«ПАПА,ТЫ ЗА НАС ОТОМСТИШЬ"

Sep 04, 2016 01:05

Оригинал взят у matveychev_oleg в «ПАПА,ТЫ ЗА НАС ОТОМСТИШЬ"
ОТЕЦ-КОМАНДИР ПОЖЕРТВОВАЛ СВОИМИ ЧЕТЫРЬМЯ ДЕТЬМИ,СПАСАЯ ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД




Их ведут житной тропкой пейзажной.
Четверых.
Под конвоем
Из дому.
Лишь четырнадцать - девочке старшей,
Лишь три годика хлопцу малому…
И фашист,
Их к стене приставляя,
Щурит глаз, чтобы выстрел был меткий,
Начиная с сыночка Миная.
И уж падает хлопчик трёхлетний.
Вновь пред дулом головка льняная…
И стена…
И заложников тени…
Вот и всё.
Перед батькой Минаем
Встаньте, батьки, вы все на колени!

Аркадий Кулешов «Баллада о четырёх заложниках»
Батька Минай

Мина́й Фили́ппович Шмырёв (11 (23) декабря 1891, дер. Пунище Велижского уезда Витебской губернии - 3 сентября 1964, Витебск) - организатор партизанского движения в Витебской области в годы Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Благодаря действиям 4-й ударной армии и 1-й Белорусской партизанской бригады под командованием Шмырёва были созданы знаменитые «Витебские (Суражские) ворота». Они стали основной артерией, связывающей Большую землю с партизанскими отрядами Белоруссии, Прибалтики, Украины.

После нескольких неудачных попыток уничтожить партизан 19 октября 1941 года гитлеровцы арестовали мать, сестру и четверых детей Миная Шмырёва - 14-летнюю Лизу, 10-летнего Серёжу, 7-летнюю Зину и 3-летнего Мишу. Тещу партизана забирать не хотели, но она не оставила внуков.

Родных «батьки Миная» доставили в Сураж. Был объявлен ультиматум - если Минай Шмырёв не сдастся немецкому командованию, его семья будет расстреляна. Партизаны готовы были умереть за своего «батьку» и призывали идти на штурм Суража. Но немцы, ожидая подобной атаки, укрепили населённый пункт, подтянув дополнительные подразделения и танки. Атака Суража неизбежно привела бы к большим потерям среди партизан без всяких шансов на успех. А ведь у каждого из бойцов «батьки Миная» тоже были родные, и имел ли он право жертвовать их жизнями из-за собственной беды? Минай Шмырёв решил, что такого права у него нет. Он был готов сдаться немцам, но Миная остановили партизаны. Не было никаких сомнений в том, что командира ждёт публичная казнь, а в то, что его родных освободят, никто не верил - фашисты не считали нужным держать слово, когда речь шла о «недочеловеках»


«За нас не волнуйся, к немцам не иди»

То, что переживал в эти дни Минай Шмырёв, знал только он один.

А в Сураже семью держали в холодной тюремной камере на хлебе и воде. Детей били и запугивали. Трёхлетнего Мишу немцы таскали на «очные ставки» - если задерживали кого-то, по описанию похожего на Миная Шмырёва, ребёнка приводили к арестанту, надеясь, что мальчик, соскучившийся по отцу, выдаст его своими эмоциями. Это нечеловеческая жестокость разрывала сердце даже некоторым из тех, кто поступил на службу немцам. Благодаря одному из охранников тюрьмы, пожалевшему детей, в партизанский отряд была передана записка 14-летней Лизы Шмырёвой. Записка пришла в тот момент, когда отчаявшийся отец подумывал о том, чтобы покончить с собой, - он надеялся, что после этого фашисты отпустят его родных. Старшая дочь прекрасно понимала, что их ждёт. И совершенно естественным было бы, если бы в записке была мольба о помощи. Но там оказалось совершенно другое:

"Папа, за нас не волнуйся, никого не слушай, к немцам не иди. Если тебя убьют, то мы бессильны и за тебя не отомстим. А если нас убьют, папа, то ты за нас отомстишь», - писала 14-летняя Лиза.

Сколько же мужества и стойкости было в этой девочке, не сломавшейся перед лицом смерти. 14 февраля 1942 года родные Миная Шмырёва были расстреляны. Не пощадили ни 100-летнюю мать, ни 3-летнего мальчугана.




Записку Лизы отец всегда носил в нагрудном кармане. А партизанский отряд продолжал бить фашистов с ещё большей ярость. «Батька Минай» и его бойцы мстили за всех, чьи жизни отняли гитлеровцы.




В апреле 1942 года была создана 1-я Белорусская партизанская бригада, командиром которой стал Минай Шмырёв. В течение полугода бригада удерживала так называемые «Суражские ворота» - 40-километровый разрыв линии фронта, через который на «Большую землю» уходили мирные жители, перегоняли скот и вывозили зерно. В обратном направлении везли оружие и боеприпасы для партизан, уходили в немецкий тыл разведывательно-диверсионные группы Красной армии. Бригада «батьки Миная» контролировала целый партизанский край, где фактически была восстановлена советская власть. После гибели родных Минай Шмырёв не жалел себя, бросался вперёд в самых горячих схватках, словно ища смерти. Но пули обходили его стороной. Осенью 1942 года командование решило, что «батька Минай» принёс достаточно личных жертв в этой войне и рисковать командиром, ставшим легендой, не стоит. Миная Шмырёва отозвали в тыл, в распоряжение Белорусского штаба партизанского движения.




Боль, которая не проходит.

Жизнь есть жизнь, и у «батьки Миная» появилась новая семья. Женой его стала партизанка Ирина, позже в семье родились две дочери. Но, как вспоминали родные, до самых последних дней он жил со своей болью, от которой нельзя было избавиться. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Шмырёву Минаю Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В роду Шмырёвых было много долгожителей, и крепкий Минай Филиппович тоже мог бы дожить до 100 лет. Но война отняла у него часть жизни.

В последние годы он часто болел, перенёс тяжёлую операцию.

3 сентября 1964 года «батьки Миная» не стало.

На похороны героя в Витебске, первым почётным гражданином которого стал партизан, собрался почти весь город. А в 1985 году в Сураже во дворе средней школы был открыт небольшой памятник Мише, Зине, Серёже и Лизе Шмырёвым.







Источник

Чтобы помнили, Герои, ВОВ

Previous post Next post
Up