POLITICO: Иракская армия может победить ИГИЛ в Мосуле - и потерять контроль над всей страной

Dec 29, 2016 13:38


После прочтения статьи от gorka_5, которая приведена ниже, новости вроде «Правительственные силы Ирака готовы освободить Мосул от террористов» вызывают большой скекпсис. Или за пару недель все у Иракской армии пошло более чем хорошо?

Турки, чтобы положить порядка 70 боевиков, в Эль-Бабе лишились около 15 своих солдат и 10 танков Леопард. А в Мосуле боевиков 5000 с чем-то. И цифры в 600 шахидов на броневиках - поражают и ужасают одновременно.

Надеюсь, что в 2017 году Сирия и Ирак будут зачищены от этой ИГИЛовской (запрещена в РФ) заразы.

______



Интересные мысли и факты о военно-политической обстановке в Ираке, штурме Золотой дивизией Мосула и противоречивых успехах США на Ближнем Востоке в оценках от них самих.
Марк Перри

15.12.2016

Одна из немногих хороших новостей недавно пришла из Ирака. Иракская армия постепенно освобождает город Мосул от боевиков террористической организации ИГИЛ. Победа в Мосуле - втором по величине городе в стране и главном индустриальном центре северного Ирака - обозначит самое значительное поражение Исламского государства в боевых действиях с момента начала американцами военной операции против него в 2014 году.

Предстоящая победа Ирака состоится исключительно благодаря действиям элитной бригады специальных операций вооруженных сил Ирака - подготовленному американцами антитеррористическому подразделению, насчитывающему около 10 тысяч  солдат из всех конфессий, старшие офицеры которого прошли обучение в США в армейской школе рейнджеров (десантных разведывательно-диверсионных подразделений ВС США, прим. переводчика). В середине октября элитное иракское подразделение (называемое «Золотая бригада», но сами иракцы чаще называют её «Золотая Дивизия») была направлена в качестве главной силы для освобождения Мосула от боевиков ИГИЛ.

Американские инструкторы за последнее десятилетие подготовили около 35 тысяч иракских солдат, но никто не может сравниться по важности с Золотой дивизией. Элитное подразделение, которое подчиняется напрямую премьер-министру страны, служит моделью того, какими США надеются видеть иракские вооруженные силы - хорошо вооруженными, светскими и с эффективным командованием. За последний год военнослужащие дивизии показали себя стойкими бойцами, чье участие сыграло решающую роль в ходе освобождения от ИГИЛ Рамади и Фаллуджи. С момента начала битвы за Мосул дивизия отвоевала у исламистов восточные районы города в изматывающих боях буквально за каждый квартал.


Бойцы Золотой дивизии в Фаллудже в июне 2016 г. (фото Ali Arkady для WP)

Однако источники внутри американского Центрального командования (USCENTCOM, единое боевое командование в составе вооружённых сил США, отвечающее за планирование операций и управление американскими войсками в случае военных действий в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии, прим. переводчика) сообщают, что за этот успех пришлось заплатить страшную цену, которая может иметь катастрофические последствия для Ирака в дальнейшем.

Дивизия несет ужасающие потери каждый день, и высокопоставленные офицеры из Центкома обеспокоены тем, что эта битва, выкашивая личный состав, постепенно разрушает элитное подразделение. Если это случится, что представляется вполне вероятным, Ирак потеряет свою лучшую гарантию от гражданской войны, единственную силу, способную удерживать мир, когда иракские религиозные распри, временно приостановленные ввиду наличия общего врага, вспыхнут с новой силой.

Проще говоря, битва Золотой дивизии за Мосул может войти в историю как самая крупная победа иракского правительства - но она же будет и последней.

***
Ветераны 101-й воздушно-штурмовой дивизии хорошо знают Мосул. Прославленное  американское подразделение впервые вошло в этот город после падения Багдада в апреле 2003 года. Под командованием генерал-майора Дэвида Петреуса 101-я дивизия превратила Мосул в один из немногих удачных эпизодов войны. «Деньги это тоже патроны», - говорил Петреус своим солдатам, и они их не считали, сосредоточившись на том, чтобы вернуть в рабочее состояние городскую канализацию, водоснабжение, электросеть. Траты были настолько огромны, что иракцы дали Петреусу, прозванному в Вест Поите Peaches (прямой перевод «персики», согласно легенде данное прозвище «прилипло» к нему случайно, из-за трудно произносимой для американцев фамилии, прим. переводчика), новое прозвище. Они называли его Малик Дауд, то есть Царь Давид. Благодаря такой репутации Петреус стал на время американской военной знаменитостью, человеком, который, как говорили, знал секрет победы в Ираке.


Боец 101-й ВШД в Ираке (фото с твиттер-канала Army Recognition)

Этим эпизодом можно измерить то, насколько плохо пошли дела в Ираке 13 лет спустя, когда город населением в 1,8 млн человек, сейчас просто неузнаваем для 101-й дивизии, 2-я бригадная тактическая группа которой инструктирует бойцов Золотой дивизии во время операции по освобождению Мосула от 5000 тысяч боевиков ИГИЛ. Сейчас Золотая дивизия остановилась в двух милях от реки Тигр, которая разделяет Мосул на две части - значительный успех относительно того, откуда начало двигаться подразделение с момента старта операции 17 октября.

Золотая дивизия пришла в Мосул, уже закаленная в боях с ИГИЛ за города Бейджи, Рамади, Фаллуджа и Бартелла. И никто не сомневается, что иракская армия возьмет и этот город. Но операция в Мосуле пошла иначе, сопротивление боевиков более ожесточенное, с таким иракские войска еще не сталкивались.


На подступах к Фаллудже в июне 2016 г. (фото Hadi Mizban для AP)

Восточный пригород Мосула, где происходят наиболее интенсивные боестолкновения за последние несколько недель, пострадал больше всего. Смертники ИГИЛ прячутся с начиненными взрывчаткой  автомобилями в местных гаражах, а потом атакуют бойцов дивизии. Один из офицеров Центкома рассказал мне, что в Мосуле со времени начала операции насчитали уже более  600 подрывов «джихадмобилей». «Мы знали, что битва за Мосул будет не из простых», - сказал он, - «Но никто не ожидал, что она будет настолько жестокой».

Боевики ИГИЛ цепко держатся на своих позициях, и мало кто из них готов сдаваться в плен - даже в ситуации подавляющего превосходства иракских сил. Кроме того, командование исламистов отличилось искусным маневрированием своих подразделений, отводя лучшие силы назад, вглубь города, на более плотные линии обороны, когда давление на них становится чрезмерным.

Таким образом, жестокие бои за Мосул идут с переменным успехом. «Я посмеялся, когда услышал, как Эш Картер [глава оборонного ведомства США] заявил на прошлой неделе, что, мол, «дни ИГИЛ сочтены», - рассказывал офицер Центкома. - «На самом деле, речь идет о месяцах. Вся эта идея о том, что битва будет завершена к моменту инаугурации Трампа, это чистая фантазия. Она будет продолжаться еще долго».

Один из старших офицеров Пентагона с доступом к ежедневным отчетам о ситуации в Мосуле, сообщил, что бои шли с такой интенсивностью, что в подразделениях с боевым опытом из состава Золотой дивизии «потери составляют более 50% в людях. Если этот уровень сохранится, то дивизия может потерять боеспособность в течение месяца, а, может, и раньше».

Высшее командование подразделения, конечно, это понимает и старается минимизировать потери. Это одна из причин, по которой наступательные действия в городе замедлились за последние два недели. Кроме того, иракские офицеры, очевидно, решили во избежание полного истощения элитного подразделения больше полагаться на артиллерию, танки и точечные воздушные удары немногочисленных иракских F-16 (первые из них были поставлены США в Ирак в июле 2015 года) для того, чтобы выбить боевиков из укрепленных зданий, несмотря на вероятное присутствие там гражданских лиц.

Собственно, потери среди мирного населения от танкового и артиллерийского огня продолжают расти, несмотря на работу американских передовых авиационных наводчиков (JTACs), которые наводят на цели иракские ВВС. В результате некоторые из густонаселенных районов Мосула на северо-запад от промышленной зоны Горджали уже превратились в груду камней.


Офицеры спецназа Армии США, обеспечивающие огневую поддержку с воздуха иракских ВС, 2016 г.

Иракские официальные лица со своей стороны пытаются компенсировать огромные потери Золотой дивизии, с 7 декабря ускоряя обучение и обновление личного состава, а также перемещая другие иракские силы, включая подразделения федеральной полиции под командованием министра внутренних дел, в район аэропорта Мосула для того, чтобы помочь Золотой дивизии на ее левом фланге.

Однако данные вооруженные формирования оказались не так эффективны, отчасти потому что их командование не желает нести такие же страшные потери. Более того, другие мощные иракские соединения (включая 16-ю пехотную дивизию на севере) увязли в позиционных боях. И это значит, что Золотая дивизия продолжит нести на себе весь груз битвы за Мосул.

По замечанию одного офицера разведки из Пентагона, отчасти проблема в том, что боевой опыт Золотой дивизии делает ее наиболее предпочтительным инструментом правительства Ирака, которое рассматривает операцию в Мосуле как политическое и  военное испытание - как способ иракских лидеров доказать умение и отвагу своей новой армии. «Когда ты лучший, то проблема в том, что ты к этому статусу привыкаешь», - рассуждает офицер Центкома, - «И чем больше привыкаешь, тем больше потерь несешь и тем хуже становишься».

***

У иракской Золотой дивизии легендарная и противоречивая история. Являясь одной из трех бригад Антитеррористических сил Ирака, дивизия действует под командованием премьер министра страны. Она создавалась как светское военизированное формирование, первоначально организованное, снаряженное и обученное представителями американского спецназа вскоре после падения Багдада для борьбы с поднимающимися тогда иракскими силами сопротивления.

Группа лучших специально отобранных офицеров была направлена в США на интенсивное обучение в армейской школе рейнджеров, и потом из этих людей был сформирован командный состав дивизии. Практически с момента основания независимый порядок подчинения дивизии вызывал недовольства, так как иракцы видели в ней политический инструмент в руках премьер министра страны. В связи с этим поначалу ее стали называть «грязной дивизией».


Бойцы Золотой дивизии перед операцией в Фаллудже в мае 2016 г. (фото Khalid Mohammed для AP)

Однако упорная борьба Золотой дивизии с ИГИЛ в последние два года выправила ее репутацию и создала такой ореол славы и уважения, который не снискало ни одно другое подразделение иракских вооруженных сил. Новообозначенное положение дивизии также стало источником гордости в Центкоме, так что местные офицеры разведки постоянно приводят ее как пример высокой компетенции Армии в плане подготовки квалифицированных кадров и в противовес подготовленным США антиигиловским силам в Сирии.

Подоплекой этого сравнения является негативное отношение офицеров Центкома к провалу ЦРУ в подготовке сирийского аналога Золотой дивизии. «Все разговоры о том, как ЦРУ подготовило для боевых действий умеренных сирийцев, это полный бред», - рассказывал мне на прошлой неделе офицер Объединенного штаба (вероятно, имеется в виду Объединенный штаб комитета начальников штабов, прим. переводчика). «Программа ЦРУ это откровенный провал. Бойцы, подготовленные нами, сейчас воюют в Мосуле, в то время как ребят, подготовленных ЦРУ, нигде не видать. Это унизительно».

Но вот что еще более важно - в связи с новым статусом дивизии в передовой штаб-квартире Центкома в Дохе (Катар) уже надеялись на то, что данное элитное подразделение сможет удержать мир в Ираке после того, как битва за Мосул закончится. После Мосула, согласно донесению еще одного офицера разведки Пентагона, курды, шииты и сунниты продолжат то, на чем они остановились, когда появилось ИГИЛ - жестокую кровавую борьбу за политическую власть в стране.

Золотая дивизия обладает навыками и опытом усмирения различных религиозных вооруженных формирований. Однако для этого ей необходимо оставаться боеспособной, а это, учитывая кровавый счет Мосула, уже под вопросом. Вот почему командование американской 101-й воздушно-штурмовой дивизии в операции по освобождению города старается выдвинуть на первый план другие подразделения иракских вооруженных сил, но без особого успеха.

По моим данным, стратеги из Центкома надеялись на то, что исламисты, обосновавшиеся в Мосуле, будут отходить по западному шоссе, ведущему в Сирию, где их можно было бы истребить ударами с воздуха ВВС США и коалиции. Но пока этого не случилось. Ушли только некоторые, а основная часть их сил осталась в городе. Да к тому же главную дорогу на запад теперь перекрыли поддерживаемые Ираном Хашд аль-Шааби - шиитские  Силы народного ополчения (Popular Mobilization Units). В середине ноября они взяли авиабазу Тель Афар недалеко от иракской границы с Сирией. Для высокопоставленных офицеров Центкома это была хорошая новость (боевики в окружении) с одной стороны, а с другой - плохая, так как теперь, когда некуда отходить, исламисты в Мосуле будут драться с Золотой дивизией до последнего человека.


Боец шиитских Сил народного ополчения, Ирак, 2016 г.

Еще одним фактором, усложняющим для Центкома и без того непростую обстановку, стала противоречивая смена командования в 1-й пехотной дивизии - подразделении пополнений для 101-й дивизии. Генерал-майор Уэйн Григсби был смещен с поста командующего дивизией «по причине потери уверенности в его способности вести за собой людей», заявил представитель сухопутных сил в сентябре этого года.


Генерал-майор Армии США Уэйн Григсби в окружении морпехов 11-го экспедиционного батальона, 2011 г. (фото кап. Джон Уолдман)

В Армии не стали распространяться о причинах потери уверенности в Григсби, однако один из высокопоставленных чиновников Пентагона рассказал мне, что ошибка Григсби заключалась в том, что в июне он пригласил генерал-лейтенанта в отставке Джерри Бойкина произнести речь в Форт Райли (Канзас).

Бойкин известен своими антиисламскими взглядами, а также обвинением евреев во всех мировых проблемах. Потом Григсби отменил приглашение Бойкину, но, очевидно, уже не успел этим спасти свое место командующего. «Нельзя поставить человека возглавлять подразделение в Ираке, который связан с тем, кто считает мусульман исчадиями ада. Уэйн был отличным командиром, но, боже мой, о чем он думал?», - поделился со мной чиновник.


Генерал-лейтенант в отставке Джерри Бойкин (фото Кен Клуковски для АП)

Результатом всего этого стала ускоренная разработка американским высшим военным командованием планов того, что будет после взятия Мосула. Командующий Центкомом генерал армии Джозеф Вотел, выбранный президентом Бараком Обамой для управления Центкомом по причине его высокой компетентности в сфере проведения специальных операций, считает, что перспективы мрачны - то же самое мне сказал офицер разведки из Пентагона - и, вероятно станут еще мрачнее, страна неумолимо скатывается в гражданскую войну.

Опасения Вотела поддерживаются докладами военной разведки, где фиксируется увеличение поставок оружия саудитами суннитским племенам области Анбар (крупный преимущественно суннитский регион на западе Ирака, прим. переводчика), и это очевидная подготовка к неизбежному столкновению с поддерживаемыми Ираном шиитскими Силами народного ополчения.

«Белый дом всегда беспокоился по поводу того, что вооружение племен будет подпитывать суннитско-шиитский конфликт», - рассказал мне офицер разведки из Центкома, - «Но саудитам все равно. И в этом проблема, огромная проблема, так как оружие в Анбар идет рекой на протяжении уже нескольких месяцев. Все готовятся к сведению счетов».

Наблюдая все это из основной штаб-квартиры Центкома в Тампе (Флорида) и передового штаба в Дохе, Вотел передает свои опасения и оценки в Вашингтон - о том, что как только ИГИЛ будет изгнана из Ирака, лучший вариант для Америки - убраться с линии огня, когда шиитское ополчение схлестнется с суннитскими племенами Анбара. В этой схватке Золотая дивизия, символ новой светской армии Ирака, не сможет ни предотвратить войну, ни влиять на ее исход, так как, вероятнее всего, к тому времени оставит лучших своих бойцов на улицах Мосула.

е
Бойцы Контеррористических сил Ирака после взятия Фаллуджи в июне 2016 г.
Источник

ИГИЛ, Золотая дивизия, Мосул, Ирак

Previous post Next post
Up