Палеа Анактора. Дворец, музей и место саммита

Jun 21, 2016 07:26


Столица острова Корфу, Керкира известна в основном своей итальянской архитектурой, однако, во время британского правления в городе появилось несколько зданий, также имеющих теперь историческое значение. Самым впечатляющим из них является Палеа Анактора (Παλαιά Ανάκτορα), что означает на греческом "старый дворец".

Внушительный архитектурный комплекс был построен в 1819-1824 годах вблизи морского берега. Он действительно огромный - фактически, это второй по размеру дворец в Греции, после дворца Оттона (Парламента) в Афинах. Из любой точки Спинады, самой просторной в городе площади, виден массивный фасад, который издалека легко принять за хорошо сохранившуюся античную постройку.





Почему-то британцы, возводя на Корфу некоторые объекты, очень тяготели к подобному стилю. Вспомним хотя бы расположенную внутри Старой крепости церковь Св. Георгия, поразительно напоминающую древнегреческий храм.




Вот и дворец Палеа Анактора построен в древнеримском или в романском стиле: трёхэтажное здание украшают дорические колонны, в обе стороны расходятся симметричные крылья крытых галерей. Одна из галерей названа в честь Святого Георгия и ведет к венецианской гавани. Вторая часть, названная в честь Святого Михаила, выходит во дворцовый парк.




Парк невелик и не отличается королевскими роскошью и изяществом, но представляет собой, скорее, тенистый городской сквер с буйной растительностью.
Старые венецианские пруды окружены здесь пальмами, цветущими кустами и экзотическими деревьями. Небольшая парковая терраса с тыльной стороны дворцового комплекса обращена к морю. В этом месте дворцовый парк отделяет от залива высокая стена, на которой сохранились старые венецианские фортификации и башни.




Дворец Михаила и Георгия строился, как как резиденция британских верховных комиссаров - губернаторов Ионических островов. Памятник одному из них установлен перед парадным входом на площади.


бронзовый монумент Фредерику Адамсу - британскому губернатору Ионических островов в 1824-1831 годах

Кроме резиденции губернатора, часть дворца занимали Ионический сенат и штаб-квартира британского рыцарского Ордена Святого Михаила и Святого Георгия. Позднее, в 1864 году, когда англичане покинули Корфу, во дворце некоторое время проживала королевская семья Греции.




После отмены монархии архитектурный ансамбль долгое время оставался заброшенным и пришел в полный упадок. Местами почернели камни - особые, пористые, которые англичане специально для строительства дворца привезли с Мальты. И каким-то затертым выглядит фриз, задуманный роскошным и очень античным: аллегорический барельеф изображает семь ионических островов, и Корфу парит над ними, в виде древнего корабля.




Даже несмотря на то, что в 50-х годах прошлого века англичане настояли на реставрации дворца, а в 1992-1994 годах там провели капитальный ремонт, былого внешнего величия вернуть, похоже, не удалось. Как и большинство зданий в Керкире, дворец смотрится довольно запущенным, несмотря на его размах и монументальность.

Честно говоря, было даже удивительно, что фасад здания не выскоблен добела, особенно если учесть, что дворец не только является историческим наследием, но и активно используется как место проведения официальных дипломатических мероприятий. Так, например саммит Евросоюза в 1994 году проводился именно здесь, а в 2002 году в стенах Палеа Анактора проходило заседание совета Всемирного наследия ЮНЕСКО.




В общем, нам было очень интересно посмотреть, каков Палеа Анактора изнутри, , хотя мы и знали, что по-большей части его помещения используются для различных выставок и постоянной экспозиции Музея азиатского искусства.

Главный зал нижнего этажа оказался украшен двумя рядами колонн и сюжетами из гомеровской "Одиссеи", а наверх уводила роскошная лестница, разделённая в середине на два крыла.




На втором этаже все пять залов дворца - центральный, круглый, танцевальный, тронный и банкетный - оказались полностью перегорожены стендами музейной экспозиции.




Признаться, поначалу я даже не смотрела на экспонаты, сосредоточив все внимание на внутренней архитектуре дворца, отделке его лестничных пролетов и потолков. Пыталась даже заглянуть за гипсовые перегородки, находя за ними свидетельства былой роскоши - то скульптуры в стенных нишах, то богатый камин, а то и "трон" (кресло, стоящее на возвышении в торце самого большого зала).



















Скажете, глупо прийти в Музей азиатского искусства ради потолков и стен? Ну, теперь-то и мне так кажется. А в тот момент ни в настроение, ни в "тему" наших каникул на Корфу это самое азиатское искусство как-то не вписывалось :-) По крайней мере в первые полчаса пребывания в музее.

Но потом мы, естественно, заинтересовались и увлеклись. Как только на глаза попалась работа Климта, мы поняли, что коллекция обещает быть достойной.


известная картина Климта "Юдифь-2" представлена здесь в необычном сочетании с изображением японской женщины в старинной национальной одежде

Вскоре внимание привлекли фигурки животных, искусно выполненные из оникса и других полудрагоценных камней. В соседних залах тоже нашлось немало интересного - ювелирные украшения, изделия из керамики, камня и стекла, статуэтки из дерева и бронзы.







Новая информация начала буквально захлёстывать наши расслабленные на морском курорте головы. Вот, например, что мы знаем про великолепный и нежнейший китайский фарфор, кроме того, что он бывает "династии Цинь" и "династии Минь"? А хороший коллекционер по росписи может определить, в каком веке была изготовлена ваза.

В 16 веке модными были росписи, повторявшие образцы узоров, наносимых на шёлковые ткани. А изделия 17-18 веков отличались особой красочностью, которая обычно подчёркивалась исключительной белизной фона. Эти вазы либо расписывали эмалями зелёного и розового цвета, либо использовали специальную глазурь, переходящую из голубого в красный цвет для получения так называемого "пламенеющего фарфора".




Коллекция предметов из Китая включает также картины, монеты, печати, бронзовые сосуды династий Сун и Минь. Полный "набор" артефактов охватывает период от династии Шан (1500 - 1027 до н.э.) до династии Сун (960 - 1279 н.э.).







В японской коллекции, кроме очень интересных костюмов самурая, оружия и доспехов, имеется целый зал гравюр. Здесь представлены изображения актёров театра "Кабуки" и маски театра "Но"




Такие маски изготовлялись по особой технологии - вырезанная из кедрового дерева основа покрывалась гипсом и разрисовывалась, каждая маска олицетворяла конкретную человеческую категорию или характер. Вообще, требуются определённые знания для того, чтобы отличать маски друг от друга, но вот женская маска определяется легко - по высоко поднятым бровям.


маски театра "Но" - фото из интернета

Дело в том, что в древности у японцев одним из признаков женской красоты считались высокие надбровные дуги. Следуя моде, женщины полностью удаляли собственные брови, наносили на кожу гримм, а затем рисовали новые брови как можно выше на лбу, иногда почти у корней волос.

В музее Керкиры хранится несколько типов масок, при этом некоторые из них считаются выдающимися скульптурными произведениями в японского искусства.

В экспозиции есть ещё много необычных вещей, назначение которых мы зачастую не могли определить. Например, долго гадали, для чего используются гладкие лакированные деревянные "бомбошки", нанизанные на двойные струны. Оказалось, это складная картина.


картина "Летящий самурай"




Музей азиатского искусства был основан в 1927 году уроженцем Керкиры, греческим дипломатом Григоросом Маносом, который конце XIX столетия занимал должность посла в Париже и в Вене. Будучи увлечённым коллекционером, Манос привозил из своих поездок на Восток всевозможные азиатские артефакты. В сущности, дипломат потратил на коллекцию все свое состояние.







Его собрание древностей включает тысячи артефактов, в основном японских и китайских, а также привезённых из Кореи, Таиланда, Камбоджи и Тибета.







Когда Г. Манос принял решение подарить свою частную коллекцию Греции, он создал под неё "Музей китайского и японского искусства" и стал его первым директором.

Очень быстро экспозиция расширилась за счет частных пожертвований других коллекционеров и ныне её фонд насчитывает около 15,000 экспонатов. Многие из них профессиональные эксперты относят к достояниям мирового уровня.



Оригинал на Турбине | Моя страница на Турбине

Previous post Next post
Up