"Толкин" (2019)

Jan 08, 2020 11:43

Мои знания о Джоне Рональде Руэле Толкине ограничиваются скромным набором фактов:
- написал "Хоббита", "Властелина колец", "Сильмариллион", "Лист кисти Ниггля", "Эссе о волшебных сказках" и еще другие произведения, названия которых с ходу в голову не приходят;
- был профессором (и Профессором), увлекался языками, в том числе сочиняя и свои собственные;
- был одним из Инклингов;
- его сын Кристофер активно защищает отцовские авторские права.

И в общем-то все. И в целом я к нему отношусь с уважением, но без лишней трепетности. И благодаря всему вышеперечисленному я оказалась благодарным зрителем свежего байопика о писателе.

"Толкин" привлек мое внимание, конечно же, отзывом во френдленте и трейлером, в котором переплетаются реалистичная подача событий и фэнтезийные элементы, показывающие работу воображения писателя. Собственно, в первую очередь из-за этих элементов я и решила посмотреть кино.

"Толкин" концентрируется на юности будущего Профессора и заканчивается тем, как Толкин выводит первую фразу "Туда и обратно", выдумывая само слово "хоббит". То есть строго говоря кино - не о писателе (еще не о писателе), а просто о молодом человеке, который дружил, любил, фантазировал, страдал от бедности, участвовал в Первой мировой и так далее. Однако весь "Толкин" наполнен отсылками ко всей жизни писателя вообще - и к кинотрилогии Джексона; можно сказать, "Толкин" - это взгляд на Толкина через призму фильма по его произведению с позиций носителя современной культуры. Может быть, именно это коробит и тру-толкинистов, и наследников, которые сильно возражали против экранизации, но лично я спокойно отнеслась и к тому, что между официальной биографией и тем, что показано в фильме, существуют расхождения (в деталях, но все же довольно существенные), и к взгляду через призму Джексона - потому что мне в принципе понравилось, как сделан "Толкин".

Сделан он хорошо. Фильм американский, но кажется, что английский, потому что зеленые холмы Британии, Бирмингем, Оксфорд... аутентичны, я бы сказала (не могу найти, где именно проходили съемки, и потому непонятно, это действительно аутентичность или только такое сильное впечатление). Исполнитель заглавной роли Николас Холт неплох - в том числе благодаря тому, что смазливость, которой актер прямо-таки лучится в "Одиноком мужчине", тут он более-менее сумел пригасить. Актеры, играющие друзей Толкина, членов ЧКБО (не знала о существовании Чайного клуба и барровианского общества), органичны в своих образах. Дети-актеры, играющие героев-подростков, подобраны, на мой взгляд, идеально: стопроцентное совпадение не только в плане физического сходства, но даже на уровне манеры двигаться и улыбаться. Не знаю, кто кого косплеил (дети - взрослых или наоборот), но получилось классно. И компания мальчиков, которые спорят за жизнь, клянутся в верности своему союзу, валяясь на полу, читают вместе свои сочинения, скидываются по копеечке (то есть по пенсу) на одно пирожное на четверых, бьют друг другу морду (какая мужская дружба может обойтись без этого элемента?), поднимают упавшего, называют друг друга не "посоны", а "джентльмены", - это, конечно, очаровательно.

Но самое классное - это насыщенность всего фильма отсылками ко всему тому, что остается за кадром истории о юности. Вот мальчик Толкин, переезжая из сельской местности в Бирмингем, бросает прощальный взгляд на поля и холмы, и тебе совершенно ясно, что на экране показывают Шир. Вот он слушает "Кольцо Нибелунгов" Вагнера, и понятно, что спустя годы эпопея о кольце всевластия прорастет именно из этого зерна. Вот он смотрит на танцующую возлюбленную, и ясно, что все будущие принцессы эльфов - в ней. Вот он, измученный лихорадкой, прячется в траншее Первой мировой - и среди фигур бегущих солдат вдруг возникает силуэт короля назгулов, сотканный из орудийного дыма, отчасти похожий на настоящие авторские рисунки, а отчасти - на творение Джексона... а там уже и до огнедышащего дракона недалеко, да и верный Сэм тоже тут рядом. Ну и изобилие самых разных языков, начиная от латыни, староанглийского (?) и готского и заканчивая эльфийскими рунами, тоже не может не радовать.

К недостаткам можно отнести скомканность эпизодов домашней жизни Толкина: как будто режиссер погонял всех "ну давайте побыстрее покажем вот это и вот это, чтобы было видно, какое влияние на героя оказала мать, а то она скоро умрет" (о сиротстве писателя я тоже ничего не знала, к слову). Ну и в целом, "Толкин" - это, конечно, схематичный и упрощенный взгляд на юность Профессора, но как творчески переосмысленные основные вехи этой юности фильм хорош, я считаю. На крепкие душевно-красивые 7 из 10 по шкале Кинопоиска.

К отзывам на фильмы

кино

Previous post Next post
Up