Пока я тут долго и по возможности подробно описывала наше кавказское путешествие, успела съездить еще в несколько небезынтересных мест нашей страны.
Дабы соблюсти географический принцип, начну, пожалуй, с Астраханской поездки, которая случилась в середине мая. Ехали мы туда как ради самой Астрахани - древнейшего и интереснейшего города юга России, так и с целью прокатиться немного по дельте Волги.
Но начну все-таки с города, на осмотр которого у меня ушло два дня. День первый посвятила, в основном, музеям, которые здесь многочисленны и интересны. Сначала отправилась в Краеведческий музей, где экспозиция размещается на 3 этажах. Первый можно вполне безболезненно пропустить. На втором интересна этнографическая экспозиция, посвященная народам, населяющим Астраханскую область, среди которых: калмыки, казахи, татары, ногайцы, армяне и, конечно, русские и казаки.
На третьем этаже музея размещены главные экспозиции: археологическая (в основном, с артефактами с раскопок Сарай-Бату - столицы Золотой Орды, которая располагалась в XIII-XIVвв у села Селитренное, в 80км от областного центра), историческая, посвященная прошлому русской Астрахани (основанной в 1558г), природная, повествующая о флоре и фауне дельты Волги.
Здание астраханского краеведческого музея (кон.XIXв).
Астраханский краеведческий музей. Без бивней мамонта, конечно, не обошлось и здесь :)
Белуга из рыболовного отдела музея
Этнографический отдел музея
Калмыцкие экспонаты - головные уборы
Буддистские вращающиеся барабаны
Ногайский народный костюм
Астраханские татары
у и русский стенд, конечно.
Астраханские казаки
Казахи составляют 15% населения Астрахани, что неудивительно - до границы с Казахстаном здесь 100км.
Кубышки лотоса из музея.
В дельте Волги водятся даже тюлени.
Сарматские украшения конной упряжи
Дигирные сосуды использовались для орошения земель.
Поливная ордынская керамика XIVв:
Накладки на лук XIVв.
Золотоордынские каменные мозаики:
Плащаница XVв попала в Астрахань вместе с Мариной Мнишек и гетманом Заруцким, которых здесь и пленили.
И снова она - уж больно хороша.
Константин и Елена также здесь изображены
Плащаница XVв из музея.
Истоки русского города находятся, конечно, в Астраханском Кремле - одном из самых интересных памятников города (заложен в 1558г). От XVIв, впрочем, здесь сохранились лишь стены и башни. Троицкий собор выстроен в XVIIв, а главный храм города - Успенский собор - в XVIIIв в стиле нарышкинского барокко.
Кремль расположен в т.н. Белом городе - своего рода острове, ограниченном с севера рекой Кутум, с юга - Варвациевым каналом (современное название - канал 1 Мая), с запада - Волгой, которая здесь, как ни странно, совсем не широкая (не стоит забывать, что делиться на рукава Волга начинает еще в Волгоградской области, так что Астрахань стоит на одном из таких рукавов).
Между Кремлем и Волгой в XVIII-XIXвв рекой намыло немалую полоску земли, которую активно застраивали в кон. XIX-нач.ХХвв. Сейчас этот район, который называется Коса, может похвастать наилучшей сохранностью и красотой городской застройки этого времени. Здесь стоит немного погулять по улицам Ульяновых, Горького, Фиолетова, выйти на набережную, где расположены рестораны, кафе и аттракционы. На улице Ульяновых стоит дом, приобретенный дедом В.И. Ульянова-Ленина, где в Советское время действовал музей семьи Ульяновых, нынче переделанный в музей истории Астрахани.
Не менее интересен и район к востоку от Кремля - собственно, Белый город - торговый и административный центр старой Астрахани. Непосредственно от кремля начинается т.н. Братский сад, по периметру которого стоят здания гостиницы "Астраханская" и дом губернатора.
Понятно, что при таком географическом положении, город был обречен стать центром торговли России со странами Востока - и действительно, практически вся торговля с Ираном и Индией шла через Каспийское море. В Астрахани иностранные купцы издавна имели свои резиденции. До нашего времени сохранились Персидское, Индийское и Армянское подворья, которые нынче все приспособлены под жилье (!). Снаружи они ничем не примечательны, зато, если войти во двор, можно увидеть арочные галереи по периметру всех этажей, по которым ничто не мешает даже прогуляться. Вообще, подворья - одна из уникальных особенностей Астрахани, каковых здесь, впрочем, немало.
Одно из немногих зданий советского времени в центре Астрахани - кинотеатр «Октябрь», закрытый нынче на реставрацию, известный своим зимним садом, где произрастает масса редких тропических растений.
Успенский собор (1698-1710гг) - центральный храм кремля.
Портал собора - это нарышкинское барокко.
В интерьере собора интересен восьмиярусный иконостас. А столпы декорированы мрамором.
Чеканные ворота собора, но это копия. Оригиналы находятся в музее.
Троицкий собор (1603-1623гг).
В Пристроенных к нему каменных палатах жили гетман Заруцкий и Марина Мнишек.
Колокольня кремля (1910г).
Кирилловская часовня (1677г, но перестроена в стиле классицизма).
Пыточная башня и Зелейный двор, сложенный из татарского кирпича (XVI-XVIIвв).
Башня Красные ворота (XVIв).
Так кремль выглядит снаружи.
Выходим на Косу, намытую Волгой в XVIII-XIXвв.
Набережная Волги - одно из самых парадных мест Астрахани.
Коса. Застройка Волжской набережной.
Улица Никольская - одна из самых красивых в Астрахани.
Коса. Областной театр кукол (кон. XIXв).
Коса. Азово-Донской коммерческий банк (1904г).
Здание кон. XIXв на Никольской улице с красивыми чугунными балконами.
Гостиница "Астраханская" (1890г).
Дом Ульяновых (нач. XIXв) - теперь музей города.
И снова возвращаемся в Белый город на ул. Советскую.
Гостиница Новомосковская (1793-95гг, третий этаж надстроен в ХХв).
Быв. дом генерал-губернатора (1790-е гг).
Управление калмыцкого народа (1837г) - тоже своего рода уникальное заведение.
Кинотеатр "Октябрь" известен своим зимним садом, но сейчас находится на реконструкции.
Усадьба Федорова (1820-30-е гг)...
с характерными львами на воротах.
Армянское подворье снаружи выглядит обычно (нач. XIXв).
А вот изнутри оно - гораздо интересней.
Лестницы армянского подворья.
На быв. индийское подворье (1803-06гг) - также не обратишь внимание с первого взгляда. С индийской общиной в Астрахани, которая существовала до сер.XIXв, история очень интересная. Индийские купцы, подолгу проживавшие в Астрахани имели привычку жениться на местных татарках - так что в жилах некоторых астраханцев до течет индийская кровь, о чем они не подозревают.
А вот со двора еще можно различить определенные черты бывшего торгового подворья. Когда-то здесь даже находилась "кумирня" - так русские называли индуистский храм.
Персидское подворье со стороны улицы.
Лабиринты галерей персидского подворья.
Персидское подворье изнутри, пожалуй, самое впечатляющее.
Персидское подворье со двора. Сейчас здесь живут люди - и я не берусь судить о том, каковы условия их жизни (может быть, что и вполне сносные). Но, возможно, благодаря этому астраханские памятники и выживают.
Северная часть Белого города - улицы Эспланадная, Тургенева, Свердлова, в основном, застроены деревянными домами. Да, как это ни странно, до ХХ века этот город, расположенный в совершенно безлесной местности, были почти сплошь деревянный. Дерево сплавлялось вниз по Волге из северных лесистых регионов России и активно использовалось при строительстве. Только делалось это экономно: дома строились не из бревен, а из довольно тонких досок (не более 10 см. толщиной), благо, климат позволял иметь жилища с тонкими стенами. Не прошло и 100 лет, как это обернулось проблемой - дощатые дома очень недолговечны: если бревенчатый сруб может и 300 лет простоять при должном уходе, то большинство относительно нестарых астраханских деревянных домов выглядят достаточно ветхо, а порой и вовсе руинированы. Некоторые из таких построек для прочности обкладывают кирпичом, но зачастую денег хватает только на фасадную стену, а то и вовсе ни на что не хватает. Оттого некоторые центральные улицы Астрахани выглядят местами несколько обшарпано и даже трущобно. С другой стороны, если всю деревянь здесь посносить, исторический облик города много потеряет.
Здесь же на улице Свердлова стоит скромный деревянный домик, в котором вырос художник Борис Кустодиев. Но его музей находится почему-то в доме по соседству - тоже старом и более просторном.
А неподалеку находится Художественный музей с богатой коллекцией русской живописи, а также неплохим отделом зарубежного искусства. Причем, европейская часть здесь обычная - в основном, копии произведений известных европейских мастеров, поступившие из национализированных частных коллекций. Зато очень хороша, хоть и невелика коллекция восточного искусства - причем, не старого (XVIII-XIXвв, по большей части), но очень изысканного.
Астраханское деревянное зодчество.
Оно же в состоянии упадка. Разве может долго простоять дом с такой толщиной стен?
В этом доме провел детство художник Б.Кустодиев.
Дом и сейчас отличается типично астраханским двориком.
Музей Кустодиева. Портрет художника Власова - учителя Б.Кустодиева.
А вот работа П.Власова - портрет отца художника.
А в художественном музее порадовали прекрасные иранские майолики XIXв из коллекции торговца Отто Виблингера:
Япония. Шествие Микадо (XIXв, дерево, перламутр, слоновая кость).
Индийская инкрустация XIXв.
Индийские чаши XIXв.
Башня Спасо-Преображенского монастыря (1607г) - единственная, оставшаяся от укреплений Белого города.
Быв. Восточный банк (1910г) - сейчас библиотека им. Крупской.
И ее интересно оформленный портал.
Южные улицы Белого города застроены каменными домами и особняками - это был деловой и административный центр города. Хороша и набережная канала 1 Мая, застроенная, в основном, каменными зданиями, среди которых выделяется Дом попечительства вдов и сирот армянского народа (кон. XIXг). В самой восточной части Белого города находится бывший Благовещенский монастырь, чью территорию сейчас занимает военкомат. Внутрь не попасть, но сохранившиеся ограда, башни и колокольня видны хорошо.
Рядом с монастырем можно увидеть еще одну редкую и даже, не побоюсь этого слова, уникальную достопримечательность - памятник погибшим морякам, установленный здесь на заре Советской власти - в 1921 году. Он выполнен в форме маяка, рядом на постаментах стоят подлинные орудия волжско-каспийской флотилии, а подножие мемориала украшают интереснейшие металлические рельефы с изображением павших героев, а также моряка, пронзающего штыком гидру мирового империализма (причем гидра удивительным образом напоминает того самого змия, которого обычно изображают на иконах со Святым Георгием).
Астраханский драматический театр - один из старейших в России (1810г). Здание 1833г.
Морской садик. Уникальный памятник героям-краснофлотцам Волжско-Каспийской флотилии (1921г). Выполнен в виде маяка, на постаменте установлены орудия с кораблей флотилии.
Моряк принимает знамя из рук павшего бойца.
Рельеф с изображением моряка, пронзающего штыком гидру мирового империализма :)
Благовещенский монастырь. Ограда (1760-70гг).
Быв. кофейня Шарлау (1899-1901гг),
Кариатиды которой в свое время вызвали в Астрахани громкий скандал своими пышными формами.