Oct 02, 2014 19:25
Стыдно быть не со своим народом - особенно если народу трудно.
Ну так вот, мне сейчас немножечко стыдно. Ну или, скажем так, неудобно.
Я вот о чём. За последние годы хорошим русским людям регулярно приходилось отрывать от сердца каких-нибудь кумиров юности. Ну, например, какого-нибудь Вахтанга Кикабизде, всенародно усыпанного советскими и российскими премиями грузина, которого так беззаветно обожали - а он после российско-грузинской войны напомнил русским дурачкам, что он гордый грузин, русских ненавидит и больше в эту поганую страну не ногой. Ах, как страдали хорошие, честные советские люди по утрате любви праздничного Бубы… Или вот ныне Макаревич. Выяснилось, что Макаревич-то нас, русских, считает говнецом, а любит украинцев. И как же теперь жить тем, кто русским себя считает, но вырос на песнях Макаревича?
Ну а сейчас удар нанесён в самое подвздошье. Свои истинные чувства к населеньицу высказал г-н Успенский, отец Чебурашки и Гены-Крокодила. Как же так, мы все так любили Чебурашку и Крокодила, а их отец, оказывается, дрянь такая оказался.
Ну так вот, чего мне-то неудобно.
Дело в том, что я всю эту советскую рениксу на дух не переносил НИКОГДА. Именно что никогда, начиная с самого раннего детства.
Жовиальные грузины, постоянно мелькавшие в советском телевизоре, вызывали у меня чувство, будто я попал в блошиный цирк: зрелище по-своему забавное, но быстро надоедающее. Макаревича я путал с группой «Земляне» - ну вот типа есть какие-то парни, которые поют «трава у дома» и «па-ва-рот новый па-ва-рот», я думал, это одни и те же. Лия Ахеджакова - ещё один советский фетиш - казалась мне не «характерной актрисой», а мерзкой бабёнкой. А от весёлых фильмов Гайдая веяло какой-то жутью.
При этом мне очень нравились любые западные фильмы, музыка и так далее, в том числе и самые что ни на есть простенькие. И не то, чтобы в них что-то было, чего не было в «нашем родном». Скорее наоборот - в них не было той ложки дерьма, которую в любую советскую культурпродукцию обязательно вливали.
Впоследствии я узнал больше. И понял, что Андрей Миронов - который у меня раньше шёл по категории «эти все» - на самом деле прекрасный актёр, просто он был создан для Голливуда, а тут его сильно испортили. Или что существенная часть эффекта от фильмов Тарковского - это просто хорошая западная цветная плёнка, окторую он где-то добывал. Или что «Ну, погоди»… впрочем, это совсем уж неприлично, так что не буду развивать тему.
Но вот что у меня НЕИЗМЕННО вызывало рвотный рефлекс - так это уродливые кукольные мультяши про Чебурашку и крокодила.
В этих мультиках было плохо решительно всё. Начиная со свемовской плёнки - мерзостной, болотно-зелёной - и кончая самими куклами. Когда я впервые услышал про «тяжёлое детство и деревянные игрушки, прибитые к полу», у меня в голове сразу встал мир мультфильма про крокодила Гену: это было оно самое. На это накладывался невероятно занудный идиотский сюжет - я вообще не помню, что же, собственно, происходило в этих мультиках, и происходило ли что-нибудь вообще, кроме унылого перемещения героев из угла в угол пыльного экрана. Тратить время на эту мудянку с волоснёй было решительно невозможно.
При этом «чебурашку» полагалось ЛЮБИТЬ. «Все дети любят Гену и Чебурашку» - сюпырились взрослые. Про Чебурашку рассказывали специальные детские анекдоты, отличавшиеся каким-то особо отвратным дебилизмом [2]. В школе на уроках музыки мы пели «Голубой вагон» и «Пусть бегут неуклюже». Была масса детских клубов и кружков «Чебурашка». «Чебурашкой» регулярно пытались назвать что-нибудь детское и некачественное - был вроде бы даже лимонад «чебурашка» (я его не помню, но не сомневаюсь, что гадость). Также «чебурашками» называли всякие разные вещи - от какой-то особенно уродливой модели «запора» и до бутылки-чекушки. Ну и так далее - «чебурашку», как сейчас сказали бы, форсили. То есть впихивали в глотку. Во всяком случае, у меня было именно такое ощущение.
Потом я узнал, что, помимо уродливого мультика, есть ещё и книжка про чебурашку. Читать подобное мне, конечно, и в голову не пришло. Не представляю даже, кто это вообще читает. Или своим детям читать даёт, бррр.
И вот честно скажу: у меня лично тот факт, что Успенский пубично присоединился к Макаревичу, Шендеровичу и прочим таким людям, никакого сожаления не вызывает, скорее уж наоборот.
В чём и - - -
[1] Сейчас я начал вспоминать, а было ли из того, что показывали по телику и в кино, хоть что-то хорошее, кроме редких иностранных фильмов. Вспомнил, что мне когда-то нравился Тарковский и захаровское «Обыкновенное чудо», но пересматривать это сейчас мне не пришло бы в голову.
[2] Типа:
Чебурашка плачет. Гена: "Что случилось?" - Меня ребята во доворе обманули. Спросили - хочешь ВАФЛИ? Я сказал - хочу. А они мне целый рот пиписек насовали.