Оригинал взят у
crimeahistor в
Открытия Крымской войны9 сентября - День памяти русских воинов, павших в Крымской войне (1854-1856) и при первой обороне Севастополя. Это была одна из самых трагических страниц отечественной истории. Однако именно поражение в ней и положило начало масштабных реформ в России второй половины XIX века. Именно эта война во многом явилась точкой отсчета не только новой Российской империи, но и всей Европы. И, пожалуй, именно Крымская (в европейской историографии Восточная) кампания породила самое большое количество открытий….
Медицина
Главные открытия были сделаны в медицине и почти все они были связаны с именем великого русского врача - Николая Пирогова. Именно здесь, в осажденном Севастополе, он впервые в мире применил совершенно новый метод ухода за больными, который заключался в тщательном отборе (сортировке) раненых уже на первом перевязочном пункте. В зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, тогда как другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Здесь же Пирогов начинает с блестящим успехом использовать гипсовую повязку. Впервые в истории перелом перестал быть приговором. Именно изделие из гипса и спасло многих солдат и офицеров от ампутации и пожизненной инвалидности. Ведь при прежних методиках травматологии - переломы срастались редко. И только после «пироговского гипса» переломы стали срастаться.
Наркоз - еще одно гениальное изобретение Пирогова. Даже трудно себе представить, сколько нечеловеческой боли вынуждены были терпеть больные при операции. В Севастополе хирург впервые в мире применил эфир, благодаря которому впоследствии в полевых условиях им было проведено около 10 тысяч успешных операций.
Сестринское дело также зародилось в Севастополе. Ее основательницей во всем мире принято считать англичанку Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны организовала Службу профессиональных медсестёр. Вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, она отправилась в полевые госпитали Турции, а затем и в Крым. Она последовательно проводила в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными. В результате, менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2 %. Флоренс и по сей день во всем мире считается первым организатором женского ухода за ранеными в районе боевых действий и основоположницей сестринского дела.
Однако против ее первенства в самой решительной форме протестовал сам Н.Пирогов, неоднократно доказывая, что «Крестовоздвиженская община сестёр попечения о раненых и больных» была учреждена в октябре 1854 года, а в ноябре того же года она уже находилась на фронте. А вот миссия Нейтингель началась лишь зимой 1855 года"….. «Мы, русские, не должны дозволять никому переделывать до такой степени историческую истину. Мы имеем долг истребовать пальму первенства в деле столь благословенном и благотворном и ныне всеми принятом», - писал Н.Пирогов.
ОРУЖИЕ
Крымская война дала толчок развитию вооружённых сил, военного и военно-морского искусства европейских государств. Во многих странах начался переход от гладкоствольного оружия к нарезному, переход от парусного деревянного флота к паровому броненосному, зародились позиционные формы ведения войны. Морские заградительные мины были изобретены, а впоследствии и с успехом применены именно во время Крымской войны. В июне 1855 года, во время неудачной попытки англо-французского флота захватить крепость Кронштадт, несколько британских пароходов были повреждены в результате подводного взрыва российских морских мин.
Это было первое успешное применение морской мины. Правда, западные источники приводят более ранние случаи - 1803 и даже 1776 год. Успех их, однако, не подтвержден. А вот 1500 «адских машин» разработанные, разработанные академиком Петербургской академии наук Борисом Якоби, были достаточно успешно установлены российскими военно-морскими специалистами в Финском заливе.
А вот войска коалиции в борьбе с русским неприятелем использовали газы (химическое оружие). Так, при очередной осаде Севастополя, английская армия впервые в мире применила сернистый газ для «выкуривания» обороняющихся русских гарнизонов из инженерных сооружений. Позднее, в 1899-1902 годах во время англо-бурской войны англичане уже применяли артиллерийские снаряды, начиненные пикриновой кислотой, способной вызывать рвоту у пострадавших.
Знаменитая пуля Минье хоть и была изобретена в 1849 году, но с успехом опробована спустя 5 лет именно в боях под Севастополем. Она имеет сзади коническую выемку, в которую вставляется коническая железная чашечка, не доходящая до дна выемки. При выстреле чашечка, будучи значительно легче пули, получает большее ускорение и доходит до дна выемки, расширяя пулю и вгоняя ее в нарезы ранее, чем пуля продвинется по каналу на весьма малое расстояние.
Пули такого типа получили название «сжимательных». Русские войска, вооруженные гладкоствольными ружьями, могли вести эффективную стрельбу на дистанции примерно 200 шагов. Англо-французские войска благодаря применению пули Минье могли вести эффективный огонь на дистанции вчетверо большей. Существует даже мнение, что отсутствие таких пуль в русской армии и послужило одной из причин поражения России в Крымской войне.
Информация и способы ее подачи
Трудно поверить, но столь актуальная ныне информационная война - ровесница Крымской войны. Задокументировано одно из ранних проявлений лживой информации. Сразу после блистательной победы моряков Черноморского флота при битве под Синопом, английские газеты в отчётах о сражении писали, что "русские достреливали плававших в море раненых турок". Впрочем, русофобские настроения в западной прессе появились несколькими годами раньше. Еще в 1848 году малоизвестный в то время публицист Карл Маркс писал в одной из немецких газет: «для спасения либеральной репутации, нужно было вовремя проявлять ненависть к русским».
Николай Первый топчет карту Франции на карикатуре французской газеты "Шаривари" (8 августа 1850 года)
И эта ненависть с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе. Во многом ее провоцировали и русофобские карикатуры, которые все чаще стали публиковать английские и французские таблоиды.
А уже сразу же после начала войны в октябре 1854-го член английского парламента Д. Рассел даже открыто заявил: «Надо вырвать клыки у медведя… Пока его флот и морской арсенал на Чёрном море не разрушен, не будет в безопасности Константинополь, не будет мира в Европе».
Николай Первый в костюме дьявола на карикатуре газеты "Панч"(23 января 1854 года)
Но если пропаганда и информационная война зародились на Западе, то Крымский полуостров можно назвать прародиной военной фотокорреспонденции. А ее отцом стал Роджер Фентона. В Лондон из Крыма он привез 363 снимка, которые все до одного впоследствии выкупила самая большая в мире - Библиотека Конгресса США.
Впрочем, сам Фентон попал на поле боя случайно. Еще в начале кампании в британских войсках была создана специальная официальная команда фотографов под началом капитана Джона Хаккета. Но капитан и его ассистенты погибли 14 ноября 1854 года во время сильнейшего урагана при крушении судна Rip Van Winkle. Вместе с ними погибли и уникальные фотографии, сделанные в оккупированной Балаклаве.
Британское общество было взбудоражено информацией о бедственном положении замерзающей, одолеваемой болезнями армии, страдающей от плохого снабжения. К тому же многим не нравилось, что британские солдаты сражаются плечом к плечу со своими давними заклятыми врагами - французами.
Для формирования положительного образа войны был призван друг королевской семьи фотограф Роджер Фентон. Поддержку ему оказал принц Альберт, а финансировало поездку издательство «Эгнью и сыновья». Так автор портретов британской элиты стал аккредитованным военным фотографом. Будучи свидетелем страшных картин войны, Фентон снимал исключительно мирную лагерную жизнь. Позитив в современном понимании.
Метеорология
Непредсказуемая и капризная крымская погода всерьез потрепала нервы и силы противника. После балаклавского шторма 14 ноября 1854 года, разбившего 60 британских и французских кораблей, всерьез встал вопрос: а можно ли было предотвратить эти потер. Этот вопрос император Франции Наполеон III лично задал ведущему астроному своей страны - Урбену Леверье.
По приказу монарха за три месяца он создал службу прогноза погоды. Леверье обратился с просьбой к знакомым европейским учёным прислать ему сводки о состоянии погоды в период с 12 по 16 ноября. Полученные данные наносили на карту. Из детального анализа стало ясно, что ураган, потопивший корабли в Чёрном море, можно было предвидеть заранее. 19 февраля 1855 года, ученый подготовил доклад Наполеону III о перспективах создания централизованной метеорологической сети наблюдений с передачей сведений по телеграфу и презентовал первую карту погодной обстановки. После окончания войны в 1856 году во Франции с успехом работали уже 13 метеостанций.
Одежда
Пока французские ученые пытались составить прогнозы капризной и непредсказуемой крымской погоды, солдаты союзников всерьез от нее страдали. Зима 1854-1855 года была очень холодной, а большая часть британских войск вовремя не получила зимнего обмундирования. Выдержать холодный и сильный морской ветер под Балаклавой во многом помогла вязаная шапка, которая впоследствии и получила название «балаклава».
Один английский солдат просто прорезал в вязаной шапке отверстия для глаз и носа. Это помогло согреть лицо и защитить его от встречного ветра. Сегодня даже существуют «балаклавы» для пожарных, танкистов, автогонщиков. В ряде стран подобные маски носят бойцы спецподразделений во время антитеррористических операций.
Утеплялись и за счет вязаного жакета «кардигана», названного в честь седьмого графа Кардигана. Именно ему и приписывают изобретение данного предмета одежды с целью утепления форменного мундира.
. Возглавлявший кавалерийскую бригаду Лорд Кардиган был известным модником и славился своим безукоризненным вкусом. Выполненный из крупной вязки, жакет с пуговицами до самого низа, был предназначен для носки под мундир в пасмурную погоду. А 40-50 года ХХ века такие вязаные кофты были неотъемлемым атрибутов богемного гардероба каждого уважающего себя модника.
А с именем другого английского фельдмаршала барона Регла́на связан вид покроя рукава одежды (реглан), при котором рукав выкраивается вместе с плечевой частью переда (полочки) и спинки изделия. Барон потерял руку при битве в Битве при Ватерлоо (1815 год), и носившего одежду с таким видом рукава, чтобы немного скрыть данный недостаток.
Суровая крымская осень, сопровождавшаяся обильными дождями, и подтолкнули к этому изобретению. Так, вода не проникала под одежду солдата из-за отсутствия на плече шва. Впрочем, вспомним слова Н.Пирогова. Неужто и в истории моды у русских опять украли изобретение. Ведь на одной из акварелей художника Федора Солнцева, датированной 1842 годом, есть изображение девушки из Тульской губернии в вышитой рубашке с типичным рукавом-регланом..
Сигареты
Ну и наконец, самое неизвестное открытие Крымской кампании - сигареты. Курили тогда в Европе преимущественно трубки и сигары. А вот крошащийся табак, свернув его в газету... Этот процесс европейцы и русские впервые подсмотрели у турецких солдат, которые частенько курили на привале и заворачивали табак в бумажные гильзы от пороха или в обрывки старых газет. Сразу после войны началось массовое промышленное производство папирос «по крымскому образцу». И надо сказать, они быстро приобрели популярность у курильщиков. Ведь, для того, чтобы выкурить сигару или трубку, требовалось время и соответствующая обстановка, а это не всегда было. В результате первая сигаретная фабрика в Европе появилась в Лондоне спустя 1,5 года после окончания Крымской войны.