Николай Лесков, "Соборяне"
Когда-то у меня был период, когда я запойно читала малую и среднюю форму Лескова, и очень она мне нравилась (особенно в плане языка), но вот о чем все это прочитанное, я забыла почти сразу же после того, как закрыла книгу. С "Соборянами", за которых я решила взяться то ли после отзыва какого-то, то ли после того, как попала на страницу проекта с подборками книг
"Полка", дело в этом плане обстоит получше: и сюжет, и характеры запоминаются нормально, с точки зрения языка чтение опять же представляет собой одно сплошное удовольствие (особенно мне нравится, как герои, священнослужители собора одного небольшого городка в весьма юмористическом ключе ловко используют в своей речи старославянизмы - я это еще с Чехова люблю), но вот к цельности произведения вопросы остались: показалось, как будто "Соборяне" состоят из кусочков, которые отличаются друг от друга и по тону, и по ритму, и от этого возникает не приятное впечатление от стилевого разнообразия, как могло бы быть, а ощущение непричесанности и чувство, что иногда Лесков сам порядком мучился, пытаясь хоть как-нибудь связать сюжетные повороты. Но даже несмотря на это "Соборяне" мне понравились: ярко, душевно, местами очень смешно, местами - грустно, местами прямо возмущаешься от несправедливости жизни, а потом произведение уходит на настоящую глубину, и ты даже уже не знаешь, что читаешь - сагу, жития или нечто документально-публицистическое... Вся палитра в "Соборянах" присутствует, и это, конечно, интересно.
А.С. Макаренко, "Педагогическая поэма"
Вообще "Поэма" входила в обязательный список для чтения на первом курсе универа, и я точно помню, что читала ее... и все. Даже обложку книжки помню, а что было внутри - это вопрос. Не срослось у меня тогда с Макаренко (и как с автором, и как с личностью), а сейчас могу сказать о нем только одно: глыба и человечище. Работу проделал феноменальную: как он к этим беспризорникам и малолетним преступникам подход найти сумел - и даже к самым безнадежным! и ведь выправил столько человеческих жизней. Невероятно.
Сама же "Поэма" духом эпохи, проблематикой и даже словарным запасом напоминает "Республику ШКИД" (с той разницей, что Шкида написана от лица воспитанников, а "Поэма" - воспитателем и в "Поэме" нет уникального шкидовского глагола "хрять"), а просто духом - Крапивина, причем не напрямую, а на каком-то самом глобальном уровне, и причем не книжки, а "Каравеллу" (которая отряд, а не повесть). Впрочем, если рассматривать их сходство в хронологическом аспекте, то это скорее Крапивин напоминает Антона Семеновича. Что до сходства, то объясняется оно, на мой кэповский взгляд, тем, что в основе их педагогических систем лежит одно и то же: строгая дисциплина, четкая и в то же время плавающая иерархия, забота детей друг о друге, труд и любовь (поначалу думала буквально двумя словами обойтись, но в итоге краткая характеристика в них не влезла).
Интереснее всего было читать про самое сложное - про рождение колонии и про то, как она переезжала на новое место, чтобы поглотить и переварить адаптировать и исправить вконец испорченных воспитанников того "нового места", а эпизоды про хозяйственное и душевное благополучие не столь захватывающи.
А еще перечитала "Выигрыши" Кортасара (правда, на этот раз всегда монологи Персио пропускала, даже не пытаясь с ними связываться). Если сформулировать впечатления одной фразой, то получится "перечитал и весь болю". Вот такие вот "Выигрыши", к которым вернусь наверняка еще не раз.
ИМХИ по книжкам