Наталья Соломко, "Белая лошадь - горе не мое"

May 10, 2020 18:59

Неизвестная мне до этой недели писательница Наталья Соломко, автор повестей для детей и юношества, имеет в своей биографии два замечательных факта: во-первых, отчество "Зоревна", во-вторых, несколько подростковых лет в отряде "Каравелла" (sapienti sat). Кроме того, в недлинной вики-статье о ней как места публикаций соломковских произведений перечислены те же журналы, что и у руководителя "Каравеллы", то бишь Владислава Крапивина, если кто-то из читающих мой ЖЖ еще об этом не знает, да и темы и идеи ее произведений - по крайней мере, "Белой лошади" - очень близки крапивинским. Да что там, если бы я открыла книгу, не глядя на титульный лист и, соответственно, не зная имени автора, то подумала бы, что это одна из ранних повестей Владислава Петровича.

На данный момент я прочитала не так уж и мало книг, но можно пересчитать на пальцах одной руки те произведения, которые затянули в себя сразу, с первого абзаца или с первой фразы. Обычно завязка - это все-таки такая вводная часть, некоторое раскачивание, представление ситуации или героев, настраивание инструментов со стороны оркестра и вслушивание в интонации со стороны посетителя концерта... Но очень редко встречаются такие книги, которые хватают тебя за шкирку так, что в шее что-то хряпает, разворачивают лицом к тому, что описано в начальных предложениях, и ты уже не можешь оторваться. Первой на ум мне приходит "Черновик" Лукьяненко: от всей книги целиком я не в восторге, но начало... Я залипла у полки в книжном. Второй теперь будет "Белая лошадь".

[спрятанная, о ужас, под спойлер первая фраза и пара мыслей про нее]"Учитель географии лез в школу через окно в туалете". Бредовая и смешная ситуация сразу вызывает горячее желание выяснить, как же так получилось, что учителя попадают на работу через окно. А может, не на работу? может, это что-то криминальное со стороны учителя? а если на работу, то так же не бывает! что же случилось, как же дошли мы до жизни такой? Ну-ка, ну-ка, что там дальше?.. По-моему, отличный пример "как надо" для разбора на занятиях по литературному мастерству. Допускаю, что не на всех эта фраза производит такой эффект, но для меня выстрел пришелся прямо в яблочко.

Второй сильной стороной "Лошади" является юмор. Я не знаю, чувствуют ли его в полной мере несовершеннолетние и очень несовершеннолетние читатели: по-моему, способность улавливать юмор в написанном тексте нарабатывается практикой, которая у детей ограничена хотя бы в силу возраста. Лично мне смешные книги гораздо чаще стали попадаться в возрасте 20+, иногда, что характерно, оказываясь уже прочитанными томиками из детской домашней библиотеки. В общем, тональность "Лошади" - веселье (ласковое, семейное, абсурдное, иногда - попытка улыбнуться сквозь слезы).

Третий плюс "Лошади" - крапивинские интонации (тоже sapienti sat). Они же являются и недостатком в том смысле, что если в книгах автора так сильно звучит голос его старшего товарища, то где же сам автор и его собственные интонации? Радость узнавания чередовалась у меня с экзистенциальными переживаниями на тему личности, влияния, исчезновения и прочих жутких вещей (так совпало, Соломко просто попала в тон другому чтению). Явный недостаток текста - или форматирования конкретно моего файла - полное отсутствие деления на какие-либо части. Весь текст - сплошной монолит без глав, главок, звездочек и даже пустой строчки перед новым отрывком, и все бы ничего, если бы это не способствовало путанице во времени и событиях и не мешало бы восприятию смысла.

В остальном "Лошадь" - душевная и довольно простенькая во всех смыслах повесть о школьных буднях молодого учителя (потомственного учителя, что важно) и его учеников. Художественная игра образами, связанная как раз с той самой белой лошадью, присутствует, но по самому минимуму. Сюжет в общих чертах понятен с самого начала, а чем все кончится, понимаешь уже на экваторе, но локальные сюрпризы бывают. Психологические наблюдения точны, но глубиной не поражают. Космических бездн книга не откроет, но она в самый раз для того, чтобы полежать в лесу у ночного костра и посмотреть на звезды в компании приятелей. Приятные полтора часа для любителей жанра (на самом деле я без понятия, сколько времени занимает чтение такой небольшой повести, но пусть будет полтора часа).

ИМХИ по книжкам

Крапивинское, книги

Previous post Next post
Up