Музыкальные итоги года:
Top 10 Live - 2011 Top 10 EP's - 2011 На очереди - полнометражные альбомы. В этом году чуть изменил принцип составления топа: теперь здесь только те записи, которые я действительно часто слушал; те же, которые, может, и вызвали большое восхищение, но при этом не породили желания переслушать их хотя бы ещё один раз, не будут упомянуты здесь вообще.
Сначала - альбомы, заслужившие отдельного упоминания, но не добравшиеся до основной тридцатки. Набралось таковых ровно двадцать штук. Ниже они приведены, как обычно, в геометрическом порядке.
- Lamb - 5
- Ed Sheeran - +
- Hyetal - Broadcast
- Zomby - Dedication
- MEN - Talk about body
- Wolf Gang - Suego faults
- Team Ghost - We all shine
- Jamie Woon - Mirrorwriting
- Firefox AK - Color the trees
- Memphis - Here comes a city
- Pallers - The sea of memories
- Araabmuzik - Electronic dream
- Vector Lovers - Elecrospective
- Ambidextrous - Elephant effect
- Mohini Geisweiller - Event horizon
- The Advisory Circle - As the crow flies
- The Rapture - In the grace of your love
- King Creosote & Jon Hopkins - Diamond mine
- Jonas Bjerre - Songs and music from the movie Skyscraper
- Benjamin Francis Leftwich - Last smoke before the snowstorm
Далее. Прежде чем начать основной отсчет, отдельно хочу отметить главный теперь для меня альбом года прошлого, про который мне почти до конца лета казалось, что это будет главный альбом года и нынешнего. Внезапно, это -
Take That - Progress
Video:
Take That - The floodVideo:
Take That - KidzVideo:
Take That - Happy nowОн вышел в конце прошлого года, побив в Британии всякие рекорды и blah-blah-blah. Но тогда я просто не успел его расслушать, в итоге он успел попасть у меня только в
прошлогодний список Honorary mention. И только в этом году, примерно к весне, я осознал, простите, подлинные масштабы, простите, Его Величия. Это однозначно один из величайших - и по понятным причинам непризнанных - поп-альбомов то ли нулевых, то ли десятых годов (тут уж точно фиг разберет), потому что, объединившись вновь после пятнадцатилетия раздоров, Робби Вильямс и Take That фактически заново и целиком переизобрели жанр "Adult contemporary", то есть "поп-музыку для взрослых". Обычно принято считать, что этот жанр представляет собой комбинацию из унылых эстрадных баллад о прожитых годах, ушедших любовях и семейных ценностях, и квазиоптимистического среднетемпового рочка с общим посылом "есть еще порох в пороховницах и ягоды в ягодицах". Take That же буквально вдыхают в него новый смысл и облекают его в новую, современную по звуку форму. Это бодрый и динамичный электро-поп (да, простите) где-то с ироничными, а где-то с предельно искренними текстами о тех вещах и проблемах, которые по настоящему волнуют тех, кто уже честно готов признать для себя, что молодость прошла, но кто совсем не готов считать, что жизнь на этом кончилась. Очень сложно, на самом деле, передать мои ощущения от этого альбома и этих песен, но лучше всего они концентрируются в моем любимом треке с него (на которую, черт побери ютуб, лейблы и все эти интернеты - невозможно найти нормальную прослушку): What do you want from me. Это обезоруживающе искренняя и открытая песня, сочиненная Марком Оуэном своей жене, с которой он прожил до того уже немало лет, песня, в которой он просит у нее прощения за свои проступки, и вместе с ней пытается найти ответ на то, как им жить дальше. Таких песен в целом полно, да; но большинство из них - унылое нытье, шепот надтреснутым или, наоборот, шелковым голосом под гитару или пианинку, глубинки рефлексийки, вся фигня. Здесь же - совсем не так; здесь динамика, движение, экшн, пробы пути, опасности и ошибки, и открытый, непонятный финал - спрессованные всего лишь в четыре с половиной минутой.
И знаете, что самое печальное/прекрасное в этом альбоме? То, что эта история, скорее всего, больше не повторится. Робби опять вернется к сольному плаванию, Гэри Барлоу уже стал одним из главных поп-сонграйтеров Британии и погряз в мире музыкальных реалити-шоу, остальные, надо полагать, также вновь разбредутся по своим театральным и семейным проектам, периодически собираясь снова - уже опять вчетвером - чтобы выпусть новый альбом с отличными песням, но уже в гораздо более традиционным пониманием этого дурацкого жанра: "Adult Contemporary".
Ох. Что-то я переборщил с пафосом, простите. Но как-то так я "Progress" и воспринимаю. Можно забыть про этот текст как страшный сон, потому что дальше по тексту идет черед уже для основной тридцатки альбомов за этот год.
30 The Feeling - Together we were made
Stream:
The Feeling - Dance for the lights [feat. Roisin Murphy]Stream:
The Feeling - Searched every cornerVideo:
The Feeling - A hundred sinnersС этим альбомом у меня вышла немного стыдная история :) Я писал на него рецензию в "Биллборд", и в процессе прослушал его какое-то такое несметное количество раз, что, хотя рецензия на него и была негативная - даже сдав ее, я уже не смог остановиться :) Ну а как тут остановишься, когда эти бывшие английские софт-рок-уныльцы вдруг потчуют тебя прилипчивыми, как патока, дуэтами не абы с кем, а с Ройшн Мёрфи и Софи Эллис-Бекстор, а на лучших треках дают натуральных Take That и Scissor Sisters? Вот так и получается, что никому этот альбом не посоветую, но сам его слушать - буду! Голлм, голлм.
29 Foster The People - Torches
Video:
Foster The People - Pumped up kicksVideo:
Foster The People - Helena beatVideo:
Foster The People - Don't stop (Color on the walls)И, гм, ещё один мой фейл как рецензента:) В своем написанном летом тексте про этот диск я сделал вывод, что, дескать, "хороший альбом, отличный саундтрек для хипстерской вечеринки, только вот есть опасность, что через полгода о нем уже никто и не вспомнит". Вся осень, проведенная Pumped up kicks в десятке "Биллборда", более 50 миллионов просмотров ролика на ютубе и бесчисленные упоминания в итоговых топах года - не исключая, как видите, и моего - в тот момент у Foster The People были ещё впереди :)
28 Austra - Feel it break
Video:
Austra - Lose itStream:
Austra - Darken her horseКогда у Кэти Стельманис не особенно заладились дела на соло-поприще в качестве исполнительницы тяжеловесного авант-попа домашнего приготовления (что, в принципе, немудрено, учитывая, что голос у нее, вообще-то, довольно противный, и скрежещет им она порой, что твоя Джоанна Ньюсом) - она, в отличие от некоторых современниц, не стала носить ШЛЯПЫ или платья из мяса, обошлась она также и без закачки силикона в губы и имиджа ретро-шлюхи. Вместо этого она просто покрасилась в блондинку собрала группу и придумала оттенять особенности своего голоса не бумкающей драм-машиной, как раньше, а хорошими мелодиями, живыми ударными и аккуратными электронными трелями. Так появился на свет проект Austra, записавший один из самых элегантных и, простите, милых инди-поп-альбомов года.
27 The Weeknd - House of balloons
Stream:
The Weeknd - House of balloons / Glass table girlsStream:
The Weeknd - Wicked gamesЛадно, ладно, признаюсь: я тоже не устоял перед мощью трилогии главного, похоже, персонажа волны нового мутантского R&B. Он гипнотизирует. Но первая запись все равно так и осталась для меня лучшей из трех.
26 Cut Copy - Zonoscope
Video:
Cut Copy - Need you nowVideo:
Cut Copy - Blink and you'll miss a revolutionСчитерю, сплагиачу и сошлюсь на Ника
organickloud, с
мнением которого относительно этого альбома я солидарен на 100%: "Третий альбом этих милых австралийцев был, пожалуй, послабее знаменитого второго, но свою долю положительных эмоций принёс, за что парням сердешное спасибо".
25 Muchuu - On beyond
Stream:
Muchuu - On beyond (full album stream @ bandcamp)
Это второй альбом малоизвестного английского семейного дуэта, играющего на стыке индитроники и дрим-попа - столь же чисто и наивно звучащий, как и прошлый, но чуть более цельный и связный, с чуть более изящными аранжировками и обвешанный разными украшательствами вроде эмбиентных интерлюдий. Красота, короче.
24 The New Division - Shadows
Stream:
The New Division - Shadows (full album stream @ bandcamp)
Когда я выше писал (но так и не написал) про Cut Copy, очень хотелось вставить туда в разных сочетаниях слова "ретро", "синти-поп", "нью-вейв" и "80-е". Но штука в том, что музыка Cut Copy, оставаясь по форме тем самым "ретро-синти-попом из 80-х", на самом деле очень чисто и современно звучит. Получается (при всех достоинствах Cut Copy), что это такая форма ностальгического паразитирования на прошлом, его имитация. Музыка же калифорнийцев The New Shadow, к которым формально применимы все те же самые стилистические ярлыки, в противоложность Сut Copy звучит так, словно напрямую прибыла сюда из этих самых чортовых 80-х, эдакий артефакт, неведомо как попавший сюда анахронизм. И это очень круто.
23 Wild Beasts - Smother
Video:
Wild Beasts - AlbatrossVideo:
Wild Beasts - Bed of nailsВ принципе, про них уже все десять тысяч раз сказано, чего повторяться, казалось бы: манерный и эстетский инди-рок, притягательный и немного загадочный тем, как им удается придавать песням на совершенно обычные темы (а здесь лейтмотивом, насколько я помню, был секс и только секс) видимость такой глубины, что вольно или невольно начинаешь искать в ней какие-то скрытые и спрятанные смыслы и подтексты, которых там, судя по всему, никогда и не было :)
22 Cocknbullkid - Adulthood
Video:
Cocknbullkid - Hold on to your miseryVideo:
Cocknbullkid - Asthma attackVideo:
Cocknbullkid - YellowЭтот альбом - тот редкий случай, когда благодаря хорошему увиденному вживую концерту вроде бы уже давно знакомого, но казавшегося малоинтересным артиста внезапно снова обращаешь внимание на "уже пройденный материал", и он начинает играть новыми красками. Так произошло с девушкой по имени Анита Блэй, она же Cocknbullkid, выступавшей в этом году на "Пикнике Афиши". Он заставил по-новому взглянуть на неё саму и на уже знакомые песни. Анита поет соул, как "родной" для неё чёрный, так и вполне аутентичный британский "северный соул", положив его на инди-поповую основу, что делает Аниту в своём роде "черной версией Marina & The Diamonds". А ещё у нее удивительно умные и интеллигентные для её возраста и вообще подобной музыки тексты. Жаль только, что на альбоме её песни почему-то довольно плоско звучат, и для того, чтобы прочувствовать их и понять, насколько они офигенны, нужно было увидеть и услышать Аниту со всей мощью её голоса и с живой группой. Если бы не эта досадная условность - думаю, этот альбом мог бы быть в этом списке выше, гораздо выше.
21 Diskjokke - Sagara
Audio:
Diskjokke - Golotrok Товарищ Diskjokke всегда для меня был чем-то таким из разряда второго-третьего эшелона скандинавской электроники: то есть вроде бы всё мило, мягкое диско там всякое, хаус, прочие танцы - но почти ничего не запоминается, ничего столь же яркого, как у того же, ну, скажем, Линдстрема, нет и в помине. Видимо, он тоже это понял, и вместо очередного квазитанцевального опуса неожиданно записал красивейшую эмбиентную пластинку - по-моему, самую лучшую у него. Бонус: и для любимого спейс-диско там место тоже все-таки нашлось, пусть и в самом хвосте.