Апшеронская узкоколейка (точнее, ее самый длинный сохранившийся участок длиной 38 км) была центральным объектом нашей поездки с
Неизвестной Россией по горной части Краснодарского края. Дорога эта была построена в 1927 г в глухих и малообитаемых местах для обеспечения вывоза ценных пород древесины, которые добывали в горных лесах. До 2010 года протяженность узкоколейки составляла 59 км, но после этого было разобрано несколько ее участков. До наших дней в рабочем состоянии дошли два ее участка: один из них совсем короткий (1,7 км всего) в Гуамском ущелье (о нем речь пойдет в следущий раз), другой (длиной 38 км и почти неизвестный даже жителям края) - от Чернигоского до поселка Отдаленный.
После того, как всю ценную древесину здесь извели, УЖД вместе со стоящими на ней поселками оказалась невостребованной. Сейчас она пытается выживать за счет туризма, что, на мой взгляд, был бы неплохим выходом из сложившейся ситуации. Тем не менее, линия эта рабочая - одна из немногих действующих до сих пор УЖД в России. В принципе, по ней можно покататься и вне организованной группы (есть несколько пассажирских рейсов в неделю), но это несколько затруднительно. Да и в таком случае вряд ли у вас будет возможность прокатиться на подножке тепловоза.
Добравшись утром из Апшеронска в поселок Черниговское, мы погрузились в открытый вагон с большим столом посередине. Выехав из поселка, мы сразу попали в горный лес. Чем дальше мы отъезжали от поселка, тем живописней становились пейзажи вокруг нас. Большая часть пути проходит по лесу, который иногда подступает к дороге вплотную настолько, что нужно уклоняться от веток, чтобы не получить по голове. Кстати, в этом лесу нередки дикие животные, говорят, даже медведи попадаются.
Все время поезд идет вдоль реки Пшеха, текущей по дну ущелья. За 4 часа дороги поезд наш сделал несколько остановок. Первая из них у мостика через ручей, вторая - у памятника Великой Отечественной войны у т.н. Волчьих ворот (где в те годы шли довольно упорные бои). Дальше начинаются поселки, где мы тоже выходили погулять и сделать фотографии. Кое-где еще есть жилые дома - и УЖД для них единственная связь с внешним миром (автодорог здесь нет вообще).
На маленьком разъезде 10 километр мы притормозили букваль на минуту. А в следующем поселке Режет нас заинтересовал архаичного вида магазин с антикварными весами. Это место отличается, наверное, самыми красивыми видами на окрестные горы. К тому же, здесь УЖД пересекает реку Пшеха, к которой можно спуститься с ж/д моста.
За Режетом находится вполне оживленный поселок Новый Режет, который мы проехали без остановок, дивясь рядам домиков и стадам овец.
Река Пшеха течет по ущелью, вдоль которого проложена Апшеронская УЖД. Как видите, погода в этот день нам исключительно благоприятствовала.
Выезжаем из Чернигвоского
Лианы в горном лесу.
Пшеха - типичная горная река.
Удивительно красив горный лес в начале ноября - мы, как-то совершенно не зная местного климата, интуитивно попали на золотую осень.
Первая остановка была сделана посреди ущелья, где более-менее раступается лес...
...видны скальные выступы и отвалы...
...и можно прогуляться по ж/д мостику.
Небольшой водопад, видный с моста. УЖД, уходящая в лес.
А вот наш тепловоз и вагон открытого типа.
Другие менее многочисленные группы путешествуют по УЖД на пионерках.
Пешком идем до следующего пункта - памятнику ВОВ. Здесь тоже шли бои - судя по памятным доскам, довольно интенсивные. История, расказанная на второй доске, конечно, впечатляет.
Здесь нас догнал наш тепловоз.
И снова красота
Забытый Богом разъезд 10-ый километр. Отсюда начиналась отворотка, которая когда-то шла чуть ли не до Ходыженска, но сейчас заканчивается в ближайшем поселке Кушинка.
Выезжаем на обжитое и очень красивое место
Следующий поселок - Режет - обитаем.
Здесь даже магазин когда-то работал.
Здесь я снова сфотографировала наш вагон.
Группа гуляет в районе Режета.
Мост УЖД в Режете.
Спускаемся прямо к берегу речки Пшеха.
За Режетом лежит Новый Режет, где жизн кипит куда активнее.
Даже хозяйственную деятельсность кто-то ведет. Это, напоминаю, без всяких путей сообщения, кроме УЖД.
Еще одну остановку поезд делает в урочище Волчьи ворота (вторые) на т.н. Красном мосту, взорванном в годы ВОВ и восстановленном в 1940-е годы плаенными немцами. При постройке моста использована некая уникальная технология клепки, подробности которой выветрились у меня из памяти. Здесь мы увидели самые настоящие горы с глубокими ущельями, скальными выступами, высокими вершнинами и быстрыми реками.
Потом снова был лесной участок, где нас изрядно похлестало ветвями. После чего мы снова выехали на обжитое место - поселки Нижние, Средние и Верхие Тубы. Здесь обитают несколько десятков жителей, попадаются автомобили (какая-то плохая автодорога сюда, видимо, ведет), тоже есть магазин, где можно купить какой-то местный алкоголь, продукты и фрукты.
Заканчивается эта ветка Апшеронской УЖД в поселке Отдаленный (бывший Шпалорез) - самом населенном, но тоже сильно поредевшем за последние десятилетия. Когда-то здесь изготавливали шпалы для УЖД, но предприятие давно закрылось. Здесь мы стояли около часа, так что у нас была возможность погулять по окрестностям, выпить пива (магазинов здесь целых два!), пока состав разворачивался на рельсовом круге, а организаторы нашей поездки раскочегаривали мангал для приготовления раблезианских порций шашлыка Их мы поедали на протяжении всего обратного пути - а чем, собственно было еще заниматься в наступившей ранней осенней темноте да в хорошей компании.
Касный мост в урочище Вольчьи ворота - 2.
Клепка Красного моста 1940-х гг. В чем ее уникальность, убей Бог, не помню.
Здесь мы встретили самые высокие горы на нашем пути.
Далее пейзаж меняется.
На этом участке (правда, уже на обратном пути) нам удалось занять место на подножке тепловоза. Как раз в этот момент на путях оказалась корова. Машинисту пришлось долго сигналить, чтобы она наконец освободила лыжню :)
А мы вновь выезжаем на обжитой участок - трава, скорее всего, поедена овцами.
Въезжаем в поселок Тубы
На обратном пути Тубы мы проезжали на закате.
Снова пересекаем Пшеху
И вот конечная точка маршрута - поселок Отдаленный.
Он же Шпалорез
Гуляя по поселку, вышли на берег Пшехи.
И даже нашли действующую часовню.
Заброшенных домов здесь тоже хватает.
В погожий солнечный день даже такое неоднозначное место как Шпалорез выглядит вполне приемлемо и даже симпатично.