Муромцево

Aug 20, 2012 01:19

После Гусь-Хрустального мы отправились на поиски разрушенной усадьбы Храповицкого, что находится в поселке Муромцево, в трех километрах от Судогды.
К тому времени (к 16 часам) мы уже изрядно подустали (всё-таки встали в четыре часа утра) и наполнились впечатлениями. Лично я бы спокойно поехала в гостиницу, но муж и дочь очень любят развалИны (в семье шутки ради прижилось произношение моей знакомой, ставящей в этом слове ударение над буквой И). И, уважая интересы семьи, я просто позвонила хозяйке, предупредила о позднем приезде, заказала ужин и покорно поехала смотреть руины:).

Усадьба Муромцево была выстроена в конце 19-го века по заказу крупного русского лесопромышленника Владимира Семеновича Храповицкого. Работал над заказом архитектор Петр Семенович Бойцов, специализирующийся на усадебном строительстве с использованием мотивов неоготики (его здания есть и в Москве, например, Центральный дом литераторов).
Перед главным домом был устроен каскад прудов, в усадьбе также имелись конный двор, охотничий домик, дом управляющего, скотный двор, каретник, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду, водонапорная башня. На территории усадьбы размещались: церковь в псевдорусском стиле, получившем распространение в архитектуре церквей с начала 1870-х годов; театр, представляющий собой миниатюрную копию Мариинского театра; музыкальная школа для одаренных детей-сирот. Проект был реализован с учётом всех нововведений: электрическое освещение построек и парка от автономного локомобиля, центральное отопление, водопровод от парового насоса и двух водонапорных башень, канализация, телефон в комнатах, собственная телеграфная станция.
Одновременно со строительными начались работы по созданию садового ландшафта, для проведения которых были приглашены крупнейшие специалисты того времени - известные садовые мастера К. Энке, А. Регель,
Г. Куфельт. Все усадебные постройки размещались на территории огромного парка с дендрарием и питомником площадью свыше 40 га - здесь росли сотни редких и экзотических пород деревьев. Сам парк состоял из трех частей: итальянской (водные каскады на террасах и водные партеры), французской (фонтаны, оранжереи и площадки для игр) и английской (аллеи, поляны и пруды - была пристроена в 1910).
Внутренние помещения отличались роскошной отделкой. Полы из наборного паркета, живописные и резные по дереву потолки, стены и двери. Во дворце Храповицкого было более 80 комнат, и каждая из них, как и в Петергофе, была отделана по особому. Были комнаты: зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая и т. д.
Вот так выглядела усадьба еще в 70-х годах прошлого столетия.



А так она выглядит сегодня.









После революции 1917 года Храповицкий, желая сохранить материальные ценности имения и избежать участи сотен русских усадеб, подвергшихся разграблению и уничтожению в годы лихолетья, произвёл полную опись имущества и добровольно передал его государству. В 1918 году имение было национализировано.
В 1920 году из муромцевской усадьбы был вывезен целый вагон ценностей, около 300 пудов, в губернский исторический музей. Часть живописных полотен и графических рисунков из коллекции Храповицкого вплоть до 1927 года поступала в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника, часть обстановки дворца и театра оказалась во Владимире, Гусь-Хрустальном, в различных учреждениях Судогды.






После отъезда Храповицких в эмиграцию во Францию , усадьба подверглась расхищению и осквернению. В 1921 году в здании дворца был основан лесной институт, преобразованный вскоре в лесной техникум с агрономическим и лесохозяйственным отделениями. Последующее расширение посёлка Муромцево привело к сокращению площади парка в 5 раз, с 40 до почти 8 га. В течение 56 лет, пока лecхозтехникум располагался во дворце, имение продолжало расхищаться и перестраиваться до неузнаваемости.






Переезд техникума в 1977 году в новое здание фактически предрешил судьбу главного усадебного дома и прилегающих построек, они оказались фактически бесхозными и брошенными на разграбление, стали ветшать и постепенно разрушаться. Два последующих пожара в замке завершили своё опустошительное дело - от внутреннего убранства ничего не осталось. Сейчас постройки усадьбы Храповицкого находятся в заброшенном состоянии и медленно разрушаются. Перспективы комплекса по части восстановления очень неопределённы.



22 февраля 2012 года инициативная группа граждан обратилась к тогда еще кандидату в президенты В.В.Путину с просьбой изменить статус усадьбы Муромцево и других знаменитых усадеб России, с целью их восстановления.

Как бы ужасно это ни звучало, но я ни минуты не верю, что усадьба будет восстановлена. И от этого становится очень грустно.
Усадебная аллея



На некоторых деревьях еще сохранились пояснительные таблички, прибитые во времена присутствия здесь лесного техникума.




С разрешения местной епархии в течение 4-х лет недалеко от главного дома была выстроена усадебная церковь с одним престолом «Святой мученицы царицы Александры» и в 1899 году освящена в день памяти равноапостольного князя Владимира. В 1992 году передана в безвозмездное пользование Владимирской Епархии РПЦ. Мы нашли эту церквушку. Вышли к ней вот по этой тропинке.






Внутреннее убранство усадебной церкви было столь же роскошно, как и во дворце: серебро - от Фаберже, канделябры, крест и утварь - от дома Соколова. Мастерская Медведева изготовила иконостас с иконами работы школы Васнецова, настенную роспись выполнил московский художник Август Томашки, работавший в столовой и гостиной главного дома. Церковь во время нашего приезда была закрыта.



Возле церкви цветник в форме креста.




Сейчас развалины облюбованы местной молодежью. Читала, что подростки нашли способ заработать немного денег: берут в оборот туристов и предлагают за 100 рублей рассказать историю замка. В ней много выдумок и совсем мало правды, поэтому лучше самим прочитать об усадьбе, готовясь к поездке. К счастью, к нам никто не приставал. Бродя вокруг дома, мы видели внутри подметающих пол, звенящих посудой тинэйджеров. Основательно так они там обустроились.

Сама Судогда произвела гнетущее впечатление захолустного городишки. И является теперь моим лекарством от хандры. Когда начинаю ныть, что устала от электричек, от их дурацкого расписания, от противного Курского вокзала, я представляю себя живущей в Судогде, среди разбитых дорог, обшарпанных домов, в полном отсутствии хоть какой-либо культурной жизни. И мне становится стыдно за свои мысли. И я радуюсь, что всего за полтора часа могу добраться до Красной площади, Большого театра, а за два часа - до Коломенского или ВВЦ. И замолкаю.

Вся информация взята из Википедии.

Наши поездки и путешествия, Парки и усадьбы, Владимирская область

Previous post Next post
Up