Ещё один франконский экспортный товар наряду с пивом и сосисками - пасхальный фонтан. Загадочная традиция смешивает церковные и народные обряды. Неожиданно возникнув в одной мелкой общине в глубине Франконской Швейцарии, пасхальные фонтаны за сравнительно короткое время завоевали удивительную популярность по всей Франконии, а в наше время - продолжают распространяться за её пределами.
Крупнейший в мире пасхальный фонтан («остербруннен») в деревне Бибербах во Франконской Швейцарии.
Пасхальный колодец - Osterbrunnen, устанавливается за неделю до Пасхи над главным колодцем в, почти без исключения, каждом населённом пункте Франконии.
Небольшой деревенский "остербруннен".
Франконские краеведы установили происхождение традиции, долго и мучительно ковыряясь в церковных книгах. Первый «остербруннен» был документально утверждён в 1909 году городской хроникой
Ауфзесса. После чистки центрального колодца над ним установили небольшую конструкцию из еловых веток и расписных Пасхальных яиц.
Большой деревенский "остербруннен".
Спустя сто лет возникновение традиции покрыто таким же мраком, как и Вальпургиева ночь. Почему и зачем возник обычай украшать чистый колодец хвойными ветками с расписными яйцами, почему в начале ХХ века, почему во Франконии, а не где-то в другом месте? Историки-краеведы сражаются за истину, предлагая каждый свою версию первопричин возникновения Пасхальных фонтанов.
Пасхальные фонтаны не всегда имеют форму короны и состоят из хвойных веток. На фото вверху можно видеть альтернативные формы пасхальных "фонтанов".
Среди поклонников «остербрунненов» самоё распространённое объяснение их происхождения скрывается в особом отношении к воде, как источнику всего живого на земле... Другая популярная версия относит возникновение традиции к 11 веку (отличное время для зарождения традиции, если по-другому объяснить её не получается).
Википедия разбивает подобные псевдотеории в прах. Подтверждения обычаю пасхальных фонтанов до начала ХХ века найдено не было.
Внешне Пасхальный колодец напоминает смесь Рождества и Пасхи. Конструкцию из еловых веток в форме короны украшают разноцветные расписные яйца.
Пасхальные яйца расписываются вручную. По мере коммерциализации народной культуры яичную скорлупу подменяет пластиковые яйца. Внешне отличить пластик от скорлупы довольно трудно, разве что при близком рассмотрении у дешёвого эрзаца заметен шов.
Расписывание яиц - ответственная задача. Фонтан во всей красоте должен был готов за неделю до Пасхи. В украшении главного деревенского колодца, как правило, принимает участие товарищество по интересам, ведающее культурной жизнью поселения, «Kulturverein». Группы пенсионеров и безработных домохозяек собираются за две недели до начала Пасхи и в свободное время расписывают огромное число яиц. В выборе мотивов и изобразительного стиля авторам предоставляется полная свобода.
Нередко росписью яиц занимаются школьники третьих классов. На уроках труда они расписывают домашние яйца, которыми позже украшают главный колодец своей деревни.
Все яйца расписаны вручную.
В то время, как красота - вещь субъективная, с трудом поддающаяся оценке, размер - понятие общедоступное. За титул крупнейшего Пасхального колодца сражаются разные франконские деревни и города. Долгое время крупнейший фонтан находился в Бибербахе - кроме, как этим, ничем не примечательной деревушкой в глубине Франконской Швейцарии. Четыре дня в году в Бибербахе нарушается тишина и покой, когда к крупнейшему (в мире) Пасхальному фонтану съезжаются экскурсионные автобусе с пенсионерами. К их удобству рядом с фонатном продают жареные сосиски и глинтвейн. Глинтвейн, потому что на Пасху в Германии часто бывает холодно.
«Остербруннен» в Бибербахе, без сомнения, крупнейший в мире. Однако, на мой взгляд, авторам чуть-чуть не хватило полёта фантазии. Фонтан выглядит очень однообразно, из года в год оформление не меняется. Самое печальное впечатление оставляет площадь вокруг фонтана. Вместо типичных для нашего региона фахверкхаузов, главная площадь Бибербаха своими однофамильными домами напоминает спальный район где-то на периферии.
Праздная толпа и пара экскурсионных автобусов возле крупнейшего пасхального фонтана в деревне Бибербах.
В толпе вокруг бибербахского фонтана встречались разные языки. едкий случай, если учесть, что Франконская Швейцария - не тот регион Германии, который активно посещается иностранными туристами. Встречались даже русскоговорящие, однако не туристы, а иммигранты.
Мужчина с фотоаппаратом Nikon и рюкзаком National Geographic.
Региональная традиция Пасхальных фонтанов стремительно завоёвывает Германию. В этом году Пасхальный фонтан установили в аэропорту Мюнхена, где его раньше никогда не было. Пасхальный фонтан постепенно входит в разряд классических немецких традиций, известных за границей, наряду с фахверкхаузами, жареными сосисками, кожаными шортами и фетровой шляпой с пером. Не важно, что все эти традиции происходят из разных частей Германии и, в принципе, не пересекаются. За границей вырванные из контекста кусочки немецкой культуры формируют целостный образ.
Больше репортажей о
Франконской Швейцарии - по ссылке!