Понедельник новой трудовой недели. Ты пришел на работу. Чем надо заняться первым делом? Конечно же, впечатлениями от фильма, который был скачан на волне увлечения театральными темами хоррор-панковских товарищей. И, надо сказать, я не прогадала. Смотрела на одном дыхании, не отрываясь - не припомню, когда в последний раз такое было, - а полное отсутствие у меня кинематографической проницательности добавило "Престижу" загадочности и интриги. Более здравомыслящий зритель, наверное, просек бы фишку не после прочтения Вики-статьи о фильме, а гораздо раньше, но я не птица-говорун.
Как справедливо пишут на Кинопоиске, "Престиж" - это фильм-фокус, и пришелся ко двору он мне именно всеми этими фишками сценической жизни и тем, что развитие темы фокусничества совпадает с КиШевской трактовкой. Конечно же, первая такая фишка - это эпиграф к кино, позаимствованный мною из "Фокусника": Просят они: "нас обмани, чудо хотим видеть мы"... Видимо, сюжет о том, что зритель рад обманываться, стар как мир, и в "Престиже" говорится ровно о том же, только немного другими словами. Вторая фишка - это взаимозависимость актера и зала: эпизод, в котором герой Хью Джекмана (как всегда, в именах главных персонажей я разобралась ближе к концу, а фамилиями второстепенных даже не заморачивалась), под сценой кланяется зрителям, которые аплодируют его двойнику, впечатлил меня сильно. Одержимость главных героев, заставляющая их ставить на карту все, включая жизни близких и не только (см. машину Теслы), имеет что-то от леденящего кровь цинизма ЛГ Михаила Горшенева. Закулисная жизнь артистов тоже держит на рыболовном крючке: мозговой штурм в поисках новой идеи; куча тяжеловесных приспособлений, скрытых под белой рубашкой; репетиции, восхищение изобретательностью человеческой мысли и кровь на руках; нервы за занавесом и непринужденная улыбка, которая натягивается для зала за несколько шагов от края сцены к ее центру; работа команды, распределение ролей - один на подмостках, другой страхует исполнителя, оставаясь невидимым для зрителя, и даже такие банальности как подсадные утки - все это в совокупности смотрится классно. Ну и гвоздем номера, здесь, естественно, является подковерная борьба: маскировки, шпионаж и срывы выступлений соперника... Эффектно. Особенно для тех, кому близка - на практике или умозрительно - романтическая (в искусствоведческом смысле) тема противостояния не на жизнь, а на смерть. Моральная мешанина и неоднозначность в последнее время мне импонирует, и развитие этой линии в "Престиже" тоже на высоте. Как и лихие повороты-перевертыши, и эпичная концовка[спойлер]"все умерли" (вопрос - ради чего).
Единственное, что мне показалось сильным допущением, -[еще спойлер]то, что все тонут ровно за одну минуту. Как так? Да, еще: я понимаю чувства тех, кто возмущается элементами фантастики в реалистичном по большому счету фильме, но для меня чудо-изобретения вполне вписались в атмосферу фокуса. О том, что машинка-то не простая, я узнала из Википедии, а до того момента просто пребывала в состоянии глубокого удивления и ни о чем не задумывалась, воспринимая сплав из реальных и нереальных фокусов как нечто единое, само собой разумеющееся.
"Престижу" - 9 из 10. Шикарный фильмец, но не для всех. Что, наверное, можно сказать о любом произведении искусства.