Долго искала в истории браузера домашнего компа и телефона рецензию, которая так меня заинтересовала и из-за которой и посмотрела фильм. Не обнаружив и намека на рецу ни там, ни там, догадалась посмотреть на рабочем компе. Вуаля, корни найдены.
"Ущерб" - это история высокопоставленного политика в исполнении Джереми Айронса, который и был одним из аргументов в пользу фильма. У Стивена Флеминга (Айронс) успешная карьера и перспективы, жена, с которой у них дочка-подросток и взрослый сын, уже живущий отдельно и собирающийся жениться, а еще дом с прислугой и вот это вот все. Но Флеминг-старший внезапно влюбляется - причем в невесту Флеминга-младшего. Как легко предположить, ну ничегошеньки хорошего из этого не выходит. Тема не нова - в том же
"Легком поведении" ситуация схожа, хоть и в самых общих чертах, - но в художественном плане "Ущерб" имеет свой собственный стиль.
С точки зрения смысла я не очень поняла, о чем фильм. Ну только если о фатуме в древнегреческом значении: типа иногда вот такое случается, и люди тут бессильны. Ну или можно еще добавить современной психологии: что бы ни происходило, люди все равно воспроизводят привычные им модели поведения, и от греческого фатума по эффекту это почти ничем не отличается.
Но вот с точки зрения формы "Ущерб" впечатляющ. На Кинопоиске у него стоят тэги "драма" и "мелодрама", где-то я видела его в подборке романтических фильмов, но какая это нафиг романтика с мелодрамами? Это триллер, пусть и основанный на любовной линии, пусть и не без юмористических вкраплений. Вот про первую влюбленность младшей дочки Флемингов смешно: наверно, такой ничего из себя не представляющий задохлик с вечными затычками в ушах и с отсутствующим взглядом, которому ваша умненькая и заслуживающая лучшего кровинушка смотрит в рот, - это кошмар любого родителя. Но несмотря на эти и подобные им моменты "Ущерб" - это триллер, в котором напряжение нагнетается исподволь, хотя в общем-то ничего особенного не происходит - так, семейные ужины и рабочие будни. Я несколько раз ставила фильм на паузу, потому что было ясно, что сейчас случится что-то плохое, а так этого не хотелось. Приглушенные цвета, музыка, идеально ложащаяся на видеоряд, - все это создает нужную атмосферу. Из-за музыки, пожалуй, "Ущерб" входит в пятерку фильмов с запоминающимся звуковым сопровождением - в компанию к "Жизни других", "Реквиему по мечте", "Хористам" и компании. По тягучему настроению, составляющему одну из главных ценностей картины, "Ущерб" похож на
"25 час" с Эдвардом Нортоном. И финал, на мой взгляд, мощный. Во-первых, изменение облика главного героя производит впечатление (хотя в этом плане стоит отметить и Миранду Ричардсон, играющую жену Стивена, в одной из ее последних сцен), а во-вторых, последний эпизод, где Флеминг смотрит на фото, на котором запечатлены он сам и его сын с невестой, причем из-за одежды он, смотрящий из настоящего в прошлое, почти сливается с кадром... Ну, в этом есть что-то космическое. Искусство, короче.
"Ущерб" для любителей кино девяностых, для поклонников Джереми Айронса и Жюльетт Бинош, для тех, кто не будет возмущаться из-за поведения героев в духе "как можно быть такими идиотами и вести себя так неконструктивно", но зато оценит мощную смесь из вязкой меланхолии и трагизма, из бытовых мелочей, полувзглядов, полуинтонаций... В общем, кино на погрустить.
К отзывам на фильмы