Соловки, ч.1: монастырь и его окрестности.

Aug 22, 2023 00:47

Соловецкие острова до прихода сюда двух монахов - Савватия и Германа в 1429 г - были необитаемы. За это их и выбрал Савватий, искавший уединения после показавшегося ему суетным (!) Валаама. Поселившийся здесь уже после смерти Савватия монах Зосима сумел организовать первое строительство: кельи-полуземлянки, потом братские корпуса и деревянные церкви. В середине XVI века настоятелем монастыря стал деятельный и талантливый организатор Филипп (Колычев), организовавший в этих труднодоступных суровых местах грандиозное каменное строительство, основав для этого в 2 км от обители целый кирпичный завод. В результате его усилий Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь удивительно быстро превратился в крупнейший на севере конгломерат каменных построек. Уже после гибели митрополита Филиппа Соловецкий монастырь обзавелся крепостными стенами. Его гармоничный ансамбль, окруженный грандиозной стеной валунной кладки с мощнейшими башнями впечатляют даже современного человека - что уж говорить о средневековье, когда 99,9% построек в этом северном краю были деревянными. Особенно бросается в глаза активное использование в строительстве гранитных валунов, которых на островах можно найти в изобилии.
Дальнейшая же судьба митрополита Филиппа сложилась трагически: уже став патриархом, он снискал немилость царя Ивана IV, поскольку не побоялся открыто выступить против жестокостей опричнины (его пример другим наука: похоже, реально верил в Бога человек и душу свою ценил выше бренного тела, не говоря уже о материальных благах). Расправа не заставила себя долго ждать: патриарха сослали в Тверской Отроч монастырь, где его в 1569 г задушил Малюта Скуратов.

Мимо монастыря и по его территории мы ходили многократно: именно в его окрестностях сконцентрированы основные туристические активности на островах. Но вот подробное знакомство со всем комплексом решили отложить на последний день, когда резко испортилась погода, и водные экскурсии стали недоступны. Осматривать монастырь целесообразно с экскурсией от Соловецкого музея-заповедника (в сезон проводятся два раза в день ежедневно): даже если вам не очень повезет с экскурсоводом (как случилось с нами), в составе группы вы, в любом случае, попадете внутрь тех объектов и увидите те музейные экспозиции, которые индивидуальным туристам просто недоступны.

Центральный храм обители - Спасо-Преображенский собор - был выстроен одним из первых: в 1556-1566 гг. Еще до него появилась Успенская церковь с трапезной и келарской палатами (1552-1557 гг). В целом, в архитектуре монастыря применен интересный, но при этом традиционный для северных краёв принцип: практически все храмы, палаты и корпуса монастыря соединены между собой крытыми переходами, галереями или вообще пристроены друг к другу. В центральном конгломерате построек, создававшемся на протяжении  почти трех веков, помимо основного собора и Успенской церкви можно выделить выстроенную 1831-1833 гг на древнем фундаменте церковь Николая Чудотворца, колокольню (1776-1777 гг), Троицкий собор (1859 г). Все их можно обойти последовательно, не выходя на улицу, по галерее XVII века и другим переходам.

Еще один комплекс построек стоит напротив основного и состоит из Благовещенской церкви (1596-1601 гг), баговещенского и настоятельского корпусов (XIX в), святительского корпуса XVII в и церкви Филиппа Митрополита Московского (1799 г). Благовещенская церковь единственная из всех соловецких храмов худо-бедно сохранила интерьер, поскольку в лагерное время в ней располагался музей (!) атеизма. Здесь сегодня можно видеть масляные росписи XIX века, декоративные стенные панели, винтовую лестницу и т.п.

Вид на Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь от бухтя Благополучия. Слева направо: Успенская церковь (1552-1557 гг), колокольня (1777 г), Никольская церковь (1831-1833 гг), Спасо-Преображенский собор (1556-1566 гг), Благовещенская церковь (1596-1601 гг). Крайняя справа - Прядильная и Белая Башни (1584-1598 гг).



Монастырь - первое, что видит пребывающий наа Соловки путник. Сначала он появляется в дымке из-за островов.


Потом предстает во всём великолепии.


Ядро монастыря за стеной с Успенской башней. Еще раз перечислю слева направо: Успенская церковь (1552-1557 гг), колокольня (1777 г), Никольская церковь (1831-1833 гг), Троицкий собор (1859 г), Спасо-Преображенский собор (1556-1566 гг), Благовещенская церковь (1596-1601 гг)


Заходим на территорию монастыря. Колокольня (1777 г), Никольская церковь (1831-1833 гг) и Спасо-Преображенский собор (1556-1566 гг).


Спасо-Преображенский собор с приделами (15556-1566 гг). Справа - Троицкий собор (1859 г).


Закомары храма когда-то были расписаны.


Спасо-Преображенский собор расписали в XIX веке, от тех росписей осталось лишь изображение Христа в куполе. Старинный крест внутри храма.



Внутренний двор монастыря. Слева Благовещенский храм (1596-1601 гг), справав колкольня (1777 г).


Галерея нач. XVII века с валунной кладкой. Колокол Благовестник. Отлит в Ярославле в 1856 г, подарен монастрырю Александром II.



Галерея XVII века изнутри.


Интерьер келарской палаты.


Клёпаная дверь келарской палаты. Христос в темнице.



Во II пол. XIX века на Соловецком острове были установлены каменные плиты в память о знаковых событиях.



Казначейский и наместнический корпуса (XVIII в).


Окна Казначейского корпуса (XVIII в).


Церковь Успения Богородицы (1552-1557 гг).


Келарская и трапезная палаты при Успенской церкви - одно из старейших зданий монастыря (1552-1557 гг).


Интерьер трапезной палаты (сер. XVI в) интересен массивным опорным столпом.


Своды трапезной палаты.


Ниши внутри стен Келарской палаты использовались для хранения особо ценных вещей, для защиты их от пожара.


Каменные палаты монастыря были оборудованы мощными печами под ними. Их тяги и ходы сохранились до сих пор.


Мемориальный комплекс во дворе монастыря. Настоящий некрополь был разрушен в годы советской власти. В 2003 году усилиями музея часть надгробий были снесены в этот дворик.


Раньше эти плиты находились на могилах архимандритов обители, а также ссыльных. Памятник последнему кошевому атаману Запорожской сечи Петру Кальнишевскому, сосланному сюда в 1775 году и скончавшемуся на острове в возрасте 112 (!) лет.



Так сейчас выглядит могила видного политического деятеля XVII века Авраамия Палицкого. Вновь открыта в XIX веке, надгробие, похоже, тоже с того времени.


Арки в стенах монастыря. Святозерские ворота.


И еще арки - их здесь много.


Благовещенская церковь (1596-1601 гг), благовещенский и настоятельский корпуса.


Икона и росписи Благовещенской церкви.



Еще немного интерьера: росписи стен и потолка (XIX в).


Роспись потолка Благовещенского храма.


Первый каменный храм монастыря - Успенская церковь (1552-1557 гг).


Церковь Филиппа, митрополита Московского выстроена гораздо позже - в 1798-1799 гг.


Новобратский корпус (I пол. XIX в) со следами обстрела монастыря английской эскадрой в 1854 г.


Т.н. "чудские" женские украшения, найденные на окраине поселка Соловецкий (XI-XIII вв).



Внутренний дворик со стороны крепости, застроенный в 1804 г.


Не меньшего внимания заслуживают стены и башни монастыря. Как настоящая крепость, обитель была выстроена в 1584-1598 гг между двух водоёмов: Святым озером и бухтой Благополучия Белого моря. С северной и южной стороны были вырыты рвы. До сих пор остаётся загадкой, как строители поднимали громадные валуны на такую высоту: возможно, использовали зимой ледяные горки. В последующие века к стенам пристраивали корпуса (прачечный ( в), просфорный (1796 г), трапезный и поваренный (XVI-XIX вв). сушило (XVI в), бани ( XIX в)). В нижней части Прядильной и прочих башен ещё в XVII была организована тюрьма, где содержались узники монастыря (да, на Соловки всегда ссылали государственных преступников (надгробия некоторых из них до сих пор сохранились на территории), но превратить их целиком в лагерь додумалась только советская власть).

Монастырская стена с Прядильной, Белой и Архангельской башнями (1584-1598 гг).


Сушило у Белой башни (кон. XVI в).



Вид на монастырь с юга.


Квасоваренная (1621 г), Поваренная (1621 г) и Архангельская башни (1584-1598 гг).


Белая и Никольская (с Никольскими воротами) башни (1584-1598 гг).



Часть Святых ворот с остатками росписи (.


Успенская башня (1584-1598 гг).


Проход под Рухлядной палатой (XVIII в).


Святозерские и Поваренные ворота (1584-1598 гг).


Крытый переход в стене кон. XVI в.


Монашеская келья XVII века


Дверца-воздуховод.


Печь в келье.


Вид на Святое озеро и Архангельскую башнб кремля (1584-1598 гг).


По этому переходу в стене можно пройти к закрытым экспозициям монастыря.


Стена кон. XVI в с пристроенными банями XIX в. Рядом мельница XVII века.


Подпорки у стены. Шатёр Архангельской башни - нам сказали, что оригинальный. В XVI век не очень верю, но XIX - вполне вероятно.



Бойницы Архангельской башни изнутри (1584-1598 гг).


Бойницы среднего яруса.


Шатёр белой башни изнутри. Каркас вроде бы оригинальный.


Здание мельницы XVII века.


Декор здания мельницы XVII в. А это уже экспозиция музея: кирпич XVI-XVII вв.



Фрагмент дверного полотна Благовещенской церкви (XIX в). Декоративное украшение святых ворот (нач. ХХ в).



Надпись 1840 года с экипажного сарая.


Вериги XVII в.


Крест-вериги (XVII в). Икона Филипп, Митрополит Московский (XVII в).



Поливные полы Успенской церкви (XVII в). Решетка-дверца из Спасо-Преображенского собора (XVIII в). Изразцы XVII в.



Изделия кузницы Соловецкого монастыря XVII-XIX вв: оконные и дверные навесы.


Топорики оттуда же.


Полы темницы Белой башни выстелены сработанными мельничными жерновами.


Темница под Белой башней.


Поскольку на протяжении всей истории до 1917 года Соловки были вотчиной монастыря, все дореволюционные гражданские постройки здесь также так или иначе связаны с его деятельностью. Это и Петербургская и Преображенская гостиницы, выстроенные в XIX в для паломников, хозяйственный комплекс Сельдяного мыса (такелажный сарай (I пол. XIX в), биостанция (1881-1882 гг)), а также Сухой док (сер. XIX в) и т.п. Вокруг монастыря и на улицах поселка раскиданы многочисленные типовые часовни сер. XIX в. На территории поселка также встречается множество хозяйственных и прочих построек XIX-нач.ХХ вв: бани, магазея, училище для трудников и т.д. Всё это чередуются со зданиями лагерного и позднего советского времени. Их особенно много на улицах Заозерная и Приморская. Но о лагерном прошлом Соловков речь пойдет в другой раз.

Часовня Петра и Павла (1854-1856 гг) на фоне Бухты Благополучия.



Вид на Сухой док (сер. XIXв).


Сухой док сер. XIX в поближе.


Гостиница "Петербургская" (1836-1838 гг).


Училище для трудников (II пол. XIX в) на ул. Сивко.


Белецкая баня (XIXв).


В XIX веке вокруг монастыря было выстроено несколько однотипной архитектуры часовен. Часовня Константина и Елены (1854-1856 гг)


Часовня Филиппа, митрополита Московского (1857 г). Часовня Александра Невского (1854-1856 гг).



Часовня-беседка воссоздана по образцу часовни 1828 года.


Руины монастырской гидроэлектростанции (1908-1912 гг).


Такелажный амбар I пол. XIX в.


Здание биостанции на Сельдяном мысу (1830 г, 1881-1882 гг). Это первая в мире биостанция на полярных водах.


Трубы деревянного водопровода (кон XIX - нач. ХХ вв).


Вид на Сухой док и Приморскую улицу посёлка Соловецкий.


Деревянные бараки советского времени на ул. Приморская.


в целом, улицы посёлка Соловецкий выглядят так. На переднем плане гостиница Архангельская (1822, 1836-1838 гг).


Здание школы выстроено в 1858 г.


Магазея XIX в на ул. Ковалёва.


Архангельская область, Россия, Арх. Соловецкий район, охота к перемене мест, БОЭ-2023

Previous post Next post
Up