Хорошо это или плохо, но в Саранске мордовской речи мы не слышали ни разу (а вот видели много раз - почти все вывески дублированы на трех языках). Тем не менее, оба мордовских языка вполне живы - но используют их чаще в селах, куда мы и отправились на следующий день. Точнее, изучить нам удалось только одну часть Мордовии, где живут мокшане. А вот к эрзянам, которые проживают к востоку от Саранска, мы банально не успели - как обычно бывает в таких случаях, не хватило ровно одного дня. Так что пост под название "Эрзянь" придется отложить на будущее, которое, надеюсь, когда-нибудь наступит.
Первым на нашем пути лежало большое село Старая Теризморга, где помимо огромной эклетичной Никольской церкви (1901 г) есть еще большой и активный Центр мокшанской культуры. Центр, к сожалению, в честь праздников не работал, но мы не пожалели о проделанном пути: село, несмотря на отсуствие старых традиционных домов, оказалось очень колоритным. Во-первых, заехать в Теризморгу стоило уже ради названия :) Во-вторых, здесь до сих пор в быту общаются по-мокшански. В-третьих, стоит посетить местное кладбище - изображений родовых знаков на крестах мы здесь не обнаружили, но на могилах женщины часто изображены в национальных костюмах. Ну а традиционные жилища в Мордовии вообще редко встречаются: почти все дома здесь современные или реконструированные, потому (хоть республика и небогатая) села местные выглядят, на удивление, опрятно и благополучно - не чета полуживым деревням Тверской или Костромской областей.
В поселке Преображенский частично сохранился типичный для мордовских земель монастырский комплекс, возведенный на рубеже XVIII-XIX вв, где уцелели пара зимних церквей (Никольская и Александра Невского), колокольня (1810-е гг) и ограда с башнями. А вот центральный собор был разрушен в советские годы, когда постройки использовались расположенным рядом профтехучилищем. Сейчас его пытаются отстроить заново, но сильно выше фундамента стены пока не поднялись.
Старая Теризморга. Никольская церковь (1901 г).
Въезжаем в Старую Теризморгу - въездной знак
Никольская церковь со стороны апсиды.
Центр мокшанской культуры
...с национальными орнаментами на фасаде.
На сельском кладбище часто попадаются портреты женщин в нац. костюмах.
Само кладбище, по старой традиции, расположено в березовой роще.
Преображенский. Каре из хозяйственных и жилых корпусов монастыря и колокольня (1810-е гг).
Ограда с башнями (1810-е гг) и надвратной церковью Иверской иконы Божией Матери (нач. XIX в.).
Церковь Александра Невского (нач. XIX в).
Осмотрев монастырь, мы отправились в старейший город Мордовии Темников, заложенный в 1536 году. Центр этого небольшоо города неплохо сохранил историческую застройку, состоящую из торговых и административных зданий, жилых купеческих домов и т.д. особенно стоит отметить здание богадельни нач. XIX в, где на средства адмирала Ушакова (чья усадьба располагалась неподалеку от Темникова) в годы войны 1812 года был организован госписталь для солдат.
Здание богадельни нач.ХХ в, в которой сейчас размещаются экспозиции местного музея (куда мы, к сожалению, не успели).
Бюст Ф. Ушакова перед музеем. В центре Темникова стоит еще один памятник адмиралу.
Центр городаТемникова выглядит весьма симпатично.
Есть тут и небольшая пешеходная зона.
А в ней: бывший купеческий жилой дом и торговые ряды,
и еще торговые ряды. Их вообще в XIX в было на удивление много в небольших русских городах.
Но главная улица здесь - Коммунистическая. Бывший жилой дом городского главы М. Смирнова (сер. XIX в).
Здание быв. начального уездного училища (1819 г).
Здание быв. Темниковской управы (сер. XIX в).
Здание городского трехклассного мужского училища (1899 г).
Жилой дом купца Баженова - владельца фаянсвой фабрики (1897-1898 гг). Потом в нем размещалась земская аптека.
Из всех темниковских церквей до наших дней дошла только одна - Успенская церковь (1707 г, перестроена в 1827 г).
А главная достопримечательность не только района, но и всей Мордовии, расположена в нескольких километрах от Темникова. Это Санаксарский Рождествено-Богородицкий монастырь, основанный еще в XVII в. Впрочем, как и другие мордовские обители, он был выстроен из камня как единый комплекс в кон. XVIII в, когда настоятелем здесь был Федор Санаксарский - дядя адмирала Ф. Ушакова (сам адмирал имел имении неподалеку и был похоронен на территории монастыря).
Архитектурный ансамбль хорошо сохранился и состоит из центрального собора Рождества Богородицы (1765-17773 гг), зимней Сретено-Владимирской церкви (1780-1782 гг), колокольни с Преображенской церковью (1774-1776 гг) и неизменного каре из хозяйственных и жилых корпусов и ограды.
В Санаксыре с нами разговорился немолодой монах, причем, на самые отвлеченные темы - видимо, человеку просто хотелось поговорить. Но он, кроме всего прочего, сначала отвел нас в трапезную (хотел покормить, но братия уже все съела :) - да мы и не были голодны, просто интересно было увидеть краем глаза монашескую жизнь), а потом на хозяйственный двор, где со стены мы смогли увидеть одну из главных мордовских рек Мокшу, протекающую неподалеку от стен обители.
Благодаря неплохому состоянию дорог, в этот день у нас образовался час свободного времени - в гостиницу ехать было рановато, и мы решили совершить вылазку в глухое село Полянки, что на самой границе с Нижегородской областью. От хорошей дороги на Саров сюда ведет по лесу битая отворотка длиной в 4-5 км. Преодолеть ее следовало ради разрушающейся деревянной церкви Казанской иконы Божией Матери, выстроенной в 1864 г. Когда-то это был неплохой пример деревянного классицизма, от которого и сейчас многое сохранилось. Но удьба его вызывает тревогу: к сожалению, храмом никто не занимается, видимо, потому что Поялянки - настоящая глушь, и приход здесь крайне малочисленен. Слава богу, дырявый деревянный купол еще держится - и это большая удача, потому что в нем в значительной мере сохранилась живопись на холсте, которая во многом повторяет сюжеты росписей "небес" Русского Севера: Христос с предстоящими и архангелы.
В Полянках за нами увязался пьяненький мужичок, который все сетовал, что в советское время храм использовали не по назначению, а потом вообще бросили. Да разве ж только его...
От Темникова переменного качества дорога (в основном, хорошая, но с парой совершенно разбитых, соава Богу, коротких участков) ведет в райцентр Зубовы Поляны через глуховатые лесные места, известные как Мордовлаг. Раньше здесь на въезде и выезде стояли КПП, проверявшие проезжающие машины на предмет наличия беглых заключенных. Сейчас их, слава Богу, убрали. На пути встречается несколько поселков, почти все из которых образовались при соответствующих зонах.
Санаксарский монастырь имеет характерный для мордовских обителей облик, но его архитектура особенно торжественна. Это единый комплекс построек 1760-1770 - е гг: колокольня, каре из монастырских построек и корпусов, в центре - собор Рождества Богородицы (1765-1773 гг).
Собор и каре монастрыских построек изнутри.
Колокольня и монастырские постройки (кон. XVIII в).
Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1780-1781 гг) и больничный корпус.
Она же и келейный корпус кон. XVIII в. Мне нравится тип реставрации, выбранный здесь - частично осталась видна старая кладка.
Трапезная палата изнутри. Интерьер новодельный, но симпатичный.
Гостиничный корпус (кон. XVIII в).
А так Санаксарский монастырь выглядит с хозяйственного двора.
Рядом с монастырем - небольшой скит с церковью Воскресения Христова (1805-1810 гг). Справа новодельная часовня-усыпальница схиигумена Иеронима.
От Темникова до Полянок путь недолгий, плохи лишь последние 4-5 км отворотки. Разрушающаяся церковь Казанской иконы Божией Матери (1864 г).
Она же со стороны апсиды и со стороны колокольни.
Главное, что здесь стоит увидеть, - это росписи купола, выполненные на холсте. На них Христос с предстоящими, а также архенгелы.
Центральный сюжет - Христос на троне с предстоящими.
Архангелы со своими символами поближе.
Росписи купола Казанской церкви (1864 г) в Полянках, выполненные на холсте. Здесь традицицонный также для "небес" Русского Севера набор сюжетов: архангел Михаил и архангел Рафаил с Товием (который в руках держит довольно странного вида рыбу).
Закончить рассказ про Мордовию хотелось бы упоминанием еще одного примечательного места республики, расположенного недалеко от границы с Рязанской областью, - известного всем проезжающим по трассе М5 путешественникам села Умёт. Некоторые считают Умёт, ни много ни мало, гастрономической столицей России - хотя бы по концентрации общепита на душу населения: ведь в небольшом населенном пункте работает около трех десятков кафе! Заведения эти сильно отличаются внешне: от пугающего вида лачуг из профнастила до вполне современных "стекляшек". Впрочем, качество еды далеко не всегда определяется внешним обликом. Но сейчас, как известно, в интернете найдется все - даже рейтинг кафе Умёта. По нему мы определили лучшую точку общепита в селе, но, к сожалению, оказавшись здесь во время завтрака, в полной мере оценить местную кухню не смогли. Официантка сказала, что их коронные блюда - харчо и шашлык, но, как вы понимаете, есть такое на завтрак способны немногие. Остается надеяться, что когда-нибудь мы окажемся в Умёте в правильное время.
Кафе в Умёте вдоль трассы стоят очень плотно.
Село довольно длинное - а кафе не кончаются.
особенно впечатляет вид при въезде со стороны Москвы, где кафешки совсем уж затрапезные (кстати, я вполне допускаю, что внешность обманчива, и кормят там нормально).
Мы же завтракали здесь - по рейтингу Яндекса это в Умёте номер 1.