Оригинал взят у
crimeahistor в
На «брегах Тавриды». (к 215-летию со дня рождения А.С.Пушкина)
«Брега Тавриды», «Очей отрада». Сколькими поэтическими эпитетами он наградил полуостров. И будет вспоминать о нем даже спустя 17 лет, лежа на смертном одре. Будет вспоминать, как самые счастливые и беззаботные свои дни, как самые яркие дни своей юности. Таврида для всех русских начала XIX века - страна, «исполненная воспоминаний». Ее мало кто видел, ездили туда редкие одиночки (хотя путешествия в Крым постепенно становились модой), но о ней много знали из древних авторов. Это был край, овеянный легендами, благословенная «полуденная земля».
Разлад и смятение последних месяцев в Петербурге сменились дружелюбием и любовью, которой был окружен Пушкин в семье Раевского. Весной 1820 года поэт был выслан из Петербурга и подвергнут опале: дерзкие стихи и эпиграммы навлекли на него гнев императора Александра I. Поэта удаляют из столицы и прикомандировывают к канцелярии одесского генерала И.Н. Инзова «Петербург душен для поэта, - писал Пушкин. - Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу». В Крым Пушкин приехал вместе с семьей генерала Н.Н. Раевского.
Генерал Н.Н.Раевский
Конечно же, он обратил внимание на «брега Тавриды», ведь знакомство с полуденным краем началось с моря, когда они плыли из Тамани, мимо Керчи. Пушкин вряд ли предполагал, насколько эта земля завладеет его воображением.
Керчь, однако, слегка его разочаровала. На горе Митридат он увидел не те следы Пантикапеи, а груду камней, утесов, грубо высеченных, ступеней, дело рук человеческих. Стены Феодосийской Генуэзской крепости поразили больше, ведь здесь сохранились древние христианские храмы.
Скорее всего, юный поэт побывал и на Карадаге. Среди черновиков «Евгения Онегина» есть рисунок Золотых ворот. Но во времена Пушкина эта скала еще сохраняла свое древнее татарское название - Шайтан Капу (Чертовы ворота). Считалось, что где-то там, среди скал, находился вход в преисподнюю, и Пушкин бросился смотреть Карадаг.
Проплывал он как раз мимо этого грота, который впоследствии местные жители окрестили пушкинским. В Юрзуфе он прожил большую часть крымского путешествия, три недели. Раевские поселились в доме дюка де Ришелье - единственном европейском строении на всем Южном берегу. Об этом удивительном доме вспоминают почти все путешественники позапрошлого века, побывавшие в Крыму. Ришелье построил его, когда был губернатором Новороссийского края, но никогда там не жил и великодушно приказал держать его открытым для всех проезжающих.
Дом Ришелье в Гурзуфе (сейчас музей А.С.Пушкина)
«В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею со всем равнодушием и беспечностью неаполитанского lazzarone. Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря - и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество. Вот все, что пребывание в Юрзуфе оставило у меня в памяти».
Пушкинский грот в Гурзуфе (30-е гг. ХХ века)" title="Пушкинский грот в Гурзуфе (30-е гг. ХХ века)
5 сентября 1820 года Пушкин и оба Раевские покинули Гурзуф и отправились верхом по знаменитым местам Южного берега в Бахчисарай и Симферополь. Путники добрались до Никитского ботанического сада, потом проехали Верхнюю Массандру и увидели Ялту. Здесь (как и в Алупке, и в Симеизе) повторилась та же история: вместо славного византийского города - небольшая деревня, остатки стен старинной греческой церкви. Алупка - такая же деревенька (в сорок дворов, с мечетью). Романтический дворец графа Воронцова начнут строить здесь позже, в 1824 году.
Сверху, с Яйлы, путники могли в последний раз полюбоваться видом Южного берега. Дальше их путь лежал к мысу Фиолент. Следуя по территории Херсонеса через Севастополь и Инкерман, Пушкин с друзьями доехали наконец до Бахчисарая.
Памятник А.С.Пушкину на мысе Фиолент
Бывшая столица Крымского ханства особенно поразила путешественников, ведь во времена Пушкина Бахчисарай еще сохранял вид самого настоящего восточного города. Сюда съезжались купцы со всего Крыма. Однако вид дворца не оправдал ожиданий: Пушкин увидел не тот, старый дворец, который сгорел в 1736 году, а восстановленный и отремонтированный. Знаменитый фонтан слез выглядел не лучше: «из-за ржавой железной трубки по каплям капала вода».
А.С.Пушкин у Бахчисарайского фонтана (художник М.Кметь)
Но через четыре года, уже в Михайловском, Пушкин именно этому фонтану посвятил стихотворение. А в память о поэте, на мраморном выступе фонтана, теперь всегда лежат две розы: белая и красная.
Розы в Бахчисарайском фонтане
Результатом крымских путешествий стали несколько литературных произведений великого гения: поэмы «Кавказкий пленник», «Бахчисарайский фонтан», десятки лирических стихотворений. Самое известное из которых - стало поистине поэтическим гимном полуострову. Всю свою жизнь Крым дорог был его сердцу, а к поэме «Таврида» он выбрал эпиграфом слова Гете: «Верни мне мою молодость». Но молодость, так же как и самые счастливые дни своей жизни, как известно, вернуть не возможно. И поэт, похоже, чувствовал это, написав последние строки уже отъезжая в Кишинев из Симферополя:
Музей А.С.Пушкина в Гурзуфе
О, скоро ль вас увижу вновь,
Брега веселые Салгира!
Приду, на склон приморских гор,
Воспоминаний тайных полный.