Пермь - культурный город, ч.2 (Пермская художественная галерея - лучший музей края)

Oct 25, 2018 23:29

Деревянная религиозная скульптура выставлена на третьем этаже Спасо-Преображенского собора (1798-1820 гг) - основного здания Пермской художественной галереи. Ранее это был главный храм Никольского Пыскорского монастыря, перенесенного сюда из Лысьвы (а туда - из Пыскора). Здесь сохранился замечательный резной иконостас, размещавшийся еще в старом Никольском соборе в Пыскоре, и перевезенный сюда в разобранном виде.
Сама коллекция скульптуры не слишком велика, но содержит предметы отборные и по-своему почти все уникальные. Как известно, религиозная скульптура для православных храмов не слишком характерна, был даже полуофициальный запрет на нее. Но в провинциях, особенно с недавно обращенным в православие нерусским населением, привыкшим молиться своим деревянным идолам, часто делались послабления на этот счет - считалось, что так неофитам легче свыкнуться с новой религией. Потому у пермских святых и богов часто неславянские лица - с тюркскими или финно-угорскими чертами. Да и мастерство исполнения не всегда на высоте. Но в искренности чувства и эмоциональности им не откажешь.



Николай Можайский (XVIII в, Очерский р-н).




Николай Чудотворец из Чердыни (XVIII в). Рядом еще один Николай Можайский (с. Покча, XVII в).




И снова св. Никлай (Красновишерский р-н, XVIII в). Святые Параскева Пятница, Екатерина и Варвара (XVII в, Ныроб).




Царские врата XVII в из с Пыскор. И их фрагмент -евангелист Матфей.



Уникальный сюжет - собор архангелов (XVIII в, с Гудбор Красновишерского р-на).



Никон Кирьянов. Херувим (XIX в, Карагайский р-н).




Распятие (XVII в, г. Соликамск). Ангел со свитком (XVIII в, с. Бондюг Чердынского р-на).




Поклонный крест (XVII в, с. Вильгорт Чердынский р-н). Ангел трубящий (XIX в, Соликамский р-н).




Распятие XVIII в из г. Усолье. У святых совершенно удивительные лица - совсем не славянские.




Распятие с предстоящими (XVIII в, Горнозаводской р-н).




Богоматерь и Иоанн Богослов (XVIII в, с Нижнечусовские городки). Господь Саваоф (XVIII в, Чусовской р-н).




Замечательно исполненное Снятие с креста (XIX в, Чердынский р-н). Распятие с предстоящими (XIX в, Соликамский р-н).




Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Сотник Лонгин (XVIII в, г. Соликамск).



Царские врата (XVIII в, г. Пермь). Евангелисты.



Апостолы Петр и Павел (XVIII в, г. Пермь).



Дмитрий Демин. Господь Саваоф и ангелы (XVIII в, г. Лысьва).




Этот мастер работал в классической манере - его персонажи похожи на древнегреческих богов.




Христос в темнице (XVIII в, г. Пермь и Соликамский р-н) - очень популярный сюжет для деревянной скульптуры.




Распятие с предстоящими (XVIII в, Пермский р-н). Здесь скульптору удивительным образом удалось передать скорбь.



Ангелы с орудиями страстей (XIX в, с. Габово)




Это яркий пример наивного крестьянского искусства.


 

Епископская кафедра (XVIII в) с изображениями святителей и евангелистов.




И еще евангелисты с епископской кафедры.




Иконостас сер. XVIII в, перенесенный из Пыскорского Никольского монастыря в Спасо-Преображенский собор Перми.



Сень-"темница" из с. Пашия (XVIII-XIX вв).




Это уникальный экспонат коллекции - полностью сохранившаяся сень ("темница") Христос в темнице (с. Пашия, Горнозаводской р-на, XVIII в).

Спустившись на один этаж, неожиданно оказались на выставке, посвященной году Японии в России (оказывается, такой сейчас идет). Экспонаты для нее привезены были вовсе даже не из Японии, а, как ни странно, из Омска - там в художественном музее хранится коллекция работ японского художника II пол. XIX в Бёдзана Хирасавы, поступившая сюда из коллекции петербургского академика Е.Лавриненко. По одной из версий, коллекция собрана была некогда русским посланником в Японии - рисунки Хирасавы пользовались большим успехом именно у иностранных туристов, потому и разлетелись они по миру, в Японии их почти не осталось. Работы эти посвящены эпизодам из жизни народа айнов, среди которых художник прожил 25 лет. Мы ознакомились с эими работами с превеликим интересом - ничего  подобного мы ранее никогда не видели.



Бёдзан Хирасава. Из серии "Жизнь и обычаи айнов". Вытаскивание из норы убитого медведя. Айн справа держит медвежонка, которого 3 года будут выкармливать, чтобы потом торжественно принести в жертву.



Ритуальная встреча с князем.



Ловля рыбы с зажженным факелом и мареком.



Сцена из ритуала проводов медведя.



Омуся - ритуал встречи с князем.



Прививка от оспы. Айны, действительно, сильно страдали от чумы, и японцы проводили среи них вакцинацию.

Первый этаж галереи посвящен классической живописи. В пермской галерее собрана хорошая коллекция живописи русских художников - от Боровиковского до Гончаровой и Борисова-Мусатова. Есть небольшой зал работ европейских мастеров. Эту часть экспозиции я фотографировала меньше всег - картины фотографировать сложно и не всегда нужно.
В отдельном зале представлены иконы - как северных писем, так и классические московские, в основном, строгановской школы.



Круг Я. Тинторетто. Мадонная со святыми (XVI в).




К. Маковский. Женская головка.                                     В.Верещагин.Река Чусовая. Камень Мултык.




Луи Каравакк. Портрет Петра I (нач. XVIII в). К. Брюллов. Голова апостола (1843-1847 гг).




Благовещение (московская школа, II пол. XV в). Пророк Илия в пустыне (северные письма, XVI в)




Богоматерь Боголюбская (московская школа, нач. XVII в). Рождество Иоанна Предтечи (1610-1616 гг, мастер Оружейной палаты).




Никита-воин (Никита Истомин, 1613 г, выполнена по заказу Н.Строганова). Царевич Дмитрий Московский (сер. XVII в, заказ Д. Строганова).




Рождество Христово (кон. XVII в) - это то, что соответствует моим представлениям о строгановской школе периода ее расцвета. Хотя, по факту, это понятие значительно шире.




Св. Нифонт с житием (кон. XVII - нач. XVIII вв) - также пример строгановской иконописи.



Фрагмент деяний св. Нифонта.




Апостолы Петр и Павел (XVIII в) - покровители рыбаков (изображены на фоне моря с кораблями). Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах (1580-е гг. Истома Савин).




Фрагмент росписи XIX в из Спасо-Преображенского собора. Сам собор сейчас весь в лесах - вот в перспективе Комсомольского проспекта видна его колокольня (1798-1820 гг).

Здесь мы уже бежали вприпрыжку, поскольку до закрытия музея осмотреть все спокойно не успевали. Хорошо, что осмотру музея додумались посвятить вечер дождливого и холодного четверга, когда главные пермские музеи по доброй столичной традиции работают до 21.00, - это позволило нам освободить время  в последний день поездки, который как раз выдался теплым и солнечным, - и мы с удовольствием посвятили его прогулке по Перми. О ней и будет мой следующий рассказ - последний в этом цикле.

Россия, Урал, охота к перемене мест, Пермь, Пермский край

Previous post Next post
Up