Триест имеет три лица - ровно столько же, сколько культур приложилось к созданию облика города. Во-первых, это итальянский город. Здесь кипит уличная жизнь, люди раскрепощены и общительны. Во-вторых, это один из важнейших австрийских городов, более 600 лет находившийся под властью Австрийской империи. В-третьих, географически расположенный ближе к Словении, чем к Италии, Триест веками испытывал на себе словенское влияние. Улицы и площади Триеста до сих пор носят два названия - итальянское и словенское.
Гавань для частных яхт в заливе Триесте (Golfo di Trieste). Красные черепичные крыши - неотъемлемый атрибут всех итальянских городов
Триест - это древний город на стыке славянской, латинской и германской культур. Это не только древнеримский город с амфитеатром, средневековой крепостью на вершине холма и пляжами на берегу залива, это еще и крупный морской порт, снабжающий Европу кофе, а Австрию, Италию и Словению - контейнерами с товарами из стран Дальнего Востока. На протяжении последних ста лет Триест много раз переходил из рук в руки противоборствующих сторон, но при этом это - типичный итальянский город с кипящей на улице жизнью и вкусной кухней.
Музыканты, играющие за деньги туристов на улицах старого города
Будучи единственным австрийским выходом к морю, Триест был подключен к железнодорожной сети империи еще в середине 19 века. Железная дорога тянулась от Триеста на полторы тысячи километров на восток и достигала Львова. Когда в начале ХХ века эмиграция из Украины набирала обороты, именно корабли, отходившие из Триеста, были основным способом для эмигрантов добраться в Новый Свет.
Собор святого Юстуса, 14 век
После первой мировой войны, когда Австро-Венгерская империя прекратила свое существование, Триест остался без правителя и быстро присоединился к Италии. Достаточно взглянуть на карту, чтобы стало ясно, что это решение, насколько политически грамотным оно ни было, нанесло сильный удар по экономике города. Триест находится непосредственно на границе со Словенией. Веками объединенные в рамках Австрийской империи (Триест присоединился к Австрии еще в 14 веке), торговые пути из Триеста вели в первую очередь в Вену. Оказавшись отрезанным от «врага» в 1919 году, все связи с метрополией были прерваны. Торговля пришла в упадок, город впал в депрессию.
Гуляя без карты по старому городу, можно попасть на виа делла Катедрале, и по ней выйти к городскому собору
Рано зародившиеся фашистские настроения в Италии выгнали из Триеста почти все словенское население, веками составлявшее более четверти населения города. Народный дом Словении был сожжен в 1920 году.
Старые улицы резко петляют, как и было принято в средневековье
Фашистское правительство Италии сделало многое, чтобы вернуть Триесту его экономическую значимость в пределах новой страны. В 1930-х годах Триест переживал экономический бум, вызванный большими государственными программами и заказами. В 1924 году Триест получил свой собственный университет.
Вдоль набережной Триеста нет кафе, зато высажены чудесные цветущие клумбы
Но после Второй мировой войны Триест и его регион, северная Истрия, были снова оккупированы. На этот раз территорию северной Истрии разделили пополам: северная зона управлялась объединенными американскими и английскими войсками, южная - югославскими. В итоге, южная часть северной Истрии окзаалась разделенной между Словенией и Хорватией в составе Югославии, северная часть со столицей в Триесте в 1954 году была передана Италии.
Некоторые дома в центре Триеста оказались откровенно обшарпаны и заброшены
С тех пор Триест развился как крупный контейнерный терминал. Сегодня через Триест поставляют 40% кофе, импортируемого в Италию. Не случайно здесь расположена и штаб-квартира кофейной компании «Илли» (Illy Caffè). Главный офис бывшей австрийской воднотранспортной компании «Австрийский Ллойд» также находится в Триесте: теперь он называется Italia Marittima и управляется Evergreen Marine Corporation. Здесь также расположена крупнейшая итальянская страховая компания Assicurazioni Generali S.p.A. Им принадлежит множество страховых фирм по всему миру - от Панамы до Сербии. Например, в Украине им принадлежит компания «Гарант-Авто».
Сушка белья на веревках - типичное явление для всех итальянских городов
Разделение Европы на «восток» и «запад» во время холодной войны не принесло достаток в город. В десяти километрах на восток от Триеста проходил «железный занавес», дальше начиналась Югославия. О развитии экономики в этом регионе после вступления Словении в ЕС в 2007 году я уже
писал здесь.
Геометрия старых домов
Из-за того, что Триест всегда был портовым городом, здесь отсутствует привычная туристу прогулочная набережная с кафе, хотя климат всячески к этому располагает. Напротив, вдоль набережной расположено несколько волнорезов, которые в прошлом использовались как причалы для кораблей. Сегодня порт расположен в восточной части города, а эта гавань используется для туристических кораблей и паромов. С другой стороны залива находятся доки.
Панорама залива Триесте. По клику в новом окне откроется панорама (5649 × 1166)
Прямо на гавань смотрит и главная площадь Триеста - площадь Объединения Италии (Piazza Unità d'Italia). Так как раньше большую часть населения составляли словенцы, все улицы и площади в городе имеют названия на обоих языках. Словенцы предпочитают называть эту площадь по старинке Veliki trg, Большая площадь, что соответствует старому названию площади, Piazza Grande.
Слева кадра - площадь Объединения Италии. В центре площади с башней - здание ратуши
Парадная сторона Триеста напоминает австрийские города: центральная площадь оформлена в 1869 году в стиле неоренессанса и сильно напоминает уже ранее виденные нами
Любляну и
Загреб. Рядом с Piazza Grande расположено здание биржи, построенное в классическом стиле римского Пантеона. С западной стороны центра, к набережной также ведет канал, симметрическая композиция которого завершается помпезной церковью Святого Антония.
Церковь святого Антония. Канал, о коротом идет речь, начинается за спиной
Но достаточно свернуть с этих главных улиц, и попадаешь в узкие улочки с высокими домами, в пространстве между которыми натянуто белье на веревках. Если идти дальше, то обязательно попадешь на via della Catedrale, и окажешься возле городского собора, хорошо спрятанного между старыми домами.
Высокие дома, плотно прижатые друг ко другу, гарантируют тень - бесценное благо в жаркий летний день в Италии
Сегодня в соборе - свадьба. Все, кто стоит перед собором - друзья и родственники пары.
На вершине холма расположена средневековая крепость святого Юстуса (Castello di San Giusto). Отсюда, разумеется, открывается красивый вид на красные черепичные крыши старого Триеста, спускающегося к морю.
Триест раскинулся вдоль нескольких бухт в заливе. В бухте справа находятся пляжи, слева - современный контейнерный порт
Остатки древнеримского амфитеатра. Видно, что многие детали (лестницы, колонны на переднем плане) были достроены уже в наше время
В городе сохранилось три основные археологические достопримечательности времен Древнего Рима. В первую очередь, это амфитеатр. Во времена Древнего Рима Триест не находился в закутке государства, а, наоборот - был в самом центре империи. Это был важный торговый город, и римляне построили здесь амфитеатр для своих развлечений и храмы своим богам. Останки одного такого храма сохранились и находятся сразу возле входа в крепость. Перед ними раскинулся парк Вечной Памяти (Parko della Rimembranza) и стоит памятник погибшим солдатам.
Памятник погившим солдатам (Monumento al Caduti)
Третей сохранившейся достопримечательностью древнего Триеста являются руины арки Рикардо (Arco di Ricardo). Хотя это и были ворота в древнеримский Триест, свое название арка получила в память о том, что через неё проходил король Англии Ричард Львиное сердце на обратном пути из крестового похода.
Экскурсовод рассказывает про руины арки Рикардо
В Триесте бывал американский писатель Джеймс Джойс. Забавно, что когда он жил в Триесте, ему было немного больше 20 лет, но на памятнике он изображен уже стариком.
Продуктовый рынок возле на пьяцца Понтероссо (piazza Ponterosso) возле канала Гранде (Canal Grande)
Изюминкой нашего пребывания в Триесте стало посещение пляжа. По соображениям времени мы не доехали до пляжа Гриньяно (Grignano), но вынуждены были довольствоваться валунами на набережной Баркола (Barcola). Мы также не успели посетить символ Триеста - замок Мирамаре (Schloß Miramare), расположенный на утесе в нескольких километрах от пляжа Баркола. Мы помочили ноги в Адриатическом море и поспешили назад, в Словению, откуда в тот же вечер мы с товарищем разъехались по домам.
Пляж Баркола. На краешке мыса виднеется дворец Мирамаре
Меня поразило, насколько сильно ощущается контраст между Триестом и городами со словенской стороны границы. Я думал, что население вдоль границы будет сильно смешанным, везде будут шумно говорить по-итальянски и размахивать руками. Это не так. Пожалуй, трасса между Копером и Триестом показалась мне самой контрастной из всех 10-километровых участков в моей жизни: люди по обе стороны границы настолько разные, насколько могут вообще отличаться славяне и итальянцы.
С таких валунов классно нырять в море. На горизонте виднеется центр Триеста и порт
Из всех трех городов, посещенных нами за три дня (Любляна, Загреб и Триест), Триест понравился мне больше всех. Возможно, это связано с погодой: первые два дня шел дождь и дул сильный ветер, в Триесте же светило солнце и люди купались в море. Возможно, я просто очень люблю Италию. Да, наверное, я просто очень люблю Италию.
Мой трехдневный тур по Балканам:
1.
Мокрый Мюнхен2.
Необычные неботычники, первое впечатление о Любляне3.
Любляна и интерактивная 360-градусная панорама города4.
Загреб5.
Дорога в Триест или в ожидании итальянского чуда6. Триест