ЖЭМ-1: Гадкий утёнок НДС

Sep 22, 2009 14:04


Тема эта, мягко говоря, второй свежести. НДС критиковали везде и вся. Итог такой критики сводится к лозунгам «взять и отменить» или «взять и заменить налогом с оборота»…

Постараюсь быть оригинальным: стану критиковать только существующую систему начисления и уплаты, то есть администрирования налога на добавленную стоимость, но отстаивать сам принцип НДС. Гениальный принцип.

Поскольку видимых аргументов в пользу НДС меньше, начну с них:
- это косвенный налог, который не приводит к вымыванию оборотных средств.
- этот налог используется в 135 странах мира. Исключение среди развитых стран составляют США и Австралия - налог с продаж.
- отмена НДС приведёт к дисбалансу с основными торговыми партнёрами и даже к политической напряжённости.
- НДС дотирует реальный сектор на этапе становления новых проектов.
- НДС - одна из главных доходных статей бюджета.

Критика существующей системы администрирования НДС.
Действующая система НДС предполагает злоупотребления плательщиками налога априори. Для соблюдения налогового законодательства в государстве созданы контролирующие и ревизионные службы. Так же допускаются злоупотребления и со стороны этих служб. Их деятельность контролируется отделами по борьбе с коррупцией и параллельными структурами других силовых ведомств. И всё это увенчивается уголовным кодексом.

Начисление и уплата НДС регулируется не только законом, но и множеством подзаконных актов, инструкций... Такая ситуация приводит к неумышленному нарушению налогового законодательства. Плательщик налогов вынужден содержать бухгалтеров, аудиторов, консультантов и адвокатов не для того, чтобы платить налоги, а наоборот, чтобы не платить и избегать за это ответственности. Львиную долю дел в судах составляют споры плательщиков налога против налоговой инспекции. Нередко спор возникает из-за противоречий в законодательной базе. Известно, что в таких случаях спор решается в пользу плательщика, но нужно еще доказать факт противоречия. А налоговики все равно вынуждены фиксировать нарушения закона в акте проверки. Игра в кошки-мышки.

Рассмотрим недостатки существующей системы НДС по сути. Тут и далее применяем ставку налога в 20% из-за удобства и наглядности расчётов: 5/6+1/6=6/6 (Стоимость товара без НДС плюс НДС равно Стоимость, в т.ч. НДС.

Главный недостаток, который смело можно назвать чёрной дырой бюджета любой страны, применяющей НДС, покажу на таком примере:

Фирма «А» приобрела у фирмы «Б» консалтинговые услуги по налогообложению. Стоимость услуг 6 условных единиц, в том числе НДС 20% - 1 условная ед. Срок оплаты - 100 лет или расчёт векселем сроком погашения те же 100 лет. Так как начисление НДС происходит по первому событию, то государство обязано выплатить фирме «А» одну условную ед. Либо зачесть в счёт платежей в бюджет. Все законно. Фирма «Б» те же средства по понятным причинам в бюджет не выплатит. Государство сможет только подать иск о признании банкротом фирмы «Б» и в результате получить право получения долга от фирмы «А» через 100 лет.

Что имеем? Подставим под одну условную единицу годовой бюджет страны и имеем её банкротство! Ни кредиторы, ни работники социальной сферы 100 лет ждать не станут.

В Западной Европе ситуация примерно та же. Хотя там власть пытается быть более честной по отношению к плательщику налогов, но инструкций наворочено не меньше… Вытащить НДС от экспорта тупых гвоздей там несколько сложнее, но при желании…

Вышеописанная схема получения средств из бюджета сегодня широко применяется в различных формах. Во избежание длительного процесса банкротства, а так же с косметической целью используются фирмы-прокладки и фиктивные фирмы-однодневки. Никто, правда, не отважился проводить операции с возмещением НДС в размерах годового бюджета, а во-вторых, государство просто не рассчитывается со своими «кредиторами», зачастую и по экспортному НДС. Плательщики делают вид, что платят НДС, а государство делает вид, что его возмещает.

Не могут вернуть НДС как раз те плательщики, которые действительно имеют для этого законные основания. Потому что фискалы также находят законные основания для невозмещения. А ещё государство временно пользуется начисленными к возмещению средствами. Имеет на этом некоторую экономию, не занимая средства на стороне... Действительно, какой смысл платить проценты внешнему кредитору, если в дальнейшем мы все равно отдадим эти средства своему государству. Налогами, инфляцией или нищей социальной сферой. Плательщик налога с целью восполнения вымытых оборотных средств вынужден обращаться к коммерческим банкам-посредникам, часть которых кредитуется у центрального банка или из-за рубежа. Плательщик вынужден платить еще большую процентную ставку.

На предприятиях с толковыми бухгалтерами рассчитывают НДС к уплате до истечения месяца и закупают на склад пока ещё не нужный материал, замораживая средства. Либо до сдачи отчётности уговаривают поставщиков выписать товар задним числом… Ведь в противном случае придётся выплатить НДС в бюджет, но через 20-30 дней, как понадобится этот материал, средств на закупку будет на 1/6 меньше, а затевать тяжбу с налоговиками себе дороже… Получается, что при оптимизации такого рода замораживается уже все 6/6 суммы. Кто-то делал анализ этого аспекта? Но банки до кризиса это хорошо ощущали в своих карманах платежами по обслуживанию овердрафтов.

Страдают обе стороны в обоих случаях.
Как вариант, вернуться к начислению НДС по второму событию, так было в начале существования налога, но это только приведет к дальнейшим злоупотреблениям, так поставку можно пустить напрямую, а оплату через третье лицо или наоборот. Произойдёт неоправданный рост кредиторской задолженности, а платежи НДС ещё больше упадут.

Налог с оборота. Если одним словом... популизм. Потому что всем понятен. Но мало кто удосуживается смоделировать оплату налога с оборота на производственной цепочке всего лишь из пяти звеньев. А если десять-двадцать? На первый взгляд, налог с оборота целесообразен в торговле... меньше будет посредников. Но пострадает гибкость и номенклатура поставок. Применение налога с оборота приведёт к значительному снижению оборотных средств и предпринимательской активности.

Налог с продаж. Если им заменить НДС, то при текущем администрировании налога на прибыль налог с продаж будет костылём, брошенным в спину падающей экономики. Подробности в этой ветке.

Предлагаю здесь сливать весь накопившийся негатив по НДС, но в рамках приличий... В следующих публикациях я намерен доказать гениальность принципа НДС при изменении правил администрирования. Это идеальный налог для обеих сторон, который после небольшой модернизации может если не прекратить, то свести к минимуму противостояние сословий, что началось при Горбачёве после снятия запрета на предпринимательство…

Продолжение:
ЖЭМ-2: Система автоматического администрирования НДС
ЖЭМ-3: Техническая реализация автоматического администрирования НДС.

возмещение НДС, налог с продаж, налог с оборота, НДС, ЖЭМ, налоговый кодекс

Previous post Next post
Up