Я переехал! Отныне я больше не байройтец, я теперь форххаймец. Мой новый город - Форххайм - находится в 40 км на север от Нюрнберга, в 8 км на север от Эрлангена и в 30 км на юг от Бамберга. Сегодня был мой первый день в новом городе, и я спешу поделиться свежими фотографиями и первыми впечатлениями! Прошу под кат!
Экспортное фото из Форххайма - главная площадь со зданием ратуши (слева, 1535 г.) и церковью Святого Мартина на азднем плане.
Мой дом располагается на улице с названием, которое невозможно воспроизвести на слух - Käsröthe. По-русски название произносится как «кезрёте». Думаю, в скором, я смогу объяснить происхождение названия улицы с исторической перспективы. Так как это современный район Форххайма, то я не исключаю, что название связано с сырной фермой, распоалгавшейся на этом месте задолго до строительства современного жилого массива.
Внешняя Нюрнбергская улица возле моего дома.
Выйдя с Кезрёте на большую дорогу, попадаешь на Внешнюю Нюрнбергскую улицы (Äußere Nürnberger Strasse). Перекрёсток возле Кезрёте выглядит весьма промышленно, с сетью автомобильных салонов на обочине автодороги, но всего в одном квартале отсюда улица преображается. По одинокому «фахверкхаусу» (так называется типичный средневековый городской дом в немецкоязычных странах, с чёрными деревянными балками и выбеленными участками между балками, выложенными из глины), в конце улицы можно определить расстояние до исторического центра Форххайма. Дорога пешком от моего дома до центра города занимает около 8 минут.
Нюрнбергская улица в квартале от моего дома. Старинное здание в конце улицы указывает на начало старого города.
Нюрнбергерштрассе (Nürnbergerstrasse) выходит на Парадеплтац (Paradeplatz) - одну из двух главных площадей Форххайма. По выходным дням в центре площади устраивают крестьянский рынок. Сегодня был как раз один из таких дней.
По выходным дням в центре Форххайма устраивают рынок. В такие дни здесь просто не протолкнуться. На фото вверху - блошиный рынок.
На площади Парадеплатц по выходным дням устраивают продуктовый базар.
Пройдя Парадеплатц, мы попадаем на главную улицу Форххайма, название которой говорит само за себя - Хауптштрассе (Hauptstrasse), что дословно означает главную улицу. В самой середине пешеходной зоны вдоль Хауптштрассе течёт небольшой ручей - точь-в-точь как недавно построенный канал на главной площади в Байройте. Обе стороны улицы застроены смесью «фахверкхаузов» и обыкновенных жилых домов с покатой черепичной крышей. На первых этажах домов находятся магазины. В Форххайме почти полностью отсутствуют сетевые магазины, так что покупать одежду или книги мне придётся в частной лавке. «Фахверкхаузы» в Форххайме являются не только памятниками архитектуры. Многие из них используются по своему назначению. В некоторых домах расположены магазины или рестораны, в других - квартиры. Я даже видел один «фахверкхауз», который банк выкупил под офисы. В некоторых из таких домов до сих пор находятся склады, как и несколько веков тому назад, или гаражи. Мне даже предлагали квартиру в одном из таких домов. Дому было 360 лет, но и стоимость аренды была соответствующей.
Главная улица Форххайма. Первые этажи всех домов заняты магазинами и кафе. Кафе здесь дешёвые, а магазины - дорогие.
Типичный фасад старого дома в центре Форххайма.
На Хауптштрассе установлен памятник городу. На нём в детской манере пересказываются основные вехи развития Форххайма.
Момент осады Форххайма шведскими войсками во время Тридцатилетней войны. Бамберг шведы взяли, а Форххайм - не смогли.
Хауптштрассе упирается в главную площадь Форххайма, являющуюся одновременно его визитной карточкой - Ратхаусплатц (Rathausplatz). В «фахверкхаузах» на главной площади расположена ратуша. Из-за старинных домов, будто сошедших с открытки, выглядывает башня церкви Святого Мартина - главной католической церкви Форххайма. Нужно заметить, что, так как Форххайм подчинялся напрямую епископу Бамберга, вопрос о переходе в протестантизм здесь никогда не стоял, в отличие, например, от Байройта, чей маркграф ещё в начале 16 века перешёл в новую веру. Центральная церковь города - католическая.
Ратхаусплатц была окончена в таком виде в 16 веке.
Памятник в центре площади.
Ещё один древний фахверкхауз.
Когда заходишь внутрь, не остаётся сомнений о религиозной принадлежности церкви - мы в католическом храме. Католические церкви всегда выделяются богатым и пышным декором. Церковь святого Мартина - не исключение.
Алтарь церкви святого Мартина.
Боковой неф церкви.
Рядом с церковью святого Мартина находится более древняя и менее броская придворная церковь, часовня Девы Марии (Marienkapelle). Видимо, эта церковь приходилась придворной епископу Бамберга, содержавшему в Форххайме свою вторую резиденцию.
Часовня Девы Марии.
Интерьер часовни Девы Марии.
Придворная церковь находится в непосредственной близости от Кайзерпфальца (Kaiserpfalz) - той самой второй резиденции епископов Бамберга. Любопытно, что название резиденции - Кайзерпфальц - переводится на русский как императорский дворец, хотя речь идёт о епископе. Дело в том, что до строительства резиденции епископа Форххайм на том же самом месте стояла резиденция императора Священной Римской Империи. Согласно принципу Средневековья, когда короли, чтобы сохранить власть, вынуждены были постоянно переезжать с места на места, осматривая и тем самым контролируя свои владения, короли останавливались в дворцах, которые подчинялись не местным князьям, а относились напрямую к королю. Такие дворцы в Германии называли «пфальц», от латинского «палациум», что означало дворец. Такой «пфальц» находился и в Форххайме. Когда Форххайм перешёл в подчинение епископу Бамберга, «пфальц» больше не был нужен, и на его месте построили резиденцию епископа. В жизни простого народа от смены власти мало что изменилось, разве что в городе стало тише. В народе же здание нового дворца продолжали по старинке называть императорским дворцом - «кайзерпфальцем».
Старый центр Форххайма - очень маленький. 1 минута до одной достопримечатльностей, 3 - до другой, 5 минут - до дальнего конца средневекового города.
Сегодня в Кайзерпфальце разместилось несколько музеев, все они отмечают в этом году свой сотый юбилей. В здании бывшего дворца расположены археологический музей Верхней Франконии, музей трахта (наодного костюма), и музей города Форххайма. Чтобы написать этот обширный репортаж, мне сегодня пришлось посетить их все.
На протяжении веков форххаймцы разводили рыбу в реке Визент, протекающей через город. В ресторанах города даже сегодня можно заказать карпа, выращенного в одном из этих ящиков.
Моё первое впечатление от Форххайма - это маленький уютный город с, как свойственно всем небольшим немецким городкам, богатым историческим наследием. В 911 году в Форххайме избрали первого короля немецкого королевства (если я правильно понял табличку на памятнике, тогда я должен ещё раз перечитать историю средневековой Европы, чем я сейчас и без того занимаюсь). Город расцветал, пока в 1007 году у него не отобрали привилегии и не подчинили город новосозданному епископству Бамберга. Целью последнего была борьба с язычеством среди славян, живших в то время вперемешку с франками, населением, давшем название региону. Считается, что именно политика бамбергских епископов привела в конечном итоге к полной ассимиляции славян во франкском этносе.
Госпиталь святой Екатерины был основан в 14 веке.
С 1007 года по 1803 год в Форххайме не происходило ровным счётом ничего. Конечно, с исторической точки зрения такое утверждение не имеет права на жизнь, ведь 800 лет не могло не происходить совсем уже ничего. Однако, с глобальной исторической перспективы, на 8 веков Форххайм погрузился в «провинциальную смуту».
Улица Визентштрасе - довольно типичный образец средневековой застройки Форххайм. Дом в глубине кадра завалился на сторону от времени.
В 1803 году в Европе гремели наполеоновские войны. Во Франконии началась вторая французская оккупация. Руководствуясь принципами свободы, равенства и братства, в регионе была проведена церковная реформа, согласно которой церковные владения были упразднены. Так неожиданно закончились восемь веков политической власти епископа Бамберга в Форххайме.
Секуляризация привела к скорому промышленному буму. В 1835 году была построена первая в Германии железная дорога, которая соединила города Нюрнберг и Фюрт (Fürth). Оба города находятся сегодня в 40 минутах езды на поезде от Форххайма. Первая пан-баварская железная дорога должна была соединить север и юг страны. Северо-южная железная дорога короля Людвига (Ludwig-Süd-Nord-Bahn) соединила, помимо прочего, города Нюрнберг и Бамберг, расположенные, соответственно, в получасе езды на юг и на север от Форххайма. Железнодорожная ветка прошла и через Форххайм. Таким образом, в маленьком городке появились первые в своём роде промышленные возможности. Один за другим в городе стали появляться первые заводы: фабрика по производству бумаги, природных удобрений, художественных красок, оптики, тканей и другого. Все эти производства пользовались преимуществами дешёвого транспорта, предоставляемого железнодорожным сообщением. Северо-южная железнодорожная ветка короля Людвига была вскоре дополнена западно-восточной веткой, а с севера система была присоединена к саксонской и прусской железным дорогам. Промышленники Форххайма оказались в состоянии развозить свою продукцию по всей Германии.
Ещё один средневековый переулок.
Именно преимущество наличия раннего железнодорожного сообщения и стало решающим фактором в пользу промышленного развития западной части Верхней Франконии против восточной её части, в том числе и Байройта. Я неоднократно упоминал в своём ЖЖ, что вследствие отсутствия железнодорожного сообщения Байройт оказался на несколько десятилетий отрезан от остальной части Германии, когда та переживала пик промышленного бума. Этот исторический факт является сильным аргументов в пользу инфраструктурных проектов. Иными словами, пока в Украине не появятся современные автомобильные дороги и скорое железнодорожной сообщение, экономика не сможет полноценно развиваться. Однако это не означает, что одно наличие инфраструктуры автоматически ведёт за собой взлёт экономики. Отнюдь. Наличие инфраструктуры является лишь обязательным условием развития экономики, но само по себе не достаточным. Для подъёма экономики требуется взаимная игра большого числа факторов. Я увлёкся - возвращаюсь к Форххайму!
Ещё раз фотография Визентштрассе - одной из самых живописных улочек Форххайма.
Итак, мы сказали, что присоединение города к первой пан-баварской железной дороге сыграло на руку промышленному развитию Форххайма. С тех пор Форххайм неизменно оставался рабочим городком. За двадцать лет на стыке столетий, с 1890 по 1910 год население города удвоилось и составило 10 тысяч жителей.
Памятник форели - важному продукту в рационе Франконии.
Промышленность являлась основным источником доходов города, но и здесь Форххайм поджидала катастрофа. После первой мировой войны наступил первый общегосударственный экономический кризис. Веймарская республика, гиперинфляция и репарации - мы все учили эту главу всемирной истории… Короткий подъём экономики вскоре сменился Великой Депрессией и, как следствие, приходом в Германии к власти нацистов. Из всего 15 (?) проживавших в Форххайме евреев две семьи владели двумя процветающими предприятиями. Лишь одна еврейская семья успела эмигрировать в 1933 году, всех остальных евреев вывезли одним грузовиком в Бамберг, откуда товарным составом отправили в концентрационный лагерь в Ригу. Из форххаймских евреев домой не вернулся ни один. Раньше, в ноябре 1938 года, в самом центре Форххайма взлетела на воздух синагога. Сегодня на её месте стоит небольшой памятник с выгравированной менорой и надписью на иврите, а в музее истории города есть зал памяти с вечным огнём, посвящённым жертвам антисемитской политики.
От военных разрушений исторический центр Форххайма уберегла группа из трёх инициативных жителей. Тройка решила действовать накануне захвата города. Пока двое из участников группы, рискуя жизнью, пробирались в лагерь американской армии, чтобы предупредить атаку, третий участник убеждал горожан не сражаться, а сложить оружие без боя. План сработал, и 14 апреля 1945 года в Форххайм вошли части американской армии.
Дальнейшая история Форххайма проистекала так же, как и в сотне других подобных городов. После валютной реформы 1948 года резко возрос спрос на продукцию, и, как следствие, промышленность пошла на подъём. Особенным спросом пользовалась упаковочная продукция, которую производил местный бумажный комбинат. Позже он переквалифицировался на производство туалетной бумаги, а сегодня его дело продолжает всемирный концерн Kimberly Clark. Спросом также пользовалась обёрточная фольга местного производства, шоколад и уже упомянутые мною ранее краски гуашь фирмы Kreus.
Ещё несколько видов старого города. Фотографии заводов появятся в моих следующих репортажах.
Подъём продолжался до начала 1980-х годов. Форххайм рос, продолжая оставаться городом рабочих. На окраинах города строились новые жилые массивы, в одном из таких домов живу сейчас и я. Но в 1980-х годов глобализация дала о себе знать в немецкой глубинке. Производить готовую продукцию в Германии впервые стало нерентабельно. Заводы банкротились один за другим. Немецкой промышленности предстоял переход на производство высокоточной и высокотехнологичной продукции. Приблизительно в это же время в Форххайме открылся первый офис Сименса.
Парковка возле Сименса.
Так как Сименсе, пожалуй, одно из градообразующих предприятий в городе, я расскажу об этой компании чуть подробнее. В Форххайме Сименс производит компьютерные томографы. Эти мегасуперточные устройства просвечивают человека с помощью рентгеновских лучей и из проявленного материала создают виртуальную 3-мерную модель человека. На основании этой модели компьютер ищет опухоли или прочие образования в теле человека, а также предоставляет врачу возможность выделить один интересующий его орган (будь-то печёнка или аорта) и изучать его отдельно. Для выполнения таких задач требуются сложные алгоритмы, вот почему Сименс срочно ищет несколько тысяч программистов.
Главное здание завода Сименс в Форххайме.
В Форххайм Сименс пришёл из Эрлангена, где у него, помимо прочего, расположена штаб-квартира медицинского подразделения компании. В Эрлангене действует одна из лучших медицинских кафедр Германии, скорее всего, из-за этого Сименс начинал собственные исследования именно там. Город Эрланген расположен в 8 км от Форххайма, так что неудивительно, что в качестве нового места расположения для развития бизнеса Сименс выбрал именно Форххайм. Сегодня в Форххайме производятся компьютерные томографы (здесь они только собираются, а все детали привозятся из фабрики в Шанхае), в то время как в Эрлангене собирают магнитно-резонансные томографы. Последние с помощью силы магнитного поля приводят молекулы воды в клетках человеческого организма в движение и, на основании резонанса, визуализируют структуру молекул. Более твёрдые молекулы резонируют слабее, чем более жидкие - так образовывается картинка внутренностей человека.
Итак, я вкратце пересказал историю Форххайма и провёл небольшую экскурсию по центру города. Моё первое впечатление от моего нового города - хорошее. Центр города - старый и, как для меня, необычный. Я ещё никогда не жил в городе с «фахверкхаузами». Уверен, через год мне это надоест, но на данный момент я наслаждаюсь. Вечером на улицах города можно встретить много молодёжи, многие из них сомнительной внешность и политической принадлежности. Классно, наконец-то я вспомню, что такое небезопасные переулки! В Байройте такого не было! Моя новая квартира расположена в 8 минутах ходьбы от центральной площади и в 10 минутах ходьбы от работы. Рядом с моим домом есть бассейн и теннисные корты, а в 3 минутах ходьбы дни напролёт работают продуктовые магазины «Алди» и «Эдека». В 10 минутах ходьбы в другую сторону находится вокзал, с которого дважды в час отправляется S-Bahn до Нюрнберга. Всё самое главное - у меня под рукой, и я очень доволен! В следующих репортажах я покажу фотографии своей новой квартиры