1999. Апогей патриотизма

Mar 25, 2009 02:55

Сейчас, наверное, многие пишут - и будут ещё писать - про вторую югославскую войну.

Я не буду. Я про другое.

Март 1999 года был апогеем того, что раньше называлось «патриотизмом». Не в смысле чувства, а в смысле политического направления.

«Демократам» тогда противостояли «патриоты» - и очередное нападение на Югославию стало их звёздным часом, единственным, неповторимым.

«Патриоты» образца девяностых годов сейчас воспринимаются как этакие протонационалисты. И это отчасти так - если смотреть из сегодняшнего дня, когда мы знаем, чем сердца успокоились. Хотя даже по сегодняшнему счёту оно не совсем верно: известная часть бывших патри подалась не в националисты, а в какие-нибудь, прости Господи, «евразийцы», а то и просто стали «государственниками в плохом смысле слова», они же «кремлядь беспонтовая незарплатная». Кое-кто, впрочем, и на зарплате, но мы говорим о массе. Так вот, ан масс это были именно что патриоты. Искренне и всерьёз радевшие за государство и его интересы, как они их понимали.

За государство, повторяю, а не за русских. За русских было обидно, да, но все надежды возлагались именно на госмашину, которую, казалось, можно было развернуть - и всё пойдёт-поедет в правильную сторону, заколосятся нивы, поплывут корабли и возьмутся за руки всяческие народы.

О да, о да. Я хорошо помню, как это было. Когда развернулся над Атлантикой Примаков, и вдруг всем стало можно любить Родину, не получая за это заушений и заглушений.

Тогда люди вышли на улицы. Стояла толпа перед американским посольством, и автомобиль с колоколом на крыше, который раз в десять минут проезжал мимо пиндосского гнезда и трезвонил. Помню пожилого серба, который держал плакат - «Русские, дайте нам СС-300». Разбитые витрины «Макдональдса» и исцарапанное стекло рекламного щита - «Смерть натовцам», «Сербии слава». И огоньки, огоньки в глазах: русские люди в кои-то веки почувствовали себя правыми. Они защищали правильное дело, им это нравилось.

Тогда казалось, что вот-вот, и у нас будет нормальная власть. Которая уже и есть: компетентные источники докладывали, что Ельцин лёг под Примакова, что преемничество уже гарантировано, вот сейчас выйдем из кризиса и начнём строить и жить. Дождались-дождались.

Ну да, дождались. Ага-агушечки.

Для начала прихлопнули разбушевавшийся народный энтузиазм. Телевизор включился на полную, гася волну «антинатовской истерики». Потом Ельцин единым щелбаном отправил в небытие Примакова и его кабинет. Был спешно посажен Степашин, которому доверили приштинский эпизод - для успокоения общественности, которая думала, что мы ещё не всё там в Сербии сдали, ещё не всё продали. Вот как раз в этот момент сдали и продали именно что всё - несколько старых ельцинских мерзавцев оформили братьев-славян даже не за понюх табака, а так, за рюмочку похвалы. Хотя, думаю, и рюмочки не поднесли - с россиянчатой кремлядцой у Запада всегда был разговор короткий, а уж тогда и подавно не цацкались. «Делай как сказано, сучонок, или офшорные счета обнулим».

Дальше провернули Путина, и преловко - для смазки ему дали «выиграть Чечню», как потом выяснилось, по договорённости и под бешеный процент. Тогда, правда, этого никто не понял, кроме военных - но кто их слушал… Ну а потом-потом - 9/11, американцы в Афганистане, с Россией-дурочкой на подхвате. «Антитеррористическая коалиция», кто помнит? Вот то-то.

Патриоты некоторое время ещё дышали - по инерции. Потом потихонечку скисли. Само слово забылось где-то в тех же двухтысячных - я уж и не помню, когда в последний раз его слышал.

И дальше началась другая история.

)(
Up