Давно лежал у меня в закладках «Слон» - о массовом расстреле учеников и сотрудников двумя учащимися той же школы (по мотивам стрельбы в школе «Колумбайн»), - и вот наконец посмотрела, прельстившись в первую очередь менее чем полуторачасовой длительностью (дело было к ночи, надолго зависать перед экраном не хотелось). Могу сказать, что, во-первых, уже не помню, почему я сделала эту закладку, и сама удивлена собственным выбором, а во-вторых, это, на мой взгляд, очень странный фильм.
Снялись в нем только непрофессионалы, к тому же персонажи носят те же имена, что и подростки-актеры - наверное, для пущей достоверности. Состоит этот медитативный «Слон» по большей части из длинных пассажей: то один, то другой герой неторопливо идут по школьной или пришкольной территории по своим делам (кто - в столовую, кто - в фотолабораторию, кто просто по коридору гуляет), а камера просто следует за ними. Разговоров почти нет, действия тоже практически нет, и уроков несмотря на то, что день в самом разгаре, тоже нет. Режиссер вроде как хотел снять буддистское безоценочное кино, не навязывающее никакую точку зрения на происходящее, но мне это по душе не пришлось: оценок, положим, и вправду нет, но и смысла особого в «Слоне» лично я тоже не вижу. Это и не документальная картина, и не фильм-реконструкция, и не лохматый арт-хаус, и уж тем более не традиционный художественный фильм, а что-то такое, непонятное… взгляд и нечто, ага.
Любопытные моменты тут имеются: например, одна и та же сцена может быть показана аж три раза - с точки зрения каждого из участников; да, в этом что-то есть. Атмосфера школы (местами полупустой или вообще пустой, но уж какая есть). Американский быт (не знаю, почему, но нравится мне на чужой быт через окно фильмов глазеть). Ясные лица подростков, тех самых непрофессиональных актеров, приятны сами по себе - как произведение искусства, можно сказать. Имитация компьютерной игры как вещь в себе тоже ничего. Еще запомнилось, как я попалась в устроенную режиссером ловушку мышления стереотипами: типа если мальчики играют в стрелялки и смотрят фильмы про Гитлера, то, значит, они эту стрельбу и устроили. Однако же, судя по подаче материала, у стрельбы в этой школе вообще нет ни причин, ни следствий… ни смысла, и это отсутствие смысла не только в событиях, но и в фильме вообще одним махом перекрывает все имеющиеся плюсы. Как взгляд на мир тоже имеет право на существование, но уж очень мне это чуждо.
«Слону» 5/10, и он, пожалуй, входит в тройку самых плохих (ну ок, не понравившихся и абсолютно не легших на душу) картин: первое место тут, без сомнения, у «Малхолланд Драйв», а второе - у трэшовых «Королей улиц». А к четвертому месту подбираются тоже довольно бессмысленные, на мой взгляд, «Банды Нью-Йорка», но там хоть сюжет наличествует и костюмы красивые.
Оказывается, этот «Слон» - вторая часть в трилогии фильмов об изоляции и смерти. Ну да, так оно и есть, изоляция и смерть. Для киноэстетов трилогия, наверно, потому что не знаю, как можно это еще и в тройном объеме добровольно смотреть.
Видела я чем-то похожий на «Слона» фильм «Что-то не так с Кевином», тоже арт-хаус и все такое, и тоже он не сильно понравился (хотя такое, наверное, нравиться по определению не может), но там я ощутила внутреннюю цельность произведения, хоть оно само мне и не того. Ну и Тильда Суинтон там опять же. :) У «Слона» же козырей таких нет, и вообще он мне не нра, в десятый раз занудно повторяю.
А еще с названием для русского зрителя тут, конечно, никакой ясности нет (хотя в рецензиях на Кинопоиске я встретила небезынтересные, но неправильные попытки его расшифровать): отсылает оно к английской идиоме про слона в комнате (о проблеме, на которую не хотят обращать внимание), но, скажите, разве без статьи в википедии или без «Интересных фактов о фильме» на Кинопоиске до этого дотумкать можно?
И я, к слову, с ходу и не подберу русский аналог… Так что да, с переводом проблемы.
К списку отзывов