Исламский банкинг и другое...
1 октября 2012
авторы:
KubKaramazoff,
Igor734 Просящему у тебя дай,
и от хотящего занять
у тебя не отвращайся.
Нагорная проповедь
Исламский банкинг (ИБ) декларирует чрезвычайно положительные принципы финансирования экономики, но официальные образцы договоров, к сожалению, это не подтверждают.
Содержание:
Предисловие.
1. История возникновения исламского банкинга
2. Объёмы ИБ.
3. Официальные договора ИБ.
4. Двойной стандарт ИБ в свете декларируемых принципов.
5. Конкурентоспособность ИБ.
6. Действующий инструмент финансирования без стяжения долга в мировой экономике.
Послесловие.
Предисловие
Исламский банкинг (ИБ). О нём и в рунете и англонете есть множество велеречивых публикаций, в которых декларируется благородство и устойчивость системы... В основе лежит идея долевого финансирования, сходная с классическим инвестированием. Но практически мало кто видел образцы реальных договоров, практикуемых в ИБ.
Например, обсуждая три года назад суть ИБ с уважаемым доктором Халимом Шарафеевым, экономическим советником муфтия Пермского края, мы уткнулись в отсутствие образцов договоров [1,2]... с его одобрения KK даже письменно обращался в одну финансовую компанию, декларирующую в своей работе принципы ИБ, но ответа не получил.
Вероятно, первым в рунете образцы канонических договоров по ИБ были обнаружены Игорем Холоденко [3] - соавтором этой статьи. Но прежде перейти к сути, обратимся к истории вопроса...
1. История возникновения Исламского банкинга.
Хотя исламская цивилизация 8-12 вв (зачастую называемая "исламский капитализм") разработала многие элементы современной капиталистической и банковской системы, запрет на процент не позволил мусульманам создать банковскую систему вплоть до конца 20 века.
В конце 19 в европейская банковская система окрепла достаточно для того, чтобы начать экспансию в колонии и зависимые страны. Первоначально они обслуживали в основном колониальные администрации и бизнес, местные сообщества не были вовлечены, причём не только из-за религиозного запрета, но и по националистическим мотивам. Однако время шло, местные купцы начали понемногу использовать услуги банков, и вскоре без использования банковских счетов и переводов уже было невозможно представить ведение бизнеса. Однако даже тогда процентные вклады и кредит тщательно избегались.
Время шло, появились местные банки, которые вписывались в общую банковскую систему, потребность в кредитном механизме проявлялась все сильнее и сильнее. После получения независимости арабскими странами, эта потребность стала необходимостью, в какой-либо форме кредита стали нуждаться правительства, бизнес, индивидуалы, вне зависимости от того нравилось им это или нет. Все это привлекло внимание к проблеме исламских интеллектуалов.
Первые идеи о необходимости исламских банков появились в 1940-х годах. Возможно, первым, кто затронул эту тему, был Мирза Башир-уд-Дин Махмуд Амад, написавший книги "Nizame Nau" (1942) и Islam ka Iqtisadi Nizaam (1945). Позднее к этой теме подключились другие исследователи: Наим Сидики, Наулама Мавдуди, Мухаммад Хамидулла (1944, 1955, 1957 и 1962). Также следует отметить работу известного в то время шиитского священника Мухаммада Бакира аль-Садра, написавшего в 1960-61 гг. книгу Iqtisaduna ("Наша экономика"), в которой были изложены основные принципы исламского банкинга.
Все вышеперечисленные авторы сходились в том, что появление банковской системы в исламских странах является "необходимым злом" [4].
Политолог Дэниел Пайпс (Daniel Pipes) писал в Jerusalem Post, 2007 г. [5,6]:
Чтобы понять суть этой системы, идеальное место для старта - это «Ислам и Мамона» (Islam and Mammon) - блестящая книга Тимура Курана (Timur Kuran), написанная еще тогда, когда он был 'имени Короля Фейсала' профессором Исламского мышления и культуры в университете Южной Калифорнии (по иронии судьбы Саудовская Аравия в это время расходовала большие средства для поддержки исламской экономики).
Сейчас Куран преподает в Duke University. Он считает, что исламская экономика не начинала функционировать при пророке Мухаммеде, а является «придуманной традицией», которая появилась в Индии в 1940-х годах. Понятие "экономическая дисциплина", «которую определённо и сознательно можно считать исламской, представляет собой нечто очень новое». Даже самые образованные мусульмане сто лет тому назад были бы ошеломлены, услышав термин «Исламская экономика».
Первоначально эта идея была плодом умственных усилий исламистского интеллектуала - Абул-Ала Маудуди (Abul-Ala Mawdudi, 1903-79), для которого 'исламская экономика' являлась некоторым механизмом для достижения нескольких целей: свести к минимуму отношения с не-мусульманами, укрепить коллективное чувство мусульманской идентичности, использовать [специфические особенности] ислама в новых сферах человеческой активности и, наконец, проводить модернизацию [с применением западной технологии, но без навязывания её], и с учётом специфики Востока (modernize without Westernizing).
Исламскую экономику, как академическую дисциплину, начали преподавать в середине 1960-х гг.; она получила институционное значение во время нефтяного бума в 1970 гг., когда Саудовская Аравия и другие экспортёры нефти в первый раз стали обладателями солидных денежных сумм и обеспечили этой дисциплине «широкую поддержку».
...
«Нигде процентный доход не был исключён из экономических операций, и нигде экономическая исламизация не получила массовой поддержки». Существуют экзотические и сложные методы соучастия [в финансовых операциях] - такие как ijara, mudaraba, murabaha и musharaka - в которых используются тонко замаскированные способы получения процентных доходов. Банки, которые утверждают, что они являются исламскими, в действительности «выглядят более похожими на другие современные финансовые учреждения, чем на что либо другое в исламском наследстве». Короче говоря, нет почти ничего исламского в исламском банковском деле - что позволяет уверенно объяснить, каким образом Ситибанк (Citibank) и другие крупные западные компании имеют значительно более крупные депозиты, подчиняющиеся требованиям ислама, чем специфично исламские банки.
...
Если бы мусульманам было действительно запрещено не платить или не взимать проценты, они были бы отброшены «на обочину международной экономики».
Предвзято? Возможно... Пайпс делает вывод, со второй частью которого трудно согласиться:
Исламская экономика имеет незначительное экономическое значение, но представляет собой значительную и опасную политическую угрозу [обществу].
Складывается впечатление, что если бы исламская экономика предписывала отдать всё имущество врагу, то и тогда не обошлось бы без намёка на политическую угрозу. Но какова бы ни была мотивация, поблагодарим м-ра Пайпса за обзор книги проф. Курана и перейдём к делу.
2. Объёмы ИБ.
Джунаид Бхатти (Junaid Bhatti), участник команды, которая создала Исламский банк Британии (IBB) - первый банк по закону Шариата, утверждённый Управлением по финансовым услугам, сказал в 2010 г. [7]:
Сектор оказался большим разочарованием. "Как мы теперь подходим к шестой годовщине IBB, мне грустно, наконец, признать, что исламские финансы в Великобритании потерпели огромный провал. IBB по-прежнему на плаву, но трудно представить, что он продержится намного дольше."
Конкурентам повезло ещё меньше, многие из них закрыты или значительно сократили свои операции, - сказал г-н Бхатти. Основные банки, которые внедряли исламские банковские продукты, также не имели успеха. HSBC и Lloyds, сделали мощнейшие усилия, чтобы проникнуть в сектор, но без особого успеха.
Родни Вильсон (Rodney Wilson), профессор экономики в университете Дурхема в Великобритании, в 2007 г. оценивал общий объем активов "халяльной" банковской системы всего лишь около $500 млрд. Это примерно размер Wells Fargo Bank, четвертого по размеру банка США" [8]. По некоторым прогнозам в 2012 г. объём ИБ не превысит $1 трлн.
Факт, что даже в исламских государствах по самым оптимистичным оценкам доля ИБ не превышает 25%, а по более скептическим - менее 5%. Остальное принадлежит традиционному банкингу (ТД). Причина низкой популярности ИБ состоит в его реально более высокой устойчивости. Вкладчику-ростовщику выгоднее размещать средства в классическом банке...
3. Официальные договора исламского банкинга.
Образцы разработаны доктором экономики университета Юты Monzer Kahf в 1975 году [9]. Он с 1985 по 1990 гг. работал в качестве эксперта-экономиста в Islamic Research and Training Institute of the Islamic Development Bank.
Ничего принципиально нового в финансовых продуктах ИБ нет. Они известны и давно практикуются в ТБ. Отличие только в том, что доля этих продуктов в бизнесе ИБ равна 100%. А сами названия продуктов являются именами собственными, например, как банк "Альфа" рекламирует вклад "Весенний", а банк "Бетта" - вклад "Первомайский", но сущность продукта это не меняет. Подробнее:
3.1. Мурабаха - покупка товара в кредит. Товар пребывает в залоге. Возможен дополнительный залог.
Ничем не отличается от покупки товара в кредит якобы без процентов в торговых сетях. Потому что процент включён в стоимость товара.
3.2. Мушарака (партнёрство).
Инвестор и реципиент входят в совместное управление предприятием. По истечении обусловленного срока инвестор выходит из управления, получив вложенное плюс долю от прибыли. Полагаем это аналогом инвестиционной сделки репо (продажа акций, ценных бумаг с обратным выкупом), где кредитор временно владеет долей предприятия. Кроме того, предусматривается дополнительный залог. Дополнительный залог означает, что кредитор не разделяет риски по управлению предприятием. Значит, утверждать о равноправном партнёрстве невозможно. В обычном предприятии два лица, сформировав уставной фонд, несут риски пропорциональные уставному взносу каждого и ни один из них не имеет дополнительное обеспечение от компаньона. Процент на время есть.
3.3. Мушарака с обещанием продажи
Речь о производстве/покупке основных средств (здание, самолёт, корабль и т.д.) на паях. Инвестор в установленный срок продаёт свой пай партнёру по установленной цене, которая, разумеется, будет больше первоначальной стоимости. Процент на время есть.
3.4. Работа с вкладчиками.
В ИБ вклады принимаются на паях для инвестирования в конкретный инвестиционный проект с заданной прибылью. Если проект задержит отдачу средств или прогорит, то пайщик не вправе требовать от банка возврат средств. Благодаря справедливому разделению рисков вкладчики становятся партнёрами в лучшем смысле этого слова и дух ростовщичества сведён к минимуму. Не к нулю - потому что полученный доход всегда можно пересчитать процентом на время, но никакого права требовать жёсткий процент у вкладчика нет. Именно это придаёт объективную устойчивость системе ИБ. У неё априори исключена просрочка обязательств. Поэтому ростовщик-обыватель предпочитает ТБ, где чётко оговорена дата возврата вклада и процент.
4. Двойной стандарт ИБ в свете декларируемых принципов.
Полагаем, имеет место двойной стандарт: пайщики действительно перестают быть ростовщиками, но сам банк по-прежнему остаётся ростовщиком. Причина не в заложенном в расчёты проценте. Любое дело организуется с целью получения прибыли в планируемый срок. Основная причина - неразделение рисков с заёмщиком через необходимость дополнительного залогового обеспечения. При провале проекта инвестор компенсирует потери, реализовав залог, а реципиент останется ни с чем. Разумеется, если залог резко не упадёт в цене, как произошло в 2008-м году с недвижимостью.
Показательный аспект:
В Иране было объявлено, что финансовые транзакции между и среди елементов общественного сектора, включая центральный банк и национализированные коммерческие банки, могут производиться на базе возврата с фиксированной рентабельностью; при этом такая прибыль не рассматривается как процентный доход.
Следовательно, правительство может брать взаймы у национализированной банковской системы под фиксированный процент без нарушения религиозного Закона. Т.е. по сути возможно создание системы по типу ФРС, и это не будет противоречить шариату.
Соавторы разошлись во взглядах: один предпочёл бы инвестировать в учреждение по образцу ИБ - при условии разделения им рисков с заёмщиками, разумеется. Иначе, хотя пайщик уже избавлен от ростовщичества, разделив риски, но продолжит питать ростовщическую систему в связке кредитор-заёмщик, где риск возлагается только на заёмщика. А другой - в ТБ.
5. Конкурентоспособность ИБ.
Очевидно, что ИБ из-за долевого подхода к вкладчикам, значительно менее конкурентоспособен. Причина - жадность вкладчика. ИБ могут конкурировать только за счёт благословения духовных лидеров и порицания ТБ. Считается, что на сегодня только в двух странах законодательно запрещён ТБ - Судан и Иран. Судан уже раскололся...
Т.к. в схемах ИБ возврат не гарантирован, им необходимо проводить более тщательную и дорогостоящую проверку заемщиков до выдачи, а также постоянный более плотный контроль во время обслуживания долга. В результате малый бизнес практически отрезан от возможности пользоваться кредитованием в ИБ, им просто дорого стоит подготовка долументации. В Иране это особенно заметно в сфере услуг и строительстве, составляющие очень большую долю в ВВП. Те, кто раньше без труда мог финансироваться в ТБ, сейчас не имеют доступа к кредиту.
Сверхкраткосрочные кредиты на восполнение кассового разрыва также не работают в ИБ по той же причине. В Иране подобные кредиты даже запрещены [4].
Занятный момент - т.к. заемщик в ИБ обязан сообщать о себе больше информации, чем в ТБ, у многих (особенно малых) предпринимателей возникает страх, что эта информация будет затем использоваться налоговым ведомством.
Следует помнить, 'Исламский банкинг' - лишь собственное название, а сами продукты имеют богатую практику в ТБ. Просим мусульман не расстраиваться. Считаем естественным, когда мусульмане идут в банк, которым владеет мусульманин, иудей в иудейский, христианин в христианский. Свой к своему, так сказать. И, в конечном итоге, выгребает там по полной... "процентов". Кстати, как евреи выгребли у Берни Медоффа. Факт, что все эти системы ростовщические, как бы сами себя не называли. Иль дефолт Дубаи позабыли? Ещё пример: в начале 90-х был зарегистрирован (и имел благословение - не мог не иметь) Крымский церковный банк - долго продержался, лишь в 2002-м появилось скорбное сообщение о его ликвидации...
Ральф Лопес (Ralph Lopez) о "передовом" опыте Исландии [10]:
Представьте себе, что в 2008 году, вместо того, чтобы спасать банкиров, которые проводили криминальные рискованные операции с деньгами инвесторов и вкладчиков, мы арестовали их, помогли их жертвам, и позволили другим, лучшим банкирам занять их место.
- экое совершенство!? Банкиры-пролетарии пользовались системными правилами. Сели. Внешних кредиторов кинули. Как не кинуть, если отдать нечем? Теперь они "лучших" позвали. И снова посадят... козлов отпущения.
6. Действующий инструмент финансирования без ссудного процента и стяжения долга в мировой экономике.
В бизнесе таковым является налог на добавленную стоимость, действующий в 137 странах мира. Казна для любого предприятия предоставляет право возмещения своих затрат в части НДС, уплаченного поставщикам - налоговый кредит. Не вникая в суть затрат и, что важнее, не спрашивая срок возврата. Если предприятие потерпит крах, не начав работу, этот долг будет списан. Если предприятие начинает успешно работать, то казна получает своё в виде платежей по НДС. Таким образом, казна вступает в долю к учредителям и несёт вместе с ними все риски по реализации проекта в своей доле. Другое дело, насколько быстро и с преодолением каких преград предприятие сталкивается при попытке возмещения НДС. Это зависит от политической воли и коррупционного аппетита властей...
Послесловие
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО.
Источники:
1. Беседа с Халимом Шарафеевым
2. Беседа с Халимом Шарафеевым
3. Игорь Холоденко. Про исламский банкинг.
4. Abdul Gafoor, Islamic Banking
5. Андрей Стадник, Принципы исламской экономики.
6. Daniel Pipes, Islamic Economics: What Does It Mean?
7. Katherine Griffiths, Sharia-compliant banking products a 'huge flop' in Britain.
8. Rodney Wilson, Islamic Banking: Is It Really Kosher?
9. Monzer Kahf, Samples of Islamic Finance Contracts.
10. Передовой опыт Исландии: при финансовых кризисах хорошо помогает арест банкиров.