В этот день я совершила одну из самых серьезных авантюр в своей жизни: имея 4 месяца водительского стажа (по документам, конечно, побольше будет), впервые взяла на прокат автомобиль - старый раздолбаный Шевроле. Помаявшись немного с разъездами в городе, выехала наконец на светлогорское шоссе, ведущее на Куршскую косу. По совместительству это также дорога в местный аэропорт и одна из лучших трасс в России - настоящий автобан. Впрочем, за Светлогорском коммунизм закончился и началась обычная российская дорога с той лишь поправкой, что проходит она по территории национального парка, за въезд в который с каждого авто берут экологический сбор. Ну и ограничение по скорости 60 км, которое я честно соблюдала, благодаря чему, например, не столкнулась с оленем, перебежавшим дорогу метрах в 50 перед моим автомобилем.
Куршская коса - объект природный, небогатый на всякие историко-культурные объекты: не мой профиль, вроде бы, но не посетить ее, будучи в Восточной Пруссии, как-то не комильфо. И, честно говоря, об этой поездке я не пожалела.
Узкая полоска суши, отделяющая Куршский залив от Балтики, настолько открыта всем ветрам, что деревья здесь растут наклоненными в одну сторону. Векового леса почти не осталось - в XVII веке из-за массовой вырубки на косе началась т.н. песчаная катастрофа: не сдерживаемые более корнями растений массы песка пришли в движение под действием ветров и стали с регулярностью, достойной лучшего применения, засыпать рыбацкие поселки. Обуздать эту стихию более или менее удалось лишь в конце XIX века, когда началось искусственное облесение дюн. В честь одного из ученных, приложивших массу усилий к остановке песчаной катастрофы, Вильгельма Франца Эфа, названа одна из самых больших дюн косы - дюна Эфа. К ней ведет туристическая тропа, а на вершине оборудована смотровая площадка, откуда можно полюбоваться на дюны, залив и многострадальный поселок Морское, трижды менявший из-за движения песков свое местоположение.
Сам процесс продолжающегося и поныне облесения дюн также можно наблюдать здесь: в песок забиваются деревянные колышки, между ними укладывается сетка из каких-то прутьев, в ячейки которой высаживаются специальные растения с развитой корневой системой. Прорастая, их корни переплетаются между собой и образуют своеобразный каркас дюны. Когда ветер наносит новый слой песка, процедура повторяется. Так что необлесенные дюны на Куршской косе сейчас можно наблюдать только у берегов залива.
Другим прелюбопытнейшим объектом на косе является т.н. "танцующий" лес - участок соснового бора, где стволы деревьев по невыясненной причине изогнулись в самых причудливых формах. Здесь также есть специальный настил для прогулки, дабы многочисленные туристы не вытаптывали ценный дерн. У автостоянки довелось наблюдать явление дикой, но уже привыкшей к людям лисы, привлеченной, сюда большим стечением народа, готового ее покормить.
Недалеко от поселка Рыбачий есть неплохой музей Куршской косы, где особенно интересен отдел этнографии, рассказывающий о многочисленных народах, населявших косу в разное время. Музей стоит в лесу, полном всяких удивительных деревьев, снабженных табличками, - но от ботаники я еще дальше, чем от Балтийского флота :)
Дюны - мини-пустыня посреди Европы.
Дюна в процессе облесения.
Поселок Морское в дымке - с вершины дюны Эфа.
Лиса-фотомодель.
Танцующий лес.
Он же.
Олень, живущий в загоне рядом с музеем - такой же мне дорогу перебежал.
Это не фотография кривая, а лес так растет.
Впрочем, природными красотами в этот день решила не ограничиваться. Недалеко от аэропорта в поселке Храброво (Повунден) в руинах кирхи св. Барбары (1324г) произошла та же история, что и в Арнау: на одной из стен из-под штукатурки показалась фреска XIV века (святой Павел). По качеству живописи она, на мой взгляд, превосходит фрески в Арнау, но судьба ее незавидна. Дело в том, что кирха полуразрушена - и восстанавливать ее ради одной фрески вряд ли кто-то станет. Все, что сделано на текущий момент, - это смехотворный козырек, призванный защищать фреску от осадков. Мне кажется, оптимальным решением было бы снять и перенести роспись в какой-нибудь музей, но по каким-то причинам это до сих пор не сделано, и фреска фактически гибнет на глазах.
Руины кирхи святой Барбары весьма живописны, но...
И еще руины.
Текущее состояние фрески "Святой Павел" (нач. XIVв).
Покинув Храброво, окончательно уверилась в собственных силах и решила доехать до руин тевтонского замка Бальга XIII-XVI веков постройки. Надеялась попасть на место засветло - и конечно же, проскочила нужный поворот. Вернувшись, съехала на небольшую дорожку, ведущую к замку. Ехать пришлось довольно долго, дорога становилась все хуже, сумерки сгущались. Решив все-таки добраться до цели, прибыла к замку почти в полной темноте. Оттого фотографии, сделанные там, выкладывать не буду - если и осматривать руины в темноте, то лучше воочию.