Совершенно не доброе и не душевное кино, формально относящееся к неонуару, которое может быть рекомендовано в основном поклонникам таланта Гари Олдмана... и любителям необычной режиссуры, если они готовы закрыть глаза на трэш, потому что фильм стоит на двух китах - на человеке-пластилине Олдмане, способном без труда принять любую форму (ну, или выразить любую суть, особенно если там истерики намешано), и режиссерской работе Питера Медака.
Олдман играет здесь копа Джека, который влюбился в яму - в том смысле, что его герой (вероятно, предшественник продажного Стэна из бессоновского "Леона", который выйдет на экраны через год) ловко работает и на полицию, и на мафию, а полученные - разумеется, от мафии, не от государства же - деньги складывает в яму на заднем дворе и чахнет над нею, что твой Кащей. Попутно он по-стахановски,несмотря на наличие семьи, востребован и в личной жизни, и все этому Ромео очень нравится до тех пор, пока ему не приходится произнести два волшебных слова: "Я облажался". Это означает, что он попадает между молотом, наковальней и еще чем-то, столь же внушительным, т.е. в разборки между ФБР, мафией и мега-киллершей русского происхождения.
Из-за этих русских корней мега-киллерши фильм радует невообразимой для носителя языка фамилией на "-ова" в знак русскости дамы и ляпами типа "ироиуск" (это слово "пропуск" подразумевается) и "па пьаво входа в здание усиа" (глубокомысленное "гм"). Еще в нем, конечно, присутствуют традиционные для мафиозных фильмов приемы у главаря (везде амбалы-охранники, а сам папа-мафиози кушает кофеек и любезно предлагает его работающей на него мелкой сошке), отрезанные пальцы (довольно-таки фу), кровища и мадамы в неприличном виде, но при этом он получился реально гармоничным и похожим на крепкий коктейль, в котором можно определить вкус каждого из ингредиентов.
А коктейль-то прямо-таки гремучий: в нем есть и живенький драматизм (в смысле "экшн"), и некоторый психологизм в запутанных отношениях между персонажами, и такие боевиковые слежки-погони, и жуткий цинизм, и лирические пронзительные моменты (вот не помню, чтобы в каком-то из отсмотренных за последнее время фильме на меня лирика такое впечатление произвела), и очень смешные эпизоды, когда Джек бодро бежит по граблям, в очередной раз получает по лбу, а потом целеустремленно продолжает свой маршрут. Есть тут и маленькие красочные мазки, вызвавшие у меня ассоциации с "Аферой" (темой киллерши, ага, хотя в "Афере" все куда добрее и веселее) и с "Дикими историями" (все той же темой зверя в человеке, который просыпается в нем в экстремальных условиях, ну и вообще линией страстей человеческих). Но главное здесь, конечно, самоирония, которая не дает фильму скатиться ни в трэш и угар, ни в пафос, ни в философию - а претензия на философичность тут тоже есть из-за закадровой речи рассказчика (согласитесь, не слишком частый прием). Ах, да, что до приемов, есть и еще один, который заставил меня проверить, все ли у меня в порядке с компьютером, ха-ха-ха. Не, самом деле после финальных титров всякая аморалка довольно быстро забывается, а в памяти остается джековская улыбка сквозь слезы [спойлер про финал]и его страшное, страшное одиночество в какой-то мексиканской пустыне, которая сильно смахивает на ад Джека Воробья из, кажется, третьей части пиратской эпопеи.
Да, финал определенно тащит. Поэтому не уверена, что фильм для пересмотра, но что на 7 из 10 - это точно. Несмотря на непонятную лично мне сюжетную линию с женой [спойлер]и фотоаппаратом, точнее, с фотоальбомом (и умные люди Кинопоиска на эту тему ничего не пишут), и даже несмотря на эту ужасную даму-киллершу. Вот эта гармоничность в целом не слишком ровного (скорее, нервного) фильма и метаморфозы Олдмана того стоят. Ну и танцует он тут здорово. :)