Оригинал взят у
aksik в
как объяснить про комп.игрыменя попросили написать, как же объяснить ребенку неполезность компьютерных игр.
вообще по поводу вопросов "как объяснить ребенку" хочу сказать общее правило: вы как для себя самого объясняете? как вы понимаете, почему это можно, а этого нельзя? вот точно также объясняйте ребенку с поправкой на возраст (не везде мы все можем объяснить до конца, иногда частично, иногда простыми словами, но мысль донести возможно).
конкретно о компьютерных играх:
нулевой пункт, для самих родителей: понять, что до определенного возраста дети делают то, что родители им открыто или скрыто позволяют. границы есть всегда, даже если мама-папа охают и говорят, что "ребенок неуправляем абсолютно!" - все же в один прекрасный момент они его остановят. ну, папа не даст разрезать ножницами свою зарплату? мама не даст повыкидывать из окна свои ювелирные украшения? значит, где-то они готовы поставить границы? так вот самый важный пункт для родителей - понять, что ни дети не могут быть "неуправляемыми", ни компьютеры не могут быть всемогущими монстрами и захватить детей. дети лишь отражение родительской модели воспитания и поведения, а не автономные чужие личности. позиция "я вообще это считаю вредным, но РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ", это прикрытие.
1. я говорю об игре вообще и что она дает: общение, эмоции, навыки. привести примеры любимых подвижных игр. или сюжетных, где требуется напарник.
2. говорим об общении, почему важно, чтобы напарник был живым человеком, а не запрограммированной машиной. хотя бы потому, что в игре важны не только действия (подал мяч, убежал...), а личное взаимодействие и эмоциональное общение.
3. мы вообще часто говорим про мышление (окружающая среда дает много материала, увы) и восприятие. поэтому я давно объяснила простыми словами, как устроен мозг, как он работает, почему это на него влияет таким-то образом. о-о-очень хорошо говорить про последствия чего-либо привлекательного, что дает негативные результаты. хорошая тема зависимости (знакомый мальчик идет по переходу, играя в игру на айфоне) и человеческой воли - хочешь ли ты, чтобы предметы и вещи владели тобой? приводим примеры (курящий человек зависим, и тп).
4. тема свободы как ограничения от нежелательных вещей. не бывает свободы без границ. человек свободен тогда, когда знает, что ему МОЖНО. то есть, это очерчивается границами "нельзя".
примеры из окружающего мира полной распущенности и нервозности мы встречаем ежедневно на площадке под видом "позитивного воспитания", когда ребенку нельзя ничего запретить, а то ему грустно будет. от этого дети растут в подсознательной депрессии и отсутствием надежной опоры и защиты, их расшатанную нервную систему видно (и слышно!) за километр.
5. очень важная тема любви как защиты, а не как попустительства и снятия с себя ответственности за результаты. если ты любишь котенка - ты не разрешишь ему сидеть на подоконнике раскрытого окна, чтобы он по глупости вывалился и убился. точно так же, как родители, любя ребенка, не позволяют ему выбежать на шоссе к красивым и заманчивым быстрым машинкам, так же они оберегают его в других сферах. почему и от чего - объясняем в зависимости от темы. обязательно говорим, что это дает (как действует на развитие и мозг ребенка настоящий окружающий мир и как действует погружение в виртуальный). то есть - родители не разрешают того или иного не из вредности или авторитарности, а преследуя более перспективную цель. для ребенка должно быть понятно - какую и почему.
6. альтернативы. это очень важный пункт. мы не просиживаем часами перед компьютерными играми, потому что мы делаем то-то, то-то и то-то. "зависание" у экрана с играми ничего не дает в плане развития, "зависание" у любого творческого дела дает (список). ребенок должен понимать, что ему МОЖНО, он должен понимать свои альтернативы. "зато я умею это", "но у меня есть это" и т.п. а не с точки зрения "лишили всего бедняжечку".