Мёртвая Смерть: массаракш!

Feb 15, 2009 21:31

Уй млин.

Очень устал, прилёг, немного поспал. Проснулся с ощущением чего-то крайне интересного. Хорошо хоть, успел кое-что восстановить в памяти.

А снился мне фильм «Обитаемый остров». Не бондарчуковский (который я так и не посмотрел). Кажется, германовский, но не уверен.

Разумеется, можно сказать, что «я это придумал». «Автор сценария - Михаил Харитонов». Ну, сон и есть придумка, наверное - не высшие же силы мне крутят эти видения. Но тем не менее - спал, приснилось.

Всё, увы, не запомнил. Несколько моментов.

1. Самое начало фильма: название и титры.

Фильм начинается с катастрофы, точнее - с первого попадания в садящийся корабль снаряда. Взрыв, грохот, отключение света. В возникшей темноте, на чёрном экране - название фильма: оно вспыхивает и начинает гаснуть. Потом свет снова включается, Максим что-то пытается делать, суетится - второе попадание, грохот, тьма, продолжение титров на чёрном экране (а там, за экраном, что-то грохочет и рушится).

И так раз пять или шесть - причём каждый раз освещение меняется, от нормального до какого-то тускло-красного, что-ли (видимо, аварийные лампочки). Под конец Максим освещает себе дорогу к выходу фонариком (там кадры почти гринуэевские - белёсый луч слепо тычется в стены, находит дверь, она открывается и мы видим мутное марево - Саракш).

2. Максим.

Не знаю, какой он был у Бондарчука. Но у меня во сне это типичный «ботаник», высокий, тощий, бестолковый, единственное что - живучий (видимо, как все земляне). В ярких (цвета не помню, кажется, жёлтый или канареечный - он был не видим, а как бы обозначен, не знаю, как объяснить) шортиках, на которых изображено что-то смешное, типа трахающихся бегемотиков.

Сверхчеловеком он выглядит только на фоне вечно уставших, хилых и покоцанных людей Саракша (о которых ниже).

Накачивается и становится крутым он к концу фильма. Помню сцены в спортзале, и как его бил плёткой тренер. Под самый конец Максим обрастает мышцами и приобретает угрюмую рожу.

Да, ещё вспомнил, как решалась проблема с языком. Пока Максим языка не знает, он не понимает, что ему говорят. Решается это так: голоса людей искажаются каким-то фильтром - примерно как в неисправном телефоне. То есть слышится какое-то «бу-бу-бум, блум-бла-бла». Потом он как-то язык осваивает (этот момент я не помню - кажется, какая-то садистская процедура) - после чего он начинает вместо этого «бу-бу» слышать нормальную речь.

3. Собственно Саракш.

Возможно, это особенность сна (во сне я плохо воспринимаю цвета) - но во сне мне привиделось, что это почти что чёрно-белый мир, точнее - чёрно-жёлтоватый, цвета жухлой травы. Видимо, всё снято через какие-то светофильтры.

Дальше такие цвета - во всём фильме, кроме фрагментов снов и воспоминаний Максима (они в фильме часто крутятся, во всяком случае в начале), которые сняты на максимальном цвете и свете - помню что-то пронзительно бело-голубое и чрезвычайно няшное. Кстати, самих сцен не помню - только помню, что они были.

А вот интересное. В фильме Саракш ДЕЙСТВИТЕЛЬНО является внутренней поверхностью сферы. Какая-то там пространственно-гравитационная ловушка, что-ли, - но, в общем, это мир и в самом деле замкнут. Улететь оттуда нельзя даже на исправном корабле. Причём, кажется, корабль Максима, хотя и повреждён, но вполне летабелен - просто лететь некуда. Помню, там была какая-то сцена, в которой Максим в этом убеждается наглядно - но не помню её абсолютно.

Да, ещё одно, сейчас только вспомнил. О людях.

Люди на Саракше одновременно раздражительные, заторможенные и всё время усталые. Они немножко приходят в себя только во время включения генераторов на полную мощность: как-то приободряются, немного приходят в себя, и всё такое. В камере это подавалось как частичное возвращение некоторых цветов (видимо, меняли светофильтры).

Никаких бурных приступов энтузиазма - скорее, своего рода нездоровое веселье. Улыбаются они только во время этих самых включений.

Кстати, Максим выясняет, что сексом местные занимаются только в эти минуты. У него там была одна сцена с девушкой, так она смогла «хоть что-то почувствовать» только в момент включения генераторов на полную катушку. Мужики сколько-нибудь неюные способны на что-либо исключительно в такие моменты, и все это знают - но выводов из этого никто не делает.

Да, об этом. Мнение о том, что «нас облучают чем-то» - довольно распространено и не является секретом. Но при этом разговаривающих на эту тему всерьёз считают чудиками и психами.

«Выродки», кажется, поживее: они и бегают быстрее, и чем-то интересуются. Вообще они умнее и энергичнее аборигенов. И ярче одеваются, кстати (абсолютное большинство населения носит что-то серенькое). Но при этом друг друга ненавидят и постоянно подставляют. Подолье в фильме было, была и Птица - совершенно сумасшедшая, «комиссарша». Помню, как она в кадре добивала офицеров, бежавших из башни, выстрелами в живот - видно, что это единственное, что ей в жизни нравится.

4. Сцена взрыва Центра.

Совершенно не помню, как Максим прорывается - помню только нервную какую-то музычку и общую «бондовскую» стилистику: какие-то драки в подземных коридорах, стрельба, и прочая фигота.

В конце концов Максим добирается до генератора излучения. Это такая фигня размером с сундук, стоящая в тёмном углу. Крупным планом - как он копается в проводах, рвёт их с корнем - и вдруг среди пыльных, грязных деталей, плохо изолированных (кажется, изоляция вообще тряпочная, кое-где что-то прикручено лентой) обнаруживает полупрозрачную светящуюся коробочку, явно «не отсюда» - она очень выделяется среди местной примитивной электроники. И вот когда он эту коробочку вырывает - генератор подыхает.

Вот это я помню очень хорошо. Переплетения толстых проводов, грязь, паутина - и среди этого говнища голубая коробочка «из другого совершенно мира», от которой отходят отросточки-проводнички. И как он её рвёт.

Кстати, никакого специального «депрессионного излучения» он не включает. Депрессия начинается сразу же после отключения генератора - все вялые. Когда он идёт обратно, его преследователи не то чтобы ползают на полу, но смотрят на него совершенно равнодушно. Один тип, впрочем, поднимает пистолет, чтобы его застрелить - но потом смотрит на дуло, думает, и суёт его себе в рот.

Этот кадр я тоже запомнил - в особенности рожа товарища была хороша.

5. Объяснение с Сикорски.

Максим трясёт перед носом Странника этой самой коробочкой и орёт: «Это же стандартный низкочастотник! Это земная техника! Кто её дал этим сволочам?! Вы?!!»

И Сикорски объясняет. Сначала спокойно, потом переходит на крик. Объясняет сопляку, что вся коммунистическая экономика земли зиждется на рабском труде тысяч планет типа Саракша, где местные жители добывают полезные ископаемые, шьют одёжку, делают всякую технику и вообще работают на землян. Что на Саракше добывают радиоактивные руды и ещё какую-то гадость, и поэтому планета - такая, какая есть. что излучение необходимо, иначе норма прибыли упадёт ниже плинтуса. Что иначе и быть не может, потому что есть законы экономики, от знания которых «вы, сопляки, избавлены». «Потому что если где-то коммунизм, то где-то должен быть феодализм, и даже рабовладение! И даже твои дурацкие штаны - и те сшиты рабами на дикой планете!» - орёт он на Максима, который весь фильм берёг свои шортики, в которых вылез из корабля.

Максим там под конец произносит что-то пафосное типа «Пока я здесь, Центр не восстановят», но видно, что он заморочен и подавлен.

В конце всё это как-то неожиданно выворачивалось наизнанку, но вот как раз хвост не помню совершенно, увы.

ДОВЕСКИ.

1. Пожалуйста, не спрашивайте, как там стыкуется "гравитационная ловушка" и то, что с планеты что-то вывозят. В бодрствующем состоянии я бы это как-то состыковал, но это сон, понимаете?

2. Вспомнил, откуда провода и среди них голубенькая коробочка. Это не моя придумка, это из какой-то статьи Переслегина. Не про Стругацких, про другое совсем.

)(
Up