Даты, связанные с именем великого поэта, нередко связаны с весьма трагическими событиями в истории страны. Самые известные совпадения - это 100-летие со дня рождения Михаила Юрьевича (начало I мировой войны) и 100-летие со дня его смерти (начало Великой Отечественной). Первой на эту странную закономерность обратила внимание еще Анна Ахматова в 50-е годы…
Слишком много совпадений
Помимо уже указанных выше дат исследователями отмечаются и другие. В частности, российский астролог Павел Глоба указывает на то, что в 1964 году, прямо в день стопятидесятилетнего юбилея со дня рождения поэта, со своего высокого поста был смещен Никита Сергеевич Хрущев. По сути, в стране произошел государственный переворот.
Кроме того, Глоба отмечает, что распад Советского Союза также выпадает на особую дату - в 1991 году исполнилось 150 лет со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Такое большое количество совпадений говорит только об одном - они не случайны. Если вам мало перечисленных выше дат, то вот, например, еще одна: кровопролитная и очень неудачная для нашей страны финская война началась в 1939 году - спустя 125 лет со дня рождения поэта.
«Проклятие Лермонтова», о котором говорят исследователи, возникло не просто так. Вероятно, основная причина заключается в том, что поэт погиб не в честном поединке, а в результате тщательно спланированного убийства. По мнению Павла Глобы, убийство Лермонтова было не только спланированным, но еще и заказным, а роковую пулю выпустил и вовсе не Николай Мартынов.
История смерти поэта во всех учебниках и хрестоматиях описывается следующим образом. В мае 1841 года поручик Лермонтов приехал повидать друзей на Кавказ, в Пятигорск. Здесь же оказался и его давний знакомый по школе гвардейских прапорщиков Николай Мартынов. Современники отмечали некоторую капризность и нервозность Лермонтова: он был то любезен и весел, то рассеян и мрачен. Поэт мог часами хранить молчание, но нередко отпускал желчные замечания и делал язвительные комментарии.
Особенно доставалось от Лермонтова как раз Мартынову. Когда-то они оба писали для юнкерского литературного журнала, но в итоге выяснилось, что один из них оказался гением, а второй - посредственностью. И если внешне они продолжали оставаться друзьями, то в душе все сильнее росла вражда. Михаил Юрьевич посмеивался над самим Мартыновым, его стихами, озабоченностью своим внешним видом и любовью к романтическим жестам. Масла в огонь подливали колкие эпиграммы, авторство которых приписывают Лермонтову: «Наш друг Мартыш не Соломон» и «Скинь бешмет, мой друг Мартыш». Мартынов считался щеголем и по мирному городу Пятигорску разгуливал с длинной саблей наперевес. Лермонтов же с издевкой называл его «гордецом с большим кинжалом».
Однажды из-за подобной колкости и приключилась ссора. Сам вызов на дуэль произошел в доме генеральши Верзилиной. Когда все уже стали расходиться, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему: «Мишель, я тобой обижен, мое терпение лопнуло - мы будем завтра стреляться». В ответ поэт громко рассмеялся. Николай Соломонович изменился в лице: «Не думай, что это шутка».
Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым состоялась 15 (27) июля 1841 года у подножия горы Машук. Сходились по команде до пятнадцати метров, но замешкались. По правилам, дуэлянты могли передумать даже стоя у барьера. Когда один из секундантов прокричал: «Стреляйте или я вас развожу!» - Михаил Юрьевич выстрелил в воздух. Мартынов же попал…
В сообщениях официальных источников говорится, что «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». Свидетели отмечали, что перед дуэлью налетел страшный ураган, а сразу после ранения поэта разразился проливной дождь, будто даже сама природа оплакивала Лермонтова.
Похоронить дуэлянта по церковному обряду не разрешалось, поэтому тело поэта увезли в Тарханы, где оно и сейчас покоится в фамильном склепе в имении воспитавшей его бабушки. Николай Мартынов отделался трехмесячным арестом на гауптвахте и церковным покаянием, хотя изначально он был приговорен к разжалованию и лишению всех прав.
Однако в истории смерти великого русского поэта присутствует ряд странностей и нестыковок. При медицинском освидетельствовании выяснилось, что пуль на самом деле было две. Первая задела поэта по касательной, вторая попала в правый бок и вышла с левой стороны, почти у самого плеча. Павел Глоба считает, что патологоанатом мог ошибиться, перепутав входное отверстие с выходным, ведь горизонтально летящая пуля не могла вдруг резко изменить свою траекторию и выйти выше, нежели вошла. Несложно предположить, что стрелять могли сверху - со скалы.
Подробности произошедшего у горы Машук могли прояснить секунданты, но они предпочли молчать. Лишь спустя тридцать лет, когда остальных уже не было в живых, оставил воспоминания один из них - князь Васильчиков.
Лермонтов прожил после дуэли всего несколько часов и скончался от легочного кровотечения. Почему-то на поединке не присутствовал необходимый по строгому протоколу врач, не было даже экипажа, чтобы довезти дуэлянта до города в случае ранения. Секунданты же и вовсе уехали за помощью, оставив поэта одного. Вернулись они лишь спустя пять (!) часов, в результате чего Лермонтов умер в пути, как уже было сказано выше, от легочного кровотечения. Приведенные объяснения звучали как минимум несерьезно: мол, никто не верил, что поединок состоится, Мартынова считали трусом и никудышным стрелком, а Лермонтов уже запомнился тем, что на дуэлях стрелял в воздух. По словам Васильчикова, поэт по дороге к месту поединка заявил, что не будет целиться, и даже думал, что и Мартынов не решится. Лермонтов продолжал шутить даже тогда, когда стали заряжать пистолеты…
«Все были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут друг другу руки и поедут... ужинать», - вспоминал Васильчиков.
Поэтому-то якобы ни врача с собой не захватили, ни экипажа. В итоге же все вышло гораздо серьезнее. Тело оказалось слишком тяжелым, а потому довезти его до Пятигорска на лошади сочли непосильным. Несколько врачей отказались ехать к раненому на большое расстояние из-за непогоды, а извозчиков вследствие хлеставшего дождя было не отыскать. Но ни один из этих аргументов не оправдывает того, что раненого поэта оставили истекать кровью. Может быть, кому-то все-таки нужно было, чтобы Лермонтов непременно скончался?
Лермонтов и масоны
Двоюродный дядя поэта Алексей Столыпин по прозвищу Монго входил в одну из масонских лож Петербурга. Причем ее тайным куратором являлся шеф жандармов и глава Собственной Его Императорского Величества канцелярии граф Бенкендорф. Когда Лермонтов заинтересовался масонством и захотел вступить в ложу, именно Столыпин замолвил за него словечко перед Александром Христофоровичем. В то время общество вольных каменщиков существовало подпольно, поэтому все его члены обязаны были сохранять чрезвычайные меры предосторожности. Дело в том, что император Николай Первый люто ненавидел масонов, а все тайные организации, включая масонские ложи, были запрещены еще по указу его брата Александра Первого, так как оказались тесно связаны с обществами декабристов.
Лермонтова масоны привлекали идеями о светлом будущем и готовностью к упорному труду, но оказалось, что на деле члены этого общества ничем не отличались от простых смертных. Вольные каменщики были такими же лживыми, вероломными и преследующими только личные цели, как и многие другие их современники. Как только Михаил Юрьевич это понял, то сразу от этого общества отошел. Но одновременно с этим он стал для них угрозой - запросто мог «наговорить лишнего».
Масоны поэта опасались, так как он был язвителен, остер на язык и очень-очень далек от деликатности. Возникла реальная угроза для карьеры как самого Бенкендорфа, так и начальника штаба корпуса жандармов Леонтия Дубельта, канцлера графа Нессельроде и других высокопоставленных масонов. Существует версия, что Лермонтова решили физически устранить именно вольные каменщики, а «заказал» поэта сам Бенкендорф.
Дуэль с Мартыновым была спровоцирована для отвода глаз, его заставили услышать то, что не было предназначено для его ушей. Указывается, например, тот странный факт, что на вечере у Верзилиных вдруг смолкла музыка, и очередная колкость поэта в адрес Мартынова прозвучала в полной тишине.
Если заказчиком убийства действительно являлся профессиональный полицейский Бенкендорф, то он прекрасно знал, как все продумать - спровоцировать Мартынова, чтобы тот вызвал Лермонтова на дуэль, найти непосредственного исполнителя убийства (того, кто предположительно и сделал второй выстрел), создать алиби свидетелям и даже заставить последних навсегда замолчать о произошедшем. Оттого раненого Лермонтова и оставили умирать - нельзя было, чтобы он выжил.
А Николай Мартынов, всю жизнь проживший с клеймом убийцы великого поэта, на смертном одре покаялся, что на самом деле Лермонтова не убивал. «Да, стрелял. Но не убивал! - клялся он. - Был еще один выстрел». Стал бы Мартынов врать священнику на исповеди перед смертью. Крайне сомнительно и практически невозможно.
Умер Мартынов в 1875 году, в шестидесятилетнем возрасте. Его родовое имение после революции было передано детской колонии, воспитанники которой разорили фамильный склеп, а останки дуэлянта утопили в местном пруду. Случилось это в 1924-м - в год стодесятилетия Лермонтова. А родственник того самого Алексея Столыпина-Монго, премьер-министр Российской империи Петр Столыпин, был застрелен в год семидесятилетия со дня смерти Михаила Юрьевича - в 1911 году. А в 1914-м, спустя 100 лет со дня рождения поэта, Россия оказалась втянута в горнило Первой мировой.
«Проклятие Лермонтова» вступило в силу: пугающие потрясения и катаклизмы с тех пор постоянно связаны с юбилейными датами рождения и убийства великого поэта. Но откуда у поэта взялась способность влиять на ход истории такой большой страны, как Россия? Истоки этого проклятия стоит поискать в его родословной.
Томас Рифмач и другие легендарные предки русского поэта
Своим происхождением Михаил Юрьевич был связан с шотландским родом Лермо́нтов. В семье часто говорили об этом, да и сам поэт любил покопаться в генеалогии. Михаил Юрьевич даже хранил портрет некоего испанского герцога Лерма, утверждая, что является его предком. Это, в свою очередь, доказано не было, но шотландские корни великого поэта были полностью подтверждены. Первый Лермонт поступил на русскую службу в 1613 году, при царе Михаиле Федоровиче. Но самым известным в роду поэта до сих пор остается полумифический Томас Лермонт, он же Томас Рифмач - персонаж кельтского фольклора, легендарный бард и предсказатель, живший в XIII веке.
Ходила легенда, что однажды Томас пропал из дома на месяц и вернулся очень постаревшим. Он стал рассказывать, что будто бы побывал в царстве мертвых, где разговаривал с тенями предков. После этого у Томаса Рифмача открылся дар пророчества. Свое самое удивительное предсказание он сделал 18 марта 1286 года. Шотландский граф Марч собирался на охоту и послал за Томасом - узнать, не ожидается ли дождь. Согласно преданию, Лермонт ответил:
- Назавтра в полдень буря взовьется.
Ведать не ведала ране Шотландия,
Что столько крови прольется.
Граф решил не рисковать и отменил затею с охотой. Но не увидев наутро на небе ни облачка, вновь послал за Лермонтом и спросил его недовольно:
- Где же буря?
В ту же минуту во дворец графа ворвался вестник. Он сообщил, что король Шотландии Александр Третий упал с лошади на горной дороге и скончался.
- Смерть великого правителя и означает бурю, которая обрушилась на Шотландию, - произнес прорицатель.
Но, несмотря на всю свою известность, Томас не был самым первым прорицателем в роду. Лермонт, который жил задолго до него, противостоял самому королю Макбету. И, судя по всему, его увековечил сам Шекспир - возможно, именно он превратился сразу в трех ведьм, которые предсказывают Макбету злосчастную судьбу в начале трагедии. А знаменитый шекспировский персонаж, по сути, является первой жертвой проклятия рода Лермо́нтов-Лермонтовых.
Михаил Юрьевич унаследовал от своего предка не только поэтический дар, но и дар прорицателя - достаточно вспомнить, что он предсказал даже собственную смерть:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Пожалуй, разве что с местом поэт чуть-чуть промахнулся. И все же, пусть не именно Дагестан, но Кавказ стал местом гибели поэта.
Еще в юности Лермонтов собственноручно сделал книгу предсказаний. Все, что он нагадал по ней на одном из великосветских балов, сбылось в мельчайших подробностях. Перед каждым серьезным боем поэт всегда объявлял, кто может в нем погибнуть. Сам же он, человек невероятно бесстрашный, иногда до жестокости, знал, что встретит смерть от пули, а потому в рукопашном бою не имел равных.
Напомним, Лермонтов предсказал, в том числе, и судьбу страны:
Настанет год,
России черный год,
Когда царей корона упадет.
Что ждет страну в год 200-летия поэта?
«Лермонтовское проклятие» связано, как правило, с войнами и заговорами. Есть опасения, что в юбилейный для поэта год Россию могут втянуть в войну - чужую и тяжелую. К сожалению, события на Украине и ситуация с Крымом вызывают тревогу. Грозящий санкциями Запад, бесчисленные провокации и передвижения украинских войск в юго-восточных областях - все это очень настораживает.
Новый виток мирового кризиса с каждым днем становится все ближе - цены уже ползут вверх, а по мнению астролога Павла Глобы, могут вырасти на целую треть, причем на все товары и услуги. Также Глоба опасается, что в нынешнем году есть риск повторения дефолта 1998-го. Но потом рубль все равно должен будет укрепиться, успокаивает астролог.
Что касается природных катаклизмов, то в 2014-м вновь может разгуляться водная стихия. Весной, особенно в апреле, велика вероятность наводнений и цунами в Тихоокеанском регионе.
Но наиболее осторожными нам следует быть летом и осенью текущего года, особенно с июля по ноябрь, то есть в период от годовщины смерти Михаила Юрьевича до дня его рождения. Подмечено, что в последние годы для нашей страны самым тяжелым оказывается август - например, путч 1991 года, «черный август» 1998-го, конфликт с Грузией в 2008-м…
И все-таки ни в коем случае не нужно бояться. «Проклятие Лермонтова» - это не приговор неумолимого рока, а всего лишь вероятный вариант развития событий, как пишет Глоба. Давайте вспомним, что именно в этом году наша страна стала местом проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр, одержав в них к тому же уверенную победу. Наше положение на международной арене, несмотря на угрозы США и Европы, становится все увереннее, к нам все чаще и все больше прислушиваются, а весь мир уже начинает понимать, что такое отношение к нам стран Запада - не что иное как бессилие, спрятанное за политикой двойных стандартов.
Будем надеяться, что год 200-летия со дня рождения великого русского поэта принесет нашей стране только хорошее. А если все-таки нам придется вынести испытания, то только с честью и непременно с хорошим финалом.
Сергей САВИНОВ
"КС Регион 69"