Архангельский областной краеведческий музей относится к старейшим музеям России (основан еще в 1837 году!). К тому же его экспозиции разместились в прекрасном каменном здании - в Гостиных дворах, выстроенных в 1664-1668 гг и подвергавшихся перестройкам вплоть до нач. ХХ в. Сейчас это впечатляющий архитектурный комплекс, состоящий из разновременных построек, вытянувшийся вдоль набережной Северной Двины - одного из самых фотогеничных мест города.
В соответствии с последними тенденциями, в один из дней недели музей работает допоздна (до 21.00 ЕМНИП) - так что у нас была возможность провести здесь свободный вечер в Архангельске.
Не менее интересно, чем знакомство с коллекциями музея, для нас было прогуляться по длинным коридорам и галереям самого Гостиного двора (увидеть своды XVII века - бесценно). А вот сама экспозиция, несмотря на наличие ряда ценных экспонатов, мне показалась какой-то рыхлой и немного нелогичной. после роскошного собрания Художественного музея (о котором я рассказала в
прошлом посте), от краеведческого музея я, честно говоря, ожидала большего.
Экспозиции музея охватывают различные темы из истории Поморья - от прибытия к устью Северной Двины кораблей английского капитана Ричарда Ченслера в 1553 году и закладки в 1584 г крепости Михаила Архангела (ставшей на полтора века главными морскими воротами России) до нехитрого быта советского времени. Здесь есть небольшая коллекция народного костюма и крестьянского быта и образцы различных местных ремесел.
Познавателен раздел, повествующий об освоении Арктики русскими (и не только) мореплавателями, полном не только героических, но и трагических страниц. Особый интерес представляют здесь предметы с зимовки Виллема Баренца 1598 г.
Гостиный двор XVI - нач. XIX вв. С фасада там чистый классицизм. А вот со двора вполне видно, что это XVI-XVII вв.
Модель корабля "Полтава" (1712 г) - уменьшенная копия корабля, которым командовал царь Петр I.
Гальюнная фигура корабля "Полтава" (украшение носовой части судна).
Гостиный двор (XVI - нач. XIX вв) с фасада выглядит вполне классицистическим зданием.
И еще Гостиный двор - в свое время это и сейчас грандиозное здание было еще больше - его часть разобрали в нач. ХХ в.
Внутренние галереи и своды Гостиного двора весьма колоритны. В музей стоит идти уже ради того, чтобы погулять по этим коридорам.
Наличник и порталы галерей двора.
Коридоры и переходы двора, местами сохранились аутентичные клепаные двери.
Внутри залы с опорными столбами - тоже признак древнерусской архитектуры.
Деталь Гостиного двора - декоративная вставка из орлецкого белого тесаного известняка (XVII в).
Плита из известняка XVII в с изображением единорога
Црен XIX в (для выпарки соли) из Нёнокоцкого посада.
Сундук для хранения казны (XVII в, Холмогоры) и его сложная система замков.
Находки с места зимовки экспедиции Виллема Баренца (1598 г)
Полковое знамя Холмогорских стрельцов (1696 г),...
...на котором изображены покровитель воинства Архангел Михаил и Иоанн Предтеча (покровитель брата Петра I Ивана Алексеевича).
Крест 1694 г, поставленный Петром I в Унской губе на побережье Белого моря в знак спасения во время Бури. Потом был перенесен в Троицкий собор. Надпись на кресте вырезана Петром на голландском языке. Украшение кормовой части корабля (гальюнная фигура) XVIII в.
Крест с надписью о строительстве Успенской церкви Николо-Карельского монастыря (1664 г).
Коллекция медальонов, посвященная победам в Северной войне (1720-е гг)
Вывеска "Офицерская столовая" на английском языке времен английской интервенции 1918-1919 гг. Знамя Дайеровского батальона (1919 год): батальон был сформирован канадским полковника Дайером из местных жителей, занимался хозяйственными работами, расформирован после перехода части солдат на сторону красных.
Экспозиция народного искусства
и народного костюма Архангельской области.
Костюм женский праздничный с головным убором "кружок" и костюм женский праздничный с кокошником и платом золотого шитья - оба кон. XIX - нач. ХХ вв.
Футляр для митры (II пол. XVII в) и митра (1653 г, Новгород).
Брачные венцы XVII в.
Самым большим и интересным для меня во всем музее стало собрание предметов религиозного искусства: великолепные оклады церковных книг, золотое шитье, резные деревянные кресты, облачения духовенства, старопечатные книги и т.п.
Набедренник "Благовещение" (XVII в) и пелена "Алексий, человек Божий и Мария Египетская" (1662 г) - обе из Антониево-Сийского монастыря.
Палица Троица (сер. XVII в)
Покров на раку Антония Сийского (XVII в). Еще один Антоний Сийский (1661 г, Москва)
Слюдяной фонарь XVII в. Распятие XVII и Распятие XIX в на перламутре.
Пелена Крещение Господне XVII в.
Икона "Князь Федор, Давид и Константин" (кон. XVI - нач. XVII вв). Икона Троица (II пол. XVII в).
Клиросный шкаф (XVII в). Крест XVII-XVIII вв.
Крест-мощевик XVII в и старообрядческий крест XIX в.
Складень "О тебе радуется" и "Хвалите Господа с небес" (XVI в).
Евангелие XVII в в роскошном чеканном окладе.
Евангелие в окладе XVII в.
В клеймах изображены евангелисты.
Еще одно Евангелие (1681 г)...
...и детали его оклада.
Фрагмент Евангелия (1677 г) и канделябр XVII в.
Деталь канделябра.