Должно быть, это сезонное: как только тает снег и начинает становиться тепло, как-то так само собой получается, что я начинаю массово слушать скандинавский девичий поп. Почему так из года в год происходит - для меня не то, чтобы загадка, но феномен в любом случае с большим трудом поддающийся объяснению. Ключ к нему, должно быть, один: в такое время просто хочется слушать поп-музыку. А при прочих равных скандинавские поп-звезды отличаются от английских, американских и австралийских тем, что всегда сами сочиняют свои песни, и поэтому не являются, как это слишком часто бывает в остальном мире, марионетками или ширмами для своих продюсеров. Как следствие, получается у них поп-музыка, которая несет четкий отпечаток личности своих авторов, не кажется "поп-продуктом" - и слушать её поэтому одно удовольствие.
В предыдущие годы из женской скандинавской "попсы" я предпочитал в основном легкий поп-рок. Но сейчас, благодаря
тотальному доминированию шведов The Knife и их безумной вокалистки Карин Дрейер, маятник моего вкуса склонился ко всяческой электронике. И вот как результат - я хочу познакомить вас с пятью главными для меня скандинавскими девушками этой весны.
* * *
В некотором смысле музыкальный путь Robyn повторяет в миниатюре путь всей шведской поп-музыки. Когда она была ещё тинейджером, её открыла для мира известная шведская певица, Meia; в конце 90-х Робин уже была тин-поп-звездой мирового масштаба, её синглы неоднократно попадали в Top 10 "Биллбоарда", а именем её песен даже называли фильмы. Но ей очень быстро наскучило быть марионеткой в руках маститых поп-продюсеров, и в конце концов она разорвала контракт с BMG, вернулась из Америки на родину, основала там собственный лейбл Konichiwa Records и стала тихо-мирно (ага, вместе с участниками The Knife и Teddybears, гы) в течение нескольких лет записывать что-то своё. Наконец, в 2005 году она выпустила новый альбом, получивший её собственное имя; первый альбом, который был по-настоящему её. Вышел он просто феерическим, рвущим в клочья все представления о том, каким может быть мейнстримовый поп: сохранив ту соул- и RnB-основу, которая когда-то легла костьми в основание бритнистиноподобного тин-попа американского образца, Робин скрестила её с процветающим благодаря The Knife, Annie и Jay Jay Johanson скандинавским синти- и электро-попом. В Швеции альбом стал хитом; "Питчфорк", а вслед за ним и все изголодавшиеся по хорошей поп-музыке меломаны мира буквально истекли по нему слюнями :) И вот, наконец, свершилось: спустя полтора года в апреле Робин выпустила этот диск по всему миру. Прежних вершин хит-парадов ему не достичь - но её это совершенно не парит, потому что теперь она, наконец, занимается именно тем и именно так, как ей интересно. Whoo-Hoo!
MP3:
Robyn - Be mine!MP3:
Robyn - Who's that girlMP3:
Robyn feat. Kleerup - With every heartbeat [live acoustic] * * *
Если смотреть на эту фотографию и послушать эти песни - норвежку Bertine Zetlitz легко сначала спутать с Robyn. Может даже показаться, что Бертин - это такой плагиаточный норвежский клон Робин. Вот только есть одна загвоздка: она начала делать такую музыку гораздо раньше своей шведской коллеги. Сначала это была какая-то традиционная попса, но потом Бертин, по всей видимости, такое звучание перестало устраивать, захотелось чего-то эдакого-электронного, и она начала пробовать работать с разными продюсерами (среди них, например, с таким знаковым, как
Richard X) - и в конце концов нашла себя в сотрудничестве с Фредом Боллом из проекта
Pleasure. Теперь на её счету уже 5 альбомов и заработанное последними двумя из них звание крупнейшей норвежской поп-звезды.
MP3:
Bertine Zetlitz - 500MP3:
Bertine Zetlitz - Never let you go * * *
Karin Ström начала свою карьеру как классический автор-исполнитель. Англоязычные песенки под гитару и рояль, ля-ля-фа, эти ноты... На этом пути она даже допрогрессировала до того, что выпустила на американском лейбле Nettwerk EP'шку с пятью своими песнями. Но дальше этого дело не пошло, записать ничего больше толком не удалось, и лейбл разорвал с ней контракт. И тогда Карин нашла мужество признаться себе, что с её песнями на одном рояле далеко не уедешь, что звучат они просто жалко - и, значит, нужно что-то менять в самом подходе к записи. Вновь найти вдохновение ей помогло (как, кстати, и двум предыдущим нашим героиням) звучание синтезаторов - и родной, шведский язык, на котором она после этого стала петь. И вот в этом году на свет появился электро-поп-альбом "En saga om en sten", звучание которого где-то описали как "dark singer/songwriter electronica". Песни с него в данный момент отлично помогают мне скрасить время отпуска The Knife ;)
MP3:
Karin Strom - KlaustrofobiMP3:
Karin Strom - Betydelsen av rum * * *
О, Kate Havnevik - барышня амбициозная. Впервые став известной благодаря своему вокалу в нескольких песнях Röyksopp (в первую очередь в гениальной "Only this moment"), она с умом распорядилась полученным кредитом известности, завела нужные знакомства - и села одновременно записывать аж три концептуальных альбома. Первый из них, "Melankton", вышел в Норвегии в прошлом году; второй и третий ещё пишутся, причем утверждается, что последний из них будет акустическим, чуть ли не психо-фолковым, со всякими арфами, вибрафонами и т.п. Что там выйдет у неё в итоге - предугадать крайне сложно. Потому что "Melankton" - совершенно другой. Какой? Ну, его можно четко описать буквально в трех словах: "электронная Kate Bush".
MP3:
Kate Havnevik - TimelessMP3:
Kate Havnevik - New day * * *
Ну и в завершение - хочется поговорить о том, что всё же "не электроникой единой". Одна из пяти главных для меня скандинавских барышень этой весны, Maia Hirasawa, несмотря на свои японские фамилию и лицо (её отец - японец, мать - шведка), в отличие от предыдущих четырех девушек все-таки продолжает традиции классического шведского поп-рока/инди-попа. "Родом" она из известного проекта Hello Saferide, возглавляемого Анникой Норлин. Пока "начальница" посвящает себя разнообразным коллаборациям и шведскоязычным проектам, Майя решила, по-видимому, попробовать себя в качестве соло-исполнителя. И правильно сделала! На её дебютном альбоме нашлось место и шизофренически ярким оптимистичным песням с оркестровками и всяческими прибамбасами в духе прошлогодних опусов Marit Larsen и
Marit Bergman (в первую очередь речь о главном хите альбома, песне "And I found this boy"), и мягкой вполне Hello Saferide'овской акустике, и "фирменной" для многих тамошних авторов-исполнителей гитарной меланхолии. Но более всего подкупает в Майе то, с какой простотой и скромной непосредственностью она преподносит нам свою музыку, предупреждая нас ещё в названии альбома: ""Though, I'm just me".
MP3:
Maia Hirasawa - And I found this boyMP3:
Maia Hirasawa - Gothenburg * * *
И это ведь только вершина айсберга... :-)