Этого ещё не говорят политологи. Итогом сирийской войны будет появление нового государства на карте мира. Не то квазигосударство, пародия на Арабский халифат, речь не о нём, а о стране самого большого народа без широкой государственности, лишь с недавнего времени имеющего формальную автономию в разложившемся Ираке. Это будет противовес арабам и тюркам на Ближнем Востоке. Скоро священная гора Арарат будет возвышаться в объединённом Курдистане. Курды ведут борьбу на разных фронтах. ИГИЛ вырезает всех езидов, до которых может добраться. Турки вместо борьбы с исламистами бомбят тренировочные лагеря боевиков гериллы. В Сирии и вокруг неё идёт война всех против всех.
На Асада давят с нескольких сторон. Поддерживаемая Западом умеренная оппозиция, в стремлении к демократии, разогреваемом национальной и религиозной ненавистью правоверных мусульман к еретикам и инородцам, захватила несколько южных провинций. С другой стороны возле Алеппо наступает исламистская коалиция Джайш аль-Фатх, финансируемая Саудовской Аравией. Курды не противостоят сирийскрй армии, с которой у них общий смертельный враг - ИГИЛ. Но у курдов свой интерес, и в нынешней ситуации они в шаге от государственности. Надо лишь разгромить исламистов, в коалиции с сирийской армией и договориться с союзником о части территории Сирии, населённой курдами. А у Сирии и выхода другого нет. Она неизбежно дробится, вопрос лишь на сколько и каких частей.
Ирак уже в руинах, там тоже есть курдское население.
И там даже есть Иракский Курдистан, хотя не в тех границах на которые претендуют курды - без Киркука в частности.
Извечный враг курдов - Турция. В турецком Курдистане проживает 18 млн курдов. Родственный курдам Иран, где тоже проживают курды, включает территории, заселённые тюрками-азери. Турки не прочь бы присоединить Иранский Азербайджан, по крайней мере умело маневрировали, ипользуя тюрков Ирана, как противовес притесняемым ими курдам. С турками у курдов давние кровавые счёты. Во время уничтожения Курдской Республики Агри в предгорьях Арарата в 1930-м году турками было сожжено 44 села и убито 15 000 мирных жителей. Может, на фоне армянской резни эта цифра никого не впечатлила, и о существовании республики Агри почти не известно.
Но это лишь частный случай постоянного давления на курдов, с Османской империи турки пытаются лишить курдов национальной идентичности. Лидер нации Абдулла Оджалан с 1999 года в турецкой тюрьме. Созданная им коммунистического окраса Курдская Рабочая Партия боролась за права курдов на автономию, с момента создания в 1978 году, но уже в 1980-м была разгромлена, после ареста руководящего звена. Оджалан уцелел и скрывался как раз в Сирии. Но в 1998 Хафез Асад под прямым шантажом Турции отказал Оджалану в поддержке. Тут позорный эпизод слабости и безразличия к судьбе союзников СССР проявил Президент РФ Ельцин. ГосДума ФС РФ абсолютным большинством голосов утвердила обращение к Президенту Ельцину о предоставлении политического убежища в Российской Федерации лидеру Рабочей партии Курдистана Абдулле Оджалану. Но Ельцин, до этого с потрохами сдавший всё, что не касалось личной власти, как пустой звук, не удостоил своим вниманием и это обращение. Для розыска Оджалана спецслужбы Турции обратились за помощью лично к израильскому премьер-министру Нитаньяху. Агенты МОССАД похитили Оджалана в Найроби на территории греческого посольства, прикинувшись курдами и договорившись о встрече. В Турции его осудили к смертной казни, заменив высшую меру на пожизненный срок. С тех пор Оджалан стал заложником для давления на курдское движение. В мусульманский праздник Новруз в 2013 году Абдулла Оджалан обратился к курдам с посланием о переходе от вооружённой борьбы к политической. Но с приходом ИГИЛ ситуация в корне изменилась. Вопрос опять : кто кого, быть или не быть; а там и - всё, или ничего. Борьба на взаимное уничтожение с ИГИЛ, в случае победы курдов в Ираке и Сирии, не оставит шансов для мирного разрешения курдского вопроса в Турции. . Курдов часто использовали, чтобы расшатать ситуацию на Ближнем Востоке. А ещё чаще они были объектом террора. Только два примера.
В Ираке : в 2005 году г. Киркук
http://big.newsru.com/arch/world/14jun2005/crush.html В 2015 году терракт в Турции в городе Суруч.
http://korrespondent.net/world/3541551-v-turtsyy-proyzoshel-vzryv-desiatky-pohybshykh .
Оба терракта это акции устрашения против курдов
Естественный союзник Запада против ИГИЛ это Турция. Но турки требуют прекратить поддержку курдского ополчения, воюющего против ИГИЛ. Поэтому Запад был перед выбором - либо дальше вооружать курдов, либо согласиться сдать их туркам в обмен на гипотетическую пока борьбу турецкой армии с ИГИЛ. Турция заинтересованная сторона, получающая дивиденды от существования ИГИЛ, до поры. Турция, как и Саудовская Аравия, поддерживает борьбу против алавитов и Асада.
Окончательный вид расклад сил приобрёл с вооружённым выступлением России на стороне Асада. В некоторых СМИ говорят о "полуторатысячной группировке", готовой к сухопутным столкновениям. Что полная туфта , поскольку 1500 бойцов ничего не решают, когда речь идёт о противнике со 100 000-й армией. Нужен, с учётом имеющихся сил, хотя бы 20 000-й контингент. Задача России пока другая - удары ВВС, поставка вооружения, боеприпасов и топлива, координация действий курдских пешмерга с сирийской армией. Только формирования пешмерга Иракского Курдистана составляли во время Иракской войны 80 000 бойцов. В том числе женский батальон пешмерга. Сирийская армия, несмотря на разброд и шатания, не так слаба, как разбежавшиеся иракские формирования - это 150 000 пехотных штыков и 60 000 гвардии. Курдские пешмерга, контролирующие север Сирии - это 50 000 бойцов.
Асаду противостоит оппозиция в виде Сирийской свободной армии - это 60 000, Исламский фронт - 45 000, отпочковавшийся от Аль-Каиды Фронт Победы Джебхат ан-Нусра - 10 000 террористов из различных стран. Если произойдет объединение пешмерга и сирийской армии , преимущество склоняется на сторону Асада. Пока ИГИЛ, численность до 100 000, одновременно воюет с Асадом и противостоит Свободной Сирийской армии. Их объединение вряд ли пойдёт дальше нейтралитета друг к другу. Для победы над исламистами необходимы полная мобилизация, совместные действия и координация пешмерга и правительственных сил. Расплата же для курдов - независимость. Неустрашимые бойцы Курдистана, смотрящие в лицо смерти, выйдут победителями из этой войны, за них воюют даже девушки. Курдистан может стать надёжным союзником России на Ближнем Востоке, и противовесом Ирану, Саудовской Аравии и Турции.
l