Пока не стала искать год создания специально для поста, как-то и не давала себе отчета в том, что оба фильма сняты в истекшем году.
"После свадьбы" (2019) Хотя по названию может показаться, что кино - о брачных отношениях, но нет, не о них. По крайней мере, не в первую очередь. Свадьба, на которую случайно попадает главная героиня, приехавшая из Индии в Нью-Йорк для того, чтобы пообщаться с потенциальным жертвователем на созданный ею индийский детский дом, тут является просто спусковым крючком, после которого понеслось: понеслись всякие странные поступки персонажей, которые, к слову, потом получают логичное объяснение. Про мотивацию их поступков вообще любопытно говорится, и это одна из сильных сторон фильма. Как и в "Одиноком мужчине", создатели кино тут играют с теплой и холодной цветовой гаммой (живые индийские эпизоды - в теплых тонах, чужой героине Нью-Йорк - в холодных), и это смотрится неплохо; вот я не помню, в какой тональности последние нью-йоркские кадры - а ведь это важно для понимания героини и основной мысли "Свадьбы" вообще. Есть занятные находки (про светящиеся камни и не только камни), актеры на своем месте, хотя, по-моему, ничего эдакого не демонстрируют, кроме меняющейся и прямо-таки стареющей на глазах (как персонаж, а не как человек) Джулианны Мур, но в целом фильм не тронул - хоть смотрела я его с (умеренным) интересом.
[спойлерные пояснения]А не тронул он потому, что главная сюжетная завязка "героиня внезапно обретает дочь, от которой отказалась много лет назад" мне показалась надуманной. Нет, объяснения выглядят логично, но у меня впечатление, что их старательно подгоняли одно к одному, чтобы они как раз и выглядели логично. А потом оказалось, что американская картина - это ремейк одноименной скандинавской драмы (с Мадсом Миккельсеном в главной роли, кстати), и к тому же ремейк, в котором прибегли к гендерному перевертышу: не отец внезапно обретает взрослое чадо (что с житейской точки зрения является более распространенной ситуацией и потому не вызывает ощущения притянутости за уши), а зачем-то мать. Да нет, и так тоже бывает, конечно - чего только не бывает, но... в моем конкретном случае не выстрелило, и фильм оказался замком на песке, несмотря на то, что этот сюжетный финт - в общем-то не главное и что проблемы в произведении затрагиваются серьезные. И, кстати, я бы не сказала, что эта интрига как-то тонко подана: о том, что между героиней и отцом невесты что-то было, становится понятно при первом появлении отца в кадре, а насчет материнства секрет полишинеля раскрывается, как только невеста в свадебном спиче начинает говорить о своей матери. что я прицепилась-то к этой интриге
"Брачная история" (2019) А вот эта история - на сто процентов о браке. О браке театрального режиссера Чарли и актрисы Николь, в котором вроде бы есть все - в том числе и общие интересы, и теплота, и любимый сын, и вот это вот все - и тем не менее разваливается и он. И Чарли с Николь, оба - порядочные люди, готовые разойтись полюбовно и желающие сделать это ради друг друга и ради сына, оказываются втянуты (ну как "втянуты"? наступив на топкое место, сложно не провалиться в болото по щиколотку-колена-пояс-грудь-уши-макушку) в абсурд судебной системы. Вот про суды - огонь просто. Все, сказанное вами, может быть использовано против вас (в том числе и сказанное на ушко супругу в интимной обстановке), и меня поражает, как герои не возненавидели друг друга, пройдя через все эти заседания с взаимными обвинениями, которые в устах адвокатов звучат особенно бесстрастно, а потому - особенно безумно.
Фильм вообще в меру безумный: и вообще по сути (в общем-то как безумна жизнь - иррациональная, наполненная ошибками (подчас непоправимыми), но все равно исполненная надежды и любви), и потому, что, например, в нем есть родственники, которые любому другому показались бы фриками, но если они - твоя семья, то ты воспринимаешь их придурь как само собой разумеющееся. Если говорить про техническую сторону, то в "Истории" классная игра камеры, которая с помощью фокусировки на лицах показывает, что даже разводящиеся Чарли и Николь близки друг другу, как никто другой, что они понимают друг друга с полуслова, приглашают взглядом посмеяться над моментом - и даже сидя по разные стороны стола, бок о бок со своими адвокатами, которые по долгу службы говорят всякие гадости о противоположной стороне, они оказывают друг другу поддержку. Диалоги - просто бомба, заставляют смеяться до колик (в переводе и озвучке от Jaskier), причем в том числе и сквозь слезы грусти, потому что главное, что остается в душе после "Истории" - это смесь горечи и тепла. До "Трех билбордов" в плане послевкусия не дотягивает, но близко, близко. В той же тональности. Собственно, это основное и самое важное, что можно сказать о фильме Ноа Баумбака.
Очень классный фильм, всячески рекомендую. Еще один кандидат в "лучшее года" (это я все от тэга "годовые кольца" не отойду).