Рязанская область, ч.3: от Касимова до Спасска-Рязанского

Nov 09, 2017 22:21

Один из самых интересных памятников в окрестностях Касимова - великолепный Гусевский погост, где с 1730-х гг были выстроены два барочных храма - церковь Спаса Преображения (1734-1780-е гг) и церковь Николая Чудотворца (1771 г). Причем оба имеют характерные особенности - у Никольской церкви с обеих сторон пристроены «античные развалины» в виде "полуруинированных" колоннад. А у Спасского храма колокольня украшена скульптурными изображения святых, евангелистов и архангелов, что, как известно, большая редкость для православного рама.
По дороге из Москвы в Касимов все туристы обычно останавливаются у удивительной и грандиозной Троицкой церкви, что в поселке Гусь-Железный. Заложена она была в 1802 г по проекту В.И. Баженова для заводчика А.Баташева, владевшего здесь железоделательными заводами. Баташев, впрочем, до окончания строительства не дожил, поскольку храм был закончен лишь в 1862 г. Мы хотели было остановиться у церкви, но вернуться обратно из Гусевского погоста в поселок просто не смогли: из-за какого-то молодежного марафона дорога была перекрыта. И мы поехали в Касимов окольными путями - по мосту через речку Гусь и деревню Клетино.
Выехав на главную дорогу, сразу же свернули к селу Даньково, где сохранилась неплохая деревянная церковь Рождества Христова (1782-1786 гг) с высокой стройной колокольней 1863 г. К сожалению, хоть село и вполне жилое, внутрь храма не попали - поздновато приехали.

Еще одно нетривиальное место Касимовского района - село Телебукино, где недавно была отреставрирована большая классицистическая церковь Спаса Преображения (1807-1829 гг) - видимо, на средства Газпрома, поселок которого расположен совсем рядом. А вот на почти уже разрушенную деревянную Покровскую церковь (сер. XIX в) средств или энтузиазма, похоже, не хватило. Расположенное вокруг сельское кладбище сохранило на удивление много старых белокаменных могильных плит, такое впечатление, что здесь был какой-то родовой дворянский некрополь.



Уже по этим деталям видна необычность храмового комплекса Гусевского погоста: "античная" пристройка церкви Николая Чудотворца (1771 г)...



...и одна из скульптур святых с колокольни Спасо-Преображенской церкви (1829 г)



Гусевский погост. Белокаменные церкви Спаса Преображения (1734-1780-е гг, колокольня 1829 г, слева) и Николая Чудотворца (1771 г, справа).




А так комплекс выглядит со стороны апсид. Здесь же рядом часовня кон. XIX в.



Необычное белокаменное крыльцо Николаевской церкви зачем-то оштукатурили.



Декор ее стен совершенно барочный.




Николаевская церковь (1771 г) сбоку.                                                      Последний ярус колокольни Спасо-Преображенской церкви (1829 г)



Скульптуры святых с колокольни поближе.



Евангелисты оттуда же.



Какие-то монахи или архиереи. Вообще, фигур на колокольне довольно много.




В Спасо-Преображенскую церковь удалось зайти. Нсмотря на то, что храмовый комплекс долго не действовал, вот такая здесь сохранилась деревянная скульптура XIX в.




Старое Распятие и киот с иконами XIX в.




Почерневшие от времени иконы по традиции почти целиком скрыты под чеканными окладами.



Виды на поцму реки Гусь отсюда открываются великолепные. Вот по этому мосту нам пришлось ехать в Даньково из-за перекрытой дороги.



Борцы с наркотиками помешали нам рассмотреть поближе вот эту грандиозную постройку - Троицкую церковь (1802-1862 гг), что в поселке Гусь-Железный. Впрочем, я немного о ней писала здесь



Речка Гусь оправдывает свое название :)



На юг собрались, наверное, - прошание с родиной (фото напомню, сентябрьские).



Жить рядом с такой достопримечательностью - дело ответственное. Надо соответствовать )



Даньково. Деревянная церковь Рождества Христова (1782-1786 гг) - для деревяянного храма Рязанской области возраст почтенный.



Даньковская колокольня более позднего времени - 1863 г. Это, впрочем, видно по декору.



Классицистическая церковь Спаса Преображения (1807-1829 гг) в Телебукино неплохо отрестврирована.



А вот стоявшая рядом Покровская церковь (сер. XIX в) уже почти рухнула.




А вокруг старое кладбище...



...на котором во множестве встречаются каменные саркофаги XVIII-XIX вв.




И не только каменные.

На юг от Касимова по Шиловской трассе находится интересное село Токарево - причем, местная церковь не представляет из себя ничего особенного, зато очень любопытна застройка - здесь на удивление много кирпичных домов XIX в.

Интересна также красивая деревянная церковь Рождества Богородицы (1869-1871 гг), что в селе Боровое, расположенном по дороге из Касимова в Шилово. А вот сам райцентр Шилово малопримечателен. Здесь, говорят, прекрасный краеведческий музей, но в субботу и воскресенье он выходной (смысл такого графика работы музеев, который в последнее время, к сожалению, встречается все чаще, мне совершенно непонятен).

А мы продолжили наш путь на юг. Сначала свернули на городище Старая Рязань, где в окружении невысоких земляных валов XII в сейчас можно увидеть лишь чисто поле с невнятной руиной церкви XIX в. А когда-то на этом месте находилась столица Рязанского княжества, полностью разрушенная во время монголо-татарского нашествия 1237 г. Сейчас о ней не напоминает почти ничего, кроме земляных валов да невнятного фундамента Успенского собора XII в. Столица княжества после этой катастрофы была перенесена в город Переславль-Рязанский - современную Рязань.

А ближайший к городищу современный город Спасск-Рязанский интересен лишь деревянной церковью Вознесения Господня (1782-1785 гг), которую мы, к сожалению, застали закрытой и в лесах. А жаль - это, на самом деле, интересный памятник, да еще и с сохранившимся интерьером.
Напоследок доехали до церкви Воскресения Христова (1635 г), что в селе Исады - красивого храма XVII в в стиле русского узорочья - с выносными крыльцами, резными наличниками и килевидными порталами. Кстати, в Исадах похоронен Прокопий Ляпунов, возглавивший первое русское ополчение, собранное в 1609 г, о чем напоминает памятный знак, установленный у церкви.



Токарево. Каменные дома XIX в.



Трудно сказать, чем вызвано такое обилие кирпичных зданий. Может, татарское влияние?



Вполне вероятно, что здесь жили татары. Вот и знакомый нам уже каменный сарайчик рядом с домом.



Вот еще одна усадьба с саайчиком.



Вот этот, наверное, самый красивый из этих домов в Токарево.



Ну и этот тоже интересный.



Боровое. Деревянная церковь Рождества Богородицы (1869-1871 гг), выстроенная в стиле эклектики.



Это не самый мой любимый стиль, но детали этой церкви хороши:



Например, резные ворота и крыльцо колокольни.



Крыльцо бокового входа тоже интересное.



В чистом и аккуратном, но совершенно советском по застройке поселке Шилово сохранилась, тем не менее, красивая церковь Успения Богородицы (1864 г)...



...замечательная своими белокаменными деталями.



Иконостас Успенской церкви (кон. XIX в).



Трапезная Успенской церкви в поселке Шилово.



Исады. Церковь Воскресения Христова (1635 г) - одна из древнейших в Рязанской области.



Для нее характерны почти все архитектурные детали русского узорочья - выносные крыльца, шатровая колокольня со слухами, трапезная палата, килевидные наличники и т.п.




Вид на Оку с крыльца Воскресенской церкви (в том числе, через проем с гирькой).



Валы городища Старая Рязань - все, что осталось от города XII в.



Больше здесь не осталось почти ничего, ...



..кроме этой руины Борисо-Глебской церкви - очень поздней, кстати (1900-1910 гг). Зато Ока с городища видна очень хорошо.



Ну а это все, что осталось от Успенского собора 1096-1098 гг.



За валами Старой Рязани стоит Спасо-Преображенская церковь (1735 г).



Ну и снова Ока, которую трудно миновать, путешествуя по Рязанской области.



Спасск-Рязанский. Какое-то хозяйственное здание XIX в с забавными контрфорсами.



Декор деревянного дома.



Спасск-Рязанский. Церковь Вознесения Господня (1782-1785 гг) со стороны апсиды.



Вознесенская церковь - неплохой образец деревянного классицизма.



Внутрь, к сожалению, попасть не удалось, есть только вот этот мутный снимок через окно *



Спасск-Рязанский. Деревянная церковь Вознесения Господня (1782-1785 гг) очень красива, но, к сожалению, сейчас в лесах.

* Внутрь Вознесенского храма мы попали спустя несколько лет уже по окончании реставрации, о чем можно почитать здесь.

Россия, Ряз. Шиловский район, Ряз. Касимовский район, Рязанская область, охота к перемене мест

Previous post Next post
Up