Слава Иноземцев приводит в «Ведомостях» цифры стоимости строительства дорог в России: «Сегодня 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн, в Бразилии - в $3,6 млн, в России - в $12,9 млн (для участка автодороги Москва - Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км цифра составляет $134 млн за 1 км; для Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга - $142 млн за 1 км, для четвертого кольца Москвы - около $400 млн за 1 км)» (а также много других интересных цифр).
В «сытые» годы такая ситуация терпима, а в «тощие» - у политического руководства не хватает денег и чтобы строить дороги по $10 млн за километр и чтобы его терпели. Собственно, я написал об этом
колонку ещё в январе - «Непозволительная роскошь», где этой роскошью была - коррупция. Можно ли быстро поменять нынешнюю, неэффективную систему госуправления, которая была с самого начала целиком и полностью предназначена для управления страной в «сытые» годы? Вроде бы нет. С другой стороны, после ухода Путина возникнет некоторая прогрессивная динамика - очевидно, что для следующего лидера борьба с коррупцией будет одним из важнейших лозунгов. Кроме того, с коррупцией помогают бороться конкурентные выборы, а я думаю, что возвращение прямых выборов - лучше одномандатных парламентских, чем губернаторских - вопрос ближайшего года. C коррупцией это не поможет справиться быстро, но хотя бы создаст давление на политиков и, может быть, слегка снизит стоимость строительства дорог.