Немного статистики от ФОМ

Feb 28, 2011 06:12







Что бы там ни пищали всякого рода провокаторы, нынешнюю власть народ однозначно поддерживает. И несмотря на небольшой спад последних лет, запас прочности еще большой.

Попробуем разобраться в причинах общей динамики. Оценка власти народом может строиться на двух вещах:
1. Реальные факторы, непосредственно воздействующие на граждан.
2. Информационные факторы - слухи, домыслы, пропаганда в СМИ.
По логике, из реальных больше всего затрагивают население экономические показатели. Они все взаимосвязаны, для примера совместим с рейтингом Путина график безработицы (перевернутый для наглядности):


Или график реальных доходов населения:


Можно увидеть хорошую корреляцию, вплоть до отдельных колебаний. Но с конца 2009-го происходит нечто странное - при росте экономических факторов рейтинг падает. Это говорит о том, что на первое место вышел фактор №2, и если вспомнить 2010 год, действительно была (и продолжается) мощная кампания против Путина.

Но даже если продолжить отрицательный тренд, все равно в 2012 за Путина будет большинство.


Те же рейтинги, только подробнее за последние пару лет.




Партии.




С политиканами все. Какой процент населения следит за новостями.


А это о важности интернета и блогов в частности.






Отношение населения к революциям.






Недовольство и протестные настроения.




Мои поздравления товарисчам либерастам, но есть некоторые моменты. Во-первых, группа недовольных не представляет из себя нечто однородное и монолитное, причины для недовольств у каждого свои. Во-вторых, эти протесты не тождественны протесту против власти (см. рейтинги) или желанию замутить революцию (см. отношение к революциям).

Основная заявляемая людьми причина недовольств - рост цен. Что ж, совмещаем с графиком инфляции. Т.к. на предыдущих диаграммах временная шкала нелинейна, график протестных настроений я взял из другого отчета ФОМ, где в качестве бонуса присутствует отдельный график для трудоспособных.



Связь инфляции и недовольства трудоспособных просматривается однозначно - эта группа граждан внимательно следит за ценами. По остальной части общества взаимосвязь похуже, значит для них не так важны экономические факторы (не только инфляция). Какие там у них причины я не знаю, но что-то мне подсказывает, что именно у них на первый план выходит информационная составляющая. И это логично, у неработающих граждан больше времени на телевизор и газеты, чем у работающих.

Некоторые СМИ на основе роста недовольства за январь и половину февраля (почти на 10%) строят апокалиптические прогнозы бунтов и революций. Это вранье. Для понимания нужно рассмотреть главный компонент недовольств, рост цен, на более продолжительном интервале.



Можно увидеть, что пики роста инфляции повторяются каждый январь. Нынешний хоть и больше января 2010, но от 2009 и 2008 почти не отличается. К марту можно ожидать симметричного спада инфляции, а вместе с ней и уровня протестных настроений. Разумеется, с оглядкой на информационную составляющую, ее поведение предсказать трудно.

[лирическое отступление - on]
Самое тяжелое время - зима, холодно, дорожают продукты, другие расходы, но и протестовать на мороз хер кого выпнешь. Летом погода хорошая, но и люди довольные. Соответственно, есть переходные точки весна (плохо-хорошо) и осень (хорошо-плохо). Можно пойти дальше и вспомнить, что счастье вещь относительная, и меряется не абсолютным значением условий, а скоростью их изменения. А это 1-я производная (угол наклона касательной). Примерно так:



Производная синуса это косинус, т.е. график эмоционального состояния людей будет опережать график фактических условий на 90 градусов по фазе. Максимум прийдется на весну, минимум на осень. После этого не должно остаться вопросов, почему, к примеру, выборы президента устраиваются весной, а всякая революционная муть пробуждается ближе к осени.
[лирическое отступление - off]



Интересно, что оценка населением протестной обстановки заметно превышает реальную величину. На мой взгляд, это еще раз доказывает значительный информационный фактор. Если бы люди судили только по своим знакомым, оценка была бы адекватной, значит, обстановка нагнетается СМИ. Они используют древний инстинкт человека не отрываться от стаи, создавая " фантом большинства", который давит на психику. Одни повинуются этому "большинству", другие сохраняют свое мнение. Вторые и создают несоответствие на исходной диаграмме.



Набольшая разница между % недовольных среди группы лояльных власти и ее противников (22% и 30%) говорит о слабой политизированности протестных настроений.

источники: www.fom.ru, www.rbc.ru.

рейтинги, статистика

Previous post Next post
Up