Сборник из шести коротких историй, объединенных слоганом "В каждом спит зверь. Не буди его". Тема лично для меня весьма любопытная, и потому в мысленный список "ага, посмотреть бы" этот аргентинский фильм (первый представитель латиноамериканского кинематографа в моей зрительской жизни) был внесен сразу.
Короткометражки я считаю интересным жанром, но при этом особо их не смотрела. Видела, конечно, "Париж, я люблю тебя" (из-за обилия сюжетов, перепутавшихся в голове, впечатления смазанные), на волне увлечения фильмографией Джесси Айзенберга посмотрела "Некоторые парни не уходят" (ммм... ну не знаю, что-то в "Парнях" есть, наверное, но я в это не очень врубилась, особенно до заметок, растолковывающих смысл самым тупым) и после статьи "сколько-то там лучших короткометражек" глянула несколько мини-киношек из списка, не очень уловив разницу между понятиями "короткометражный фильм" и "видеоролик на ютубе".
С "Дикими историями" же дело обстояло веселей, потому что в них четко прослеживается общая линия, но в то же регулярная время смена героев и декораций не дает заскучать.
1. "Пастернак" (пролог). Самая надуманная (ну ладно, скажем "абстрактная") и прямолинейная часть.
Пролог - он пролог и есть: вводная миниатюра об авиапассажирах, каждому из которых есть что сказать об их общем знакомом, чье имя неожиданно всплывает в их путевых беседах. Самая коротенькая камерная история в духе "Десяти негритят" Агаты Кристи, показывающая, что королеву детективов никому не переплюнуть, и задающая тон стройному ряду дальнейших зарисовок, прозрачно намекая на всяческую муть, поднимающуюся из глубин человеческих душ.
2. "Крысы". Самая, я бы сказала, необъяснимая и внешне бесстрастная история.
Официантка придорожной кафешки, отрезанной непогодой от окружающего мира, узнает в единственном за вечер посетителе человека, из-за которого погиб ее отец и вообще вся жизнь семьи пошла под откос. Поддавшись вполне понятным эмоциям, она хочет воспользоваться случаем высказать ему все, что о нем думает, но ее напарница, суровая пожилая женщина с загадочным прошлым, узнав об этом, стучит себе по лбу: мол, дура ты, дура, тут у нас крысиный яд есть, а ты высказывать там что-то этому упырю собралась. Так в жуткой бытовой простоте начинается неприкрытая борьба добра и зла, приправленная парой сюжетных поворотов для нарочитого обострения вопроса "быть или не быть мстить или не мстить" и моей любимой недосказанностью. Весьма забористая и колоритная миниатюрка, из-за своей обыденности дерущая морозом по позвоночнику. При этом у меня было ощущение, что "Крысы", как и пролог, только помогают "Диким историям" набрать высоту, а сам полет начинается чуть позже.
3. "Сильнейший". Самая яркая и трагичная (своей абсурдностью и логичностью сразу) история.
Короткометражка о двух автомобилистах, рассказывающая о том, как один из них не пропустил другого (на пустой дороге, кстати), и о том, до чего может довести желание оставить за собой в споре последнее слово. "Сильнейшего" надо смотреть, когда ты бурно ссоришься и тебя несет в светлое будущее. Наверное, это взрослый вариант "Повелителя мух"; только вот Голдинг хотел показать, как дети превращаются в дикарей в отсутствие цивилизованных наставников, способных в теории урегулировать ситуацию, а в "Сильнейшем" над двумя взрослыми никого нет...
4. "Маленькая бомба". Самая добрая и теплая история.
Из-за не вовремя эвакуированного автомобиля подрывник Симон опаздывает на день рождения к дочери. Вскоре это незначительное событие приводит к очень даже значительным последствиям в личной и профессиональной жизни Симона, и, доведенный до отчаяния, он переходит к активным действиям. Сюжет я тут даже сумела отчасти предугадать - впрочем, лишь в той части, что касается разрушения, а не созидания, которое здесь неожиданно присутствует... И внезапно подумала, что эта миниатюра, сотканная из таких узнаваемых деталей нашего ежедневного быта, из типичных разговоров и из совершенно обычных отношений, как нельзя лучше показывает, что человек живет в ином измерении - не в том, где кухни, пробки и офисы, а в том, где его душа имеет дело со своими темными и светлыми сторонами, и значение имеет только это. Вывод в стиле капитана Очевидность, конечно, но уж как получилось.
5. "Предложение". История о самой нерешаемой дилемме.
Юноша, типичный представитель золотой молодежи, сбивает женщину, и его отец пускает в ход все свое влияние для того, чтобы любыми средствами спасти парня от тюрьмы... но в какой-то момент все начинает идти не так, хотя по сути все "не так" с самого начала. Это "не так" ставит перед героями и зрителями сложные нравственные вопросы: их так легко решать дома в мягком кресле, и совершенно непонятно, как поступить, столкнувшись с ними в реальности. Довольно длинная, но динамичная миниатюра об отцах и детях, о мере ответственности каждого и о безответственности, об алчности и о жизни в отсутствие ориентиров... Концовка здесь тоже открытая и ставящая в тупик, да и вообще от "Предложения" остается куда больше вопросов, чем ответов.
6. "Пока смерть не разлучит нас". Самая динамичная история.
Веселая свадьба в шикарном ресторане, отвязный диджей, расслабленные гости, на большом экране демонстрируются семейные ролики о жизни жениха и невесты, их родственники оценивающе смотрят друг на друга и обмениваются достаточно искренними поздравлениями - такая чисто южная фиеста, одним словом. Но, конечно же, и тут в какой-то момент все идет не так, и мало после "не така" не покажется никому. Калейдоскоп событий захватывает, смотрится миниатюра очень бодро, и свойственной южнамериканцам созерцательности, доставшейся им от философски настроенных индейцев, здесь нет ни грамма. Реалистичности, вероятно, в отличие от того же "Предложения" или "Сильнейшего", тут тоже поменьше (в жизни всякое бывает, но именно такую свадьбу мне представить себе сложно), но на цельность и яркость изложения это не влият. Громкий финальный аккорд "Диких историй", окончание которого тоже трактоваться может по-разному, поэтому точка получается хорошая, в стиле всего фильма.
Что касается короткого резюме по "Диким историям", то они, во-первых, реально дикие, точнее не скажешь; во-вторых, это фильм из серии "на подумать" - цепляющий, заставляющий неоднократно возвращаться к себе мыслями после просмотра и становящийся от этих мысленных маневров только лучше; что до традиционных развлекательности или душевности, то их тут не наблюдается (кроме пары-тройки моментов). Если уложить все многобукв фильма в три характеристики, то я бы сказала, что "Истории" лаконичные, выпуклые, острые. А еще бодрые и нестандартные, все не как в Голливуде, начиная от жизненных реалий и заканчивая способами постановки вопросов и поисками (или непоисками) ответов.
На 7,5/10 или на 8/10 фильмец, думаю вот.
Ну и на испанском он отлично звучит, конечно, хотя сначала и трудно на недоученный язык настроиться.
Полный список отзывов на фильмы