К
этому.
Все уютные и процветающие маленькие евространы уютны не потому, что они маленькие, а потому, что внутри они больше, чем снаружи. То есть страна с виду маленькая, а на самом деле большая.
Например, Голландия размером с табакерку - 41 526 км². У которой есть при этом не только Ван Гог, марихуана и гомосексуализм, но и, скажем, авиакомпания KLM, бывшая до 2004 года национальной даже официально. Которая и была гигантом, а в 2004 объединилась с французами в Air France-KLM и подмяла под себя Европу. Сейчас это воздушная империя с 586 собственными самолетами (каталожной стоимостью €27 млрд) 75,8 млн перевозимых за год пассажиров и 230 направлениями в 113 странах мира.
Или, скажем, такая тема, как бескрайние поля. Голландцы на своих очень даже крайних полях выращивают столько всего, что доля Нидерландов мировом экспорте составляет 3,5% от всего объёма, причём голландские продукты считаются эталонными по качеству. При этом крестьяне составляют около одного процента населения страны.
Или совсем уж пространственная тема - жильё, квадратные метры. Вообще-то НАСТОЯЩАЯ площадь страны измеряется именно в квадратных метрах жилья на человека. Так вот, в Голландии на человека приходится 41 квадрат. Больше чем во Франции или в Испании.
И так далее, и тому подобное. Большая страна эти Нидерланды.
А Россия, к сожалению, снаружи большая - а внутри маленькая. Тесная и узенькая. Хорошо хоть не по всем измерениям: то же историческое значения или культура у нас большие. Но вот с кое-чем другим у нас проблемы.
Начнём уж сразу с жилья. Несмотря на сокращение населения, мы мучаемся в дикой, чудовищной, воистину азиатской тесноте - 21 квадрат очень некачественной жилплощали на человека. Про цену этих квадратных метров говорить страшно. Голландец, наверное, обморочился бы, если б узнал, сколько - это - стоит. Причём тут ужас вызывает и «сколько», и «что именно». Например, надёжных данных по аварийному жилью, в котором, однако, люди продолжают жить, просто не существует.
При этом плотность населения в российской столице в полтора раза выше, чем в Гонконге или Нью-Йорке, а плотность дорожной сети в три раза меньше, чем в Лондоне, и в пять раз меньше, чем в Париже. Это именно что типичнейший азиатский муравейник, только, во отличие от Азии, тут ещё и холодно.
Или тот же рынок авиаперевозок. У Аэрофлота в пять раз меньше самолётов, чем у голландско-французской компании (причём они не свои, а в лизинге), в семь раз меньше пассажиров, долги, плюс долги, постоянные проблемы и всякие загадки природы типа принадлежности Шереметьево. То есть с воздушными замками плоховато.
Но спустимся на настоящую землю, на родные чернозёмы. У России в собственности 9 % мировой пашни, 52 % чернозёмных почв, 20 % мировой пресной воды. При этом мы едим прошедшее глубокую заморозку латиноамериканское мясо, что такое настоящая говядина, вообще не знаем, зато гордимся тем, что сумели-таки наладить зерновой экспорт и начинаем мечтать о сахаре.
Теперь для недогадливых. Я всё это пишу не для того, чтобы донести до вас мысль, что «там хорошо, а здесь у нас плохо», с последующим сеансом унывания, переходящего в русохайство. Вот уж нет. Я мог бы вообще взять для примера не Россию, просто по России легче найти статистику и она вызывает меньше споров.
Я говорил об очень простой вещи: что делают страну уютной и комфортной. Так вот, популярный у нас образ «маленькой уютной страны», уютной именно за счёт своей малости - ложен. Это БОЛЬШИЕ СТРАНЫ. Большие - в том числе и пространственно, территориально. Потому что величину страны человек меряет по своим ощущениям. И если он живёт в тесноте, физической, а также экономической и социальной, то страна маленькая, понимаете? А если ему жить просторно, в том числе и в плане кошелька и амбиций, то и страна, значит, не маленькая, а компактная. И при этом не несёт на себе многих издержек большой страны, включая имиджевые - что и создаёт ощущение специфического "уюта". Который, кстати, не всем так уж и люб.
Если же кому хочется посмотреть на страну маленькую во всех смыслах - пожалуйста. Албания. 28 748 км², примерно половина Голландии. Евространа, член НАТО, все дела.
Если следовать теории, в ней должно быть в два раза уютнее, чем в Нидерландах.
Но - увы. И - ах.
)(