О рукоподнятии и поимённости

Jan 01, 2015 22:31

В своё время Галич написал и даже спел - «мы поимённо вспомним всех, кто поднял руку».

Эту песню знает каждый советский интеллигент. Вот буквально каждый. Исключений не знаю.

Я по молодости думал, что поимённый список тех, кто голосовал за исключение Пастернака из СП, лежит в каждом либерально-интеллигентском доме. Рядом с прочими списочками - по делу Синявского и Даниэля, например, и прочих «знаковых дел». Потому что это ж вопрос сословной гордости - помнить такое.

Каково же было моё удивление, когда я раз за разом убеждался: никто даже и не интересовался этим самым списком. То есть Галича-то поют, и цитату охотно цитируют про поимённое вспоминание - но к себе это совершенно не применяют. Более того, я нигде не видел этого самого поимённого списка в сколько-нибудь достоверном виде. «Неинтересно».

При этом списки они ведут. Локально значимые. Ну, в смысле, на текущий момент. Например, стоп-листы, то бишь «списки нерукопожатых». Помню, как Невзоров был занесён в этот список (за нелюбовь к свободной Прибалтике), и как люди, обожавшие смотреть «600 секунд», начали поливать его дерьмом как из брандспойта. Какая-то бабёнка так даже публично каялась, что интервью брала у этого изверга. Очень было поучительное зрелище.

Что касается интеллигенции патриотической. Её, бедную, как раз постоянно обвиняли в том, что она, дескать, «составляет списки». Такие попытки действительно были, но выглядели жалко. Уж поверьте, я эти списки видел. Выглядели они примерно так: «Список самых главных врагов России: Горбачёв Михаил Сергеевич, Ельцин (Эльцман), Чубайс, баба с телевидения косоглазая, Бурбулис, Гайдар». Но большинство не делали даже и этого, рассчитывая, что настоящие подробные списки есть у кого-нибудь другого.

Единственный «патриотический список», о котором помнят более-менее все - это «письмо 42-х» от 5 октября 1993 года. Правда, документ и в самом деле выдающийся по мерзости и кроющий любого «пастернака» как бык овцу. Но важен сам факт: люди хотя бы помнят, что такое было, некоторые даже фамилии подписантов знают. Не всех (хотя это надо бы специально заучивать, чтобы регулярно, ежегодно проклинать), но знают.

Увы, за отсутствием того самого брандспойта такие списки имеют лишь мемориальное значение. Но - имеют. Потому что сплачивают сообщество, являясь частью коллективной памяти, которая и есть та самая «общая история».

Так вот, по итогам прошлого года тоже надо многое запомнить, записать, свести вместе и так далее. Чтобы потом не забыть. Помнить - и соответственно строить отношения, например.

ДОВЕСОК. Да, и обещание Галича тоже надо бы выполнить. Списочек найти и опубликовать. Ибо на либералов надежды в этом смысле никакой.

)(
Up