"Состояние исступления" (1990)

Jan 05, 2016 12:34

В который раз посмотрев "Донни Браско" - кино, которое несмотря на сюжетные перипетии кажется мне очень уютным, - я решила расширить список фильмов из серии "у агента под прикрытием начинает ехать крыша, потому что он уже не понимает, на чьей он стороне" и набрела на "Состояние исступления". Больше темы внедряющихся копов меня здесь привлек Гари Олдман, которого я долго ненавидела за роль продажного полицейского в "Леоне" и только спустя много времени поняла, что персонаж отдельно, актер отдельно и что как раз актером по многочисленным отзывам он должен быть хорошим, даже слишком хорошим.

Если говорить о технических деталях "Состояния исступления", то мне понравилось:
+ то, что это фильм начала девяностых: привет из, не побоюсь этого слова, эпохи, которая отличается своим шармом;
+ хорошее, даже я бы сказала, отличное дублирование. Я была слегка удивлена чуть дребезжащим звуком... ну таким, не совсем чистым звучанием, с помехами, которые бывают в фильмах старше четверти века, и при этом здесь такой классный дубляж.

Если же перейти к сути, то мы имеем историю полицейского Терри (Шон Пенн), который внедряется в ирландскую (прямо "Отступники" вспоминаются) банду, где беспредельничает его друг детства Джеки (Гари Олдман); во главе банды - старший брат Джеки Фрэнки (Эд Харрис). Есть еще любовная линия между Терри и сестрой Джеки Кейт, но я сочла, что она добавлена для пущего драматизьму, чтобы показать, как бедняга Терри запутался во всем - в работе, в дружбе, в правде и лжи, и как же тут без путаницы и в любви. Для меня же на первый план вышли отношения между участниками мужеского пола, потому что, ИМХО, драмы в них поболе будет.

Итак, у нас есть Джеки - отмороженный парниша, который весь фильм ходит с сальными волосами (и только в самом финале замечает, что ему надо бы душ принять) и хлещет крепкие напитки. Он без зазрения совести выбивает долги из тех, кого угораздило связаться с бандой Фрэнки, при решении своих боевых задач вечно придумывает какие-то упоротые маневры (поджигая ночью чей-то склад, он не оставляет себе "чистой" дорожки к выходу и с дикими воплями несется на улицу через огонь); он психован почти до истеричности, при случае срывает злобу на неповинных людях, подвернувшихся ему под руку, и первую половину фильма практически постоянно вызывает омерзение. Но потом постепенно проступает то, как он беззаветно предан друзьям (хотя и в своего лучшего друга Терри он тоже может потыкать пистолетом, но у него хватает мозгов не спускать курок), как он всегда будет сражаться на стороне друга, наплевав на все прочие соображения, и как боготворит своего старшего брата Фрэнки. Ради Фрэнки он готов на все, готов выполнять его поручения, готов драться за него, а в случае необходимости умереть или мстить; он так счастливо смеется, поняв, что Фрэнки выбрался живым из очередной переделки, а Фрэнки... Фрэнки, для которого на первом месте стоит его так называемый бизнес, готов принести в жертву жизнь своего брата для того, чтобы понравиться своему новому "деловому партнеру", боссу итальянской мафии.

Эд Харрис, сыгравший Фрэнки, здесь хорош. Для своей роли он взял на вооружение тот самый минимализм - опущенный взгляд, мимолетное движение ресниц, почти незаметное пожимание плечом, выдающее, что нервное напряжение зашкаливает, - которому веришь. И какие у него глаза - серая сталь с точками зрачков... Что до его персонажа, то, собственно, в предыдущем абзаце о нем все сказано. Забавно, что чисто внешне он весь фильм напоминал мне одного знакомого (тот же типаж), и я не могла не загоняться на тему, что и такие приятные интеллигентные люди (как кто? как знакомый или как Харрис?) могут... могут творить всякое нехорошее.

Терри на фоне Джеки выглядит как Шевчук в песне "Россияне": стал я интеллигентней и тоньше (с). Он куда хладнокровнее чокнутого Джеки, в противоположность птице-говоруну он отличается умом и сообразительностью, он склонен рисковать ради достижения цели, т.е. отнюдь не рохля... в общем, у него есть все для того, чтобы стать отличным полицейским. В полицейские он подался для того, чтобы вырваться из той жизни, которую ведут Фрэнки и Джеки; вернувшись к ней в роли агента под прикрытием и признавшись в этом своей возлюбленной, в какой-то момент он называет себя предателем, и эту его фразу можно толковать по-разному: предатель - потому что вернулся? потому что вернулся со своими целями? потому что агент? потому что уже чувствует себя не агентом, а парнем из Адской кухни, как называют этот район города? Концовка, на мой взгляд, дает ответы на эти вопросы, особенно эпизод с полицейской корочкой, но спойлерить не буду.

Кстати, концовка, по-моему, является тем моментом, который несколько портит впечатление от фильма (и судя по рецам на Кинопоиске, не для меня одной). Вплоть до финальной битвы, т.е. гангстерской перестрелки, кино отличное - оно емкое, точное, каждый поворот сюжета важен для общей картины, мелкие детали, небрежные реплики диалогов создают насыщенный мир (не без кровищщи, конечно, но что поделать, жанр такой), - но эта перестрелка... Снята она красиво, выстрелы заглушаются музыкой ирландского парада, идут параллельные кадры празднующей улицы и стрельбы в кафе - но! но сколько можно снимать про танцующих слонов супергероев, способных на снайперский выстрел из любой позиции и заговоренных против пуль противников? Не будь этой голливудской лабуды, фильму можно было бы смело дать 8 из 10, но за пальбу я ему балл скостила до семерки.
7/10

Однако же тема отношений между братьями, а еще, конечно же, дружба Терри и Джеки, их напарничество, взаимные подколы, суровый мужской мордобой и хитрые взгляды искренней приязни (ах, как здесь хорош Олдман!) выше всяких оценок.

кино

Previous post Next post
Up