены приблизительно так же.
Вон тот стол, где розовая сумка -- мой. Ближний стол, на котором газета -- папин, его так никто и не занял с тех пор.
На шкафу стоит древний сломанный монитор. В университете списать и выкинуть какое-то кафедрально оборудование практически не реально, поэтому все древнее и сломанное хранится по закромам. Хорошо, что этого древнего и сломанного не так много.
Почти всегда занятые кем-то столы выглядят вот так:
Кроме моего -- мой чистенький ))
И 2 передних ряда столов обычно свободны: за ними часто сидят студенты. Дипломники, курсовики, просто так хорошие люди. Часто на кафедре мы проводим спец.курсы.
Потому что кафедра у нас не только просторная, но и еще с шикарнейшей доской во всю стену. Доска, если не ошибаюсь, тоже на кафедре с 74 года. На рисунке -- останки от позавчерашнего спецкурса "теория узлов".
Когда я прихожу, на кафедре шеф.
Шеф у меня совершенно необыкновенный и замечательный человек, которого я тоже знаю еще с тех пор, как была в пеленки завернута и не умела даже матрицы перемножать.
Кроме шефа постоянно на кафедре еще наша замечательная лаборант. Абсолютно невероятная женщина, которая мало того, что везде бегает со всеми бумажками (у нас наша же администрация требует какую-то невероятную кипу бумаг, если бы мне надо было со всеми этими бумажками бегать самой -- я бы уже 100 раз уволилась, это точно), но еще Татьяна Васильевна разводит на нашей кафедре цветы. А это очень красиво и очень уютно.
Кактусы остались еще от папы, но пересажены и разрослись. А большой цветок -- ее личный. Татьяна Васильевна на фото не попалась.
Есть один ракурс, с которого наша кафедра выглядит не на 74 год, а вполне так на 2005. Без компов в современном мире все равно никуда. ))
На кафедре алгебры книг побольше, чем в иной библиотеке. В основном это, конечно, книги по математике. Иногда и я беру отсюда что-то, чтобы готовиться к занятиям:
Но встречаются и совершенно неожиданные вещи:
А еще на кафедре удобно и уютно пить чай. А вот микроволновкой еще не обзавелись.
Кафедра -- это одно из тех малочисленных мест, где мне очень хорошо и это не мой дом. Но потом звенит звонок и пора бежать на пару. Когда у меня спецкурсы прямо на кафедре -- я сильно радуюсь, как будто гостей принимаю, даже не совсем это "работа" ))
Студенты. Что-то пишут.
Кто-то обязательно у доски. В данном случае -- Ксюша Черных.
Когда у доски умный студент -- это халява. Можно расслабиться и получать удовольствие. Когда у доски кто-то другой -- сто раз подумаешь... Да ладно, даже не важно, что подумаешь, но не так хорошо.
Некоторые задачи решает студент, который находится у доски. Некоторые задачи решают студенты коллективно, а тот, кто у доски просто фиксирует коллективную мысль так, чтобы всем было видно. Около половины задач (зависит от группы: в некоторых группах до 90% задач) решает на самом деле преподаватель, а студенты только записывают. Это не страшно, это нормальный образовательный процесс (хотя студенты этого очень боятся).
Фотографирование образовательному процессу мешает. Студенты отвлекаются.
Поэтому а) никакой вспышки, высокое ИСО; б) делаю это редко-редко, почти никогда; в) выбираю самую сильную группу из всех на данный момент доступных.
К счастью, отвлекаются не все и не всегда. Вобще, когда фотографируешь какой-то процесс, всегда первые 10-15 минут на тебя реагируют очень сильно, а потом уже плюют и нормально занимаются процессом.
Некоторые студенты просто сидят, даже не пытаются делать вид, что они учатся. Некоторые студенты бездумно списывают все с доски. Некоторые студенты думно списывают все с доски. А некоторые студенты стараются все задачи решать сами. Для этого очень желательно или наизусть помнить лекционный материал, или чтобы он был под рукой.
Когда показала мужу этот кадр, муж сказал: "О! Кто-то вместо пары лекции переписывает!" Да, бывает и так, что студенты занимаются на парах какими-то отвлеченными занятиями.
У меня была одна однокурсница, которая на лекции не ходила, а только их переписывала: переписывать вдвое, а то и втрое быстрее -- большая экономия времени!
Рабочий процесс под названием: "пока эту задачу не решите -- не отпущу" ))))
На большой перемене все студенты в холле первого этажа или где-то рядом.
Студенты разбиты на группки и стоят так, что чтобы сфотографировать не со стороны спины, надо в эту группку вклиниться. Если со студентами 1 курса отношения больше формальные (я учу в основном первокурсников), то со старшими курсами уже отношения другие -- и можно к такой группке присоединиться и пообщаться.
Потом моя девочка-дипломница показала, как у нее все не легко выходит в ее науке. И все. Самый легкий рабочий день в неделе закончен. Можно идти домой.
Дорожка из университета. И хотя я сейчас хожу в другую сторону (к стоянке, а не к остановке), все равно именно это -- дорожка из университета.
![](http://pics.livejournal.com/kukina_kat/pic/0023wdag)
Раньше на матфаке была традиция: каждая группа должна была посадить по елке (или по чему уж получится). А некоторые группы сажали даже не одну. Теперь елки выросли и получилась целая еловая/сосновая/лиственничная аллея. Я очень это место люблю.