"Первобытный страх" (1996)

May 10, 2016 12:00

Девятнадцатилетний юноша Аарон (Эдварт Нортон) уносит ноги с места жестокого преступления, неся на руках и одежде кровь жертвы, но в результате целой облавы его все-таки задерживают и сажают в цивилизованный американский обезьянник. Обвинение устами Джанет Венейбл (Лора Линни, которую, оказывается, я видела в "Жизни Дэвида Гейла" *удивление*) хочет ему смертной казни, сам подозреваемый вину свою категорически отрицает, но все выглядит очень печально до тех пор, пока за защиту молодого человека не берется крутой адвокат Мартин Вейл (Ричард Гир). Истина для Вейла значения особого не имеет, адвокатство нравится ему как интеллектуальное упражнение, а еще ведь так интересно играть человеческими жизнями, поэтому почему бы и не сыграть этот матч, который обещает быть таким захватывающим... но и на старуху бывает проруха, и на деле заикающегося от застенчивости Аарона блестящая система Вейла дает сбой: адвокат начинает искренне бороться за судьбу своего подопечного.

Это резюме хорошо передает суть фильма и в то же время не передает ее вообще. "Первобытный страх" - это типичная судебная драма с традиционными репликами "возражаю, Ваша честь" и занудным изучением материалов, даже с погоней (для динамики, видимо) за полукриминальным свидетелем... и с намеками на возможную любовную линию - между прокурором и адвокатом, разумеется. Этими "судебными" моментами "Страх" похож, например, на "Несколько хороших парней". Ричард Гир, которого я почему-то упрямо путаю с Клуни, здесь такой же самовлюбленный и азартный адвокат, как герой Тома Круза в "Парнях", а еще он тоже хороший профессионал, и мне весьма понравился момент, когда ради пользы дела он и по морде схлопотать готов. Сцена финального судебного заседания тоже весьма вштырила: если до этого кино я смотрела с интересом и даже не особо отвлекаясь, то "в суде" прямо сердце колотилось. До этого противостояние было замаскировано всякими деталями и как будто бы зарыто в кучу палой листвы, а тут - шашки наголо, неприкрытое противоборство, какая прелесть. :) Но концовка - вообще ух. Конкретный такой перепад температур. Не могу сказать, что она именно понравилась, но эмоционально зацепила - это точно. Чем-то этот так называемый твист похож на фокус в "Острове проклятых", но там он меня так выморозил, что "Остров" я активно не люблю, а здесь... Здесь почему-то ощущение, что твое сердце сначала согрели в ладонях, как птенчика, а потом сжали железной шипованной перчаткой, бросили на землю и еще потоптались на нем, нормально воспринялось. А почему?

Потому что изначально я включала "Страх" для того, чтобы посмотреть игру Нортона на неплохом материале сюжета про суд (уж так его исполнение расхвалили в рецензиях, так расхвалили...), и цель была достигнута. Говорят, для еще более полного впечатления смотреть надо с субтитрами, и я их уже закачала. Что интересно, даже когда его герой показан расплывчато на втором плане, все равно это работает. А уж когда всякие крупные планы идут (ну да, пусть довольно банальные, типа человек голову поднимает, и сразу понятно, что это неспроста), то вообще огонь. Особенно иногда - кто смотрел, тот поймет, кто не смотрел, зачем людям спойлерить?

Что до недостатков кино, то, может быть, кому-то оно может показаться затянутым (народ пишет, что на середине двухчасового фильма возникает ощущение, что смотришь ты уже три часа, но странным образом общего впечатления это не портит); ну ладно, может, при повторном просмотре оно где-то затянутым может оказаться в сценах без Нортона, т.е. вне тюремных стен. Тематика слегка тоже не того: детектив и криминал, само собой, поэтому понятно, что фильм не про бабочек на радуге; не слишком приятно, что католическая церковь там задействована в смысле "какая печаль, что так бывает", поэтому особо чувствительным, к коим я отношу и себя, как противоядие предлагается "Голгофа".

В целом же "Первобытному страху" (почему он так называется, кстати, причем и на английском тоже?) твердые 7 из 10. Концовке - с финального заседания по последние "открытые" кадры - 8/10, но в целом, наверное, все же семерка. В "Состоянии исступления" концовка все запорола, а тут прямо подтащила, но нет, все же кино ровно на семь. Наверное. :)

Полный список отзывов на фильмы

кино

Previous post Next post
Up